Измена

Мы все, конечно, каждый по-своему, изменники. В течение жизни мы изменяем своим убеждениям, вкусам, привязанностям. Это нормально.

Если в юности я любил ватрушки, а теперь их терпеть не могу, я – изменник ватрушкам. Меня за это вряд ли кто расстреляет, но даже в пустяковой измене есть проблема: может обидеться бабушка, которая меня этими ватрушками угощает.

Но понятно, что измена – это не только про ватрушки. Измена – одно из самых сильных русских слов, оно пахнет кровью, уничтожением или, по крайней мере, рукоприкладством.

Измена родине – строго говоря, метафора. Некоторые думают, что дело легче обстоит с супружескими изменами – здесь вроде все ясно. Статистика утверждает, что в России 55% мужчин изменяет женам. Зачем? Почему мужчина считает, что тело его жены принадлежит только ему и не может принадлежать никому другому? В сущности, мы все изменяем вчерашним нравам. Только одни больше, другие – меньше. Обычно думают, что измена начинается с ослабления любви. И к родине, и к жене. Хорошо. Можно ли изменить жене, если ее бешено любишь? Я слышу громкое «нельзя»! Но ведь это – самое сладкое.

Композиционное построение сочинения.

Напомним, что композиция (от латинского – составление) – соединение частей, или компонентов в целое; структура художественной формы.

Существуют разные композиционные приемы: повтор, усиление, со- и противопоставление, монтаж. Они могут функционировать как на микроуровне (фрагмент), так и на всем произведении (в этом случае они становятся композиционными принципами).


Необходимо объяснить школьникам, что в произведении, кроме основных сюжетных элементов, могут быть факультативные: пролог (п редисловие), предыстория ( сжатый и компактный рассказ о прошлом героя), последующая история (информацияо его дальнейшей судьбе), послесловие (сведения о жизни героев после основного действия). Благодаря этим элементам пространственно-временные рамки повествования расширяются.

В произведение могут вводиться дополнительные сюжеты – вставные новеллы, а также притчи, басни, сказки и др.

Задание № 1.

- Какова тема текста? Назовите подтемы текста. Можно ли поменять местами абзацы в тексте? (докажите свою точку зрения)

- Каким типом связи соединены предложения в тексте?

Текст 1.

В иконе все – особое. И само изображение, где почти нет глубины, где или нет объемов, или они совершенно иные, отличные от тех, что мы видим в жизни. Зато есть в иконе певучие очертания фигур (контуры), сложный и смелый колорит, легко впускающий в себя даже твореное золото. И сам художник – особый, и само создание иконы – необычно. Из поколения в поколение строго обучались художники-иконописцы, многие из которых были монахами (люди, живущие только религиозной жизнью), а многие из монахов не знали, что такое личное желание, свобода или воля. Да и само написание иконы трудно себе представить современному человеку. Например, Андрей Рублев, монах- «изограф» (а мы скажем – великий живописец в иконописи), прежде чем приступить к созданию новой иконы, принимал длительный пост и полное уединение. По обычаям того времени, он должен был очистить тело и мысли, чтобы иметь право приступить к священному изображению священных божеств.

Так что икона с самого первого появления ее в мир являет собою святыню, священный предмет, почти само Божество, по представлению религиозных людей, которому и поклонялись через икону, а потому обращались с ней с величайшей почтительностью и смирением. В русских домах иконы ни в коем случае не вешали на гвозди, их ставили на специальную угловую полку вверху «переднего… красного угла», словно выгораживая уголок помещения наподобие маленькой часовенки, где и «поселяли» священные изображения Божества. Свисали на цепочках лампады в цветных стеклах, и в свете тихих огоньков строго и печально смотрели божественные лики. Кто осмелится разглядывать их с праздным любопытством и тем более рассуждать – хороша ли, плоха ли живопись иконы? Кто возьмет на себя грех узнавать «почем стоит» она, как это делает современный человек, скупающий иконы в самых удаленных уголках России? Кому придет в голову искать в священных изображениях сходство с жизнью, а не найдя, выразить свое неудовольствие художнику?

В старину «зритель» был смиренный. Он не хвалил живописцев, не сердился на них и уж, конечно, не спорил с ними (как спорим мы на современных выставках). Он вообще не думал о них, он просто молился на их произведения, ничего не зная ни о художниках, ни о живописи. Он довольствовался сознанием, что Бог изображен в облике человека, дабы не забывали люди о своем божественном происхождении. Он молился иконам, говоря с Христом, его матерью Марией, со святыми иногда вслух, читая молитвы, а чаще про себя, прося утешения, помощи в своей многотрудной жизни.

(В.Алексеева «Что такое искусство?»)

Задание №2

Разбейте текст на абзацы. Что меняется при неверном выделении абзаца?

Текст 1.

Пробираюсь в Лешнюв, где расположился штаб дивизии. Попутчик мой по-прежнему Прищепа – молодой кубанец, неутомительный хам, вычищенный коммунист, будущий барахольщик, беспечный сифилитик, неторопливый враль. На нем малиновая черкеска из тонкого сукна и пуховый башлык, закинутый за спину. По дороге он рассказывает о себе. Год тому назад Прищепа бежал от белых. В отместку они взяли заложниками его родителей и убили их в контрразведке. Имущество расхитили соседи. Когда белых прогнали с Кубани, Прищепе вернулся в родную станицу. Было утро, рассвет, мужичий сон вздыхал в прокисшей духоте. Прищепа подрядил казенную телегу и пошел по станице собирать свои граммофоны, жбаны для кваса и расшитые матерью полотенца. Он вышел на улицу в черной бурке, с кривым кинжалом за поясом; телега плелась сзади. Прищепа ходил от одного соседа к другому, кровавая печать его подошв тянулась за ним следом. В тех хатах, где казак находил вещи матери или чубук отца, он оставлял подколотых старух, собак, повешенных над колодцем, иконы, загаженные пометом. Станичники, раскуривая трубки, угрюмо следили его путь. Молодые казаки рассыпались в степи и вели счет. Счет разбухал, и станица молчала. Кончив, Прищепа вернулся в опустошенный отчий дом. Он расставил отбитую мебель в порядке, который был ему памятен с детства, и послал за водкой. Запершись в хате, он пил двое суток, пел, плакал, и рубил шашкой столы. На третью ночь станица увидела дым над избой Прищепы. Опаленный и рваный, виляя ногами, он вывел из стойла корову, вложил ей в рот револьвер и выстрелил. Земля курилась под ним, голубое кольцо пламени вылетело из трубы и растаяло, в конюшне зарыдал оставленный бычок. Пожар сиял, как воскресенье. Прищепа отвязал коня, прыгнул в седло, бросил в огонь прядь своих волос и сгинул.

Текст 2

- Используя ключевые слова(выделенные слова), составьте свой текст.

(учитель диктует ключевые слова, из которых учащиеся составляют свой текст, время работы 10 минут)

- Прочитайте первый абзац из рассказа Милорада Павича «Тунисская белая клетка в форме пагоды».

- Допишите текст.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ мысли как комнаты. Бывают роскошные дворцы, а бывают и чердаки под крышей. Есть солнечные, а есть темные. Одни смотрят на реку и небо, а другие на вентиляционный люк или подвал. А слова как вещи, они могут перемещаться из одной комнаты в другую. Наши мысли, то есть наши комнаты, составляют анфилады дворцов или казарм, а могут быть и чужим жилищем, в котором мы только снимаем угол. Иногда, особенно ночью, мы оказываемся перед закрытыми на замок дверями и не можем выйти наружу. Мы заточены в темнице до тех пор, пока сны не избавят нас и не выпустят на свободу. Но снов, как и сватов, надо еще дождаться. А пока их нет, владычествует бессонница. Говорят, есть две бессонницы, они словно сестры. Одна приходит, когда ты не можешь заснуть, а другая, когда просыпаешься среди ночи. Первая – мать лжи, вторая - мать правды.

Текст3

-Прочитайте и сравните отрывок из эссе «Новая теория сновидений» испанского писателя Рамона Гомеса де ла Серна («Иностранная литература», 2003, №12) и отрывок из эссе Т.Толстой «Зверотур».

1. Сон превращает человеческую душу в темный и грязный подвал, по которому, словно крысы, снуют довольные злые духи.

Лишенный благодати, искаженный мир сновидения служит для воплощения изощренных замыслов Люцифера. Иначе он был бы лишь бессмысленным нагромождением ощущений и образов.

Вспомним, как начинается сон. Появляется таинственное существо, должно быть, морское, и увлекает нас в пучину, заставляя ощутить вначале дрожь, а затем наслаждение.

Во сне становятся явными тайные желания и пороки.

-По мнению Т.Толстой: «Хорошо рассказанные сны волнуют не хуже прозы». Расскажите свой сон.

2. Кто показывает нам сны, неизвестно; зачем – непонятно. Исполнение желаний? Решение дневных задач? Можно было бы, казалось, обойтись и без снов, а все эти решения и исполнения осуществлять наяву, да некоторые так и делают, обходясь без ночных коленчатых подземелий, пустынных морей и медленных обрушиваний в пропасти.

В этом мире, отделенном от нас и в то же время построенном прямо поперек нашего разума, сердца и глаз, обитает Сценарист – а может быть, их несколько, - который говорит на своем языке и предлагает нам понимать этот язык в меру нашего разумения.

Можно все детство, всю жизнь читать книжки о путешествиях, особенно с картинками, можно живо представлять себе весь пестрый мир, но только когда Сценарист по своему капризу устроит тебе это «далеко» - просто, можно сказать, на пустом месте, - только тогда наступит счастье настоящего воплощения слова, звука, понятия, смысла. Отсюда уже один шаг до литературы, вернее, до каких-то кривых попыток собственного творчества…

«В постель иду, как в ложу: // Затем, чтоб видеть сны». Тому, кто умеет смотреть сны, ночная жизнь дороже дневной. Иногда кажется, что единственное оправдание дневного перерыва между спектаклями – это обдумывание, переживание заново этой рваной ночной пьесы, идущей всего один раз и без репетиций, - кстати, такое расточительство! Костюмы, декорации, актеры – а завтра все новое!

Чтобы запомнить увиденное, надо немедленно записать хоть клочки пьесы, хоть часть сцен, образов, слов, испаряющихся как волшебные чернила.

Текст 4

- Прочитайте отрывок из рассказа молодого современника Дениса Гуцко «Осенний человек» («Октябрь», 2004, №5).

- Напишите сочинение-рассуждение о том, с каким временем года вы себя соотносите.

Я осенний человек. Не уверен, как по ту сторону, у других, но кажется, и у них есть своя пора. Бывают люди весенние. Легкие, голодные просыпаются они под звон воробьев в сладковатом воздухе: жить! Жить! И летят себе жить-жить, с ветки на ветку, с ветки на ветку. Есть люди летние, в жаркой пляжной печке пропекающие себя до гладкой корочки, отдельно каждую впадинку, каждую складочку. Им это потом всю зиму отщипывать как от ванильного калача, припоминать то вкус домашнего вина на вечернем пирсе, то шипучие, у самых ног умирающие волны. Зима для них – лишь досадная отсрочка, скучная пустота. Зима – совсем для других. Тащат с балкона, стучат лыжами над головами спящих домочадцев, и потом пьют, пьют обжигающий мороз и, жмурясь от удовольствия, скрипят снегом зимние, быстрые и крепкие люди.

Я – осенний…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: