Классификация заикания (логоневрозов)

В большинстве существующих классификаций учитываются общие закономерности заикания детей дошкольного и школьно­го возраста. Первые попытки создания классификации относятся к 1937 го­ду.

По этиологическому признаку.

A. Affister (1937, 1958) разделила всех заикающихся по этио­логическому

B. признаку с учетом клинической картины нарушения на 4 группы:

заикание, сопровождающееся аномалиями в струк­туре или функции органов, участвующих в речи; связанное с левшеством; по подражанию;

сопровождающееся эмоцио­нальной неустойчивостью и эмоциональными расстройствами: логофобиями, чувством неполноценности и др.

По анатомо-физиологическому признаку классифицировали заикание Е. С. Никитина и М. Ф. Брунс (1939). Они выделили 2 группы детей: дети с паллидарным синдромом — отмечают­ся психофизическая заторможенность, скованность, личностные нарушения, нарушения контакта с окружающими; дети становятся мрачными, не принимают участия в играх; дети со стриарным синдромом — им присуща психофизическая заторможенность, нервно-психические нарушения. Дети подвижны, непоседливы, заиканием не тяготятся, легко вступают в контакт. По клиническому признаку классификация заикания представ­лена в трудах В. С. Кочергиной (1959), Н. А. Власовой (1958) и др. Так, В. С. Кочергина выделяет детей, у которых следствием заикания явилась неуравнове­шенность поведения; детей, у которых неуравновешенное поведение отмечается с детства и является индивидуальной особенностью их личности, а развитие заикания способствует усилению их неуравновешенности и по­явлению черт общей детской нервности; детей с повы­шенной возбудимостью, в анамнезе которых имеются неблагоприятные условия внутриутробного развития, родовые травмы, соматические заболевания, острые и хронические инфекции, сер­дечно-сосудистые заболевания, эндокринные расстройства, дис­трофии; детей, у которых до заикания имелись при­знаки тяжелого невроза, склонность к истерическим реакциям.

4. По форме заикания. В классификации, предложенной Н. А. Власовой и Э. Н. Герценштейн, учитываются в первую очередь форма заикания:

то­ническая,

клоническая.

В данной классификации учитываются также некоторые этиологические факторы, вто­ричные психические симптомы, степень успешности логопеди­ческого воздействия

3.Заикание(логоневрозы) в психологическом аспекте

Проблемой заикания в психологическом аспекте для раскрытия его генезиса, для понимания поведения заикающихся в процессе коммуникации, для выявления их индивидуально-психологических особенностей занимались многие исследователи. Изучение у заикаю­щихся внимания, памяти, мышления, психомоторики показало, что у них изменена структура психической деятельности, ее само­регуляция. Они хуже выполняют ту деятельность, которая требует высокого уровня автоматизации (и соответственно — быстрого включения в деятельность), но различия в продуктивности между заикающимися и здоровыми исчезают, как только деятельность может выполняться на произвольном уровне. Исключение со­ставляет психомоторная деятельность: если у здоровых детей психомоторные акты совершаются в значительной мере автома­тически и не требуют произвольной регуляции, то для заикаю­щихся регуляция представляет сложную задачу, требующую про­извольного контроля. Некоторые исследователи считают, что заикающиеся отлича­ются большей инертностью психических процессов, чем нормаль­но говорящие, им свойственны явления персеверации, связан­ной с подвижностью нервной системы. Перспективно исследование личностных особенностей заика­ющихся как с помощью клинических наблюдений, так и с приме­нением экспериментально-психологических методик. С их по­мощью можно выявить тревожно-мнительный характер, подозритель­ность, фобические состояния; неуверенность, замкнутость, склон­ность к депрессии; пассивно-оборонительные и оборонительно-агрессивные реакции на дефект. Попробуем рассмотреть механизм заикания с позиций психолингвистики. Данный аспект изучения предпола­гает выяснение того, на какой стадии возникновения речевого вы­сказывания начинаются судороги в речи заикающегося. Выделяют следующие фазы речевой коммуникации:

1) наличие потребности в речи, или коммуникативное наме­рение;

2) рождение замысла высказывания во внутренней речи;

3).звуковая реализация высказывания.

В разных структурах ре­чевой деятельности эти фазы различны по своей полноте и дли­тельности протекания и не всегда однозначно вытекают одна из другой. Но постоянно происходит сопоставление задуманного и осуществленного. И. Ю. Абелева (и др.) считают, что заикание возника­ет в момент готовности к речи при наличии у говорящего комму­никативного намерения, программы речи и принципиального уме­ния говорить нормально. В трехчленную модель порождения речи автор предлагает включить фазу готовности к речи, на которой у заикающегося «ломается» весь произносительный механизм, все его системы: генераторная, резонаторная и энергетическая. Воз­никают судороги, явно проявляющиеся затем на четвертой, за­вершающей фазе. Рассмотрев разные точки зрения на проблему заикания, можно сделать основной вывод, что механизмы возникновения заика­ния неоднородны. В одних случаях заикание трактуется как сложное невроти­ческое расстройство, которое является результатом нарушения корково-подкоркового взаимодействия, расстройства единого авторегулируемого темпа речевых движений (голоса, дыхания, артикуляции).В других случаях — как сложное невротическое расстройст­во, явившееся результатом зафиксированного рефлекса непра­вильной речи, первоначально возникшей вследствие речевых за­труднений разного генеза. В третьих — как сложное, преимущественно функциональное расстройство речи, появившееся вследствие общего и речевого дизонтогенеза и дисгармоничного развития личности. В четвертых — механизм заикания можно объяснить на осно­ве органических изменений центральной нервной системы. Воз­можны и другие объяснения. Но в любом случае необходимо учитывать нарушения физиологического и психологического ха­рактера, составляющие единство. Таким образом, вопросы классификации заикания рассмат­риваются с разных позиций, но каждая из них является право­мерной, так как имеет свое научное обоснование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: