Написание сочинения по афоризму

Алгоритм предварительной работы по афоризму.

1. Выделите в афоризме ключевые слова.

2. Подберите ассоциативные ряды..

3. Определите наиболее значимую для вас ассоциацию.

4. В каких художественных произведениях встречались данные слова, в каком значении?

5. Сопоставьте свои размышления с мыслью писателя.

Материал для работы: «Люди одиноки, потому что вместо мостов они строят стены».

Ход работы.

1. Афоризм содержит три ключевых слова (одиночество, мост, стена).

2. Неизбежно появляются некоторые ассоциации:

Одиночество: Какое? Мост – Стена –
Полное, страдальческое, безвыходное связь преграда
вынужденное дорога защита
смертельное граница прочность
томительное непрочность высокая ограда
угнетающее путь разделение
«сладкое» противоположность устойчивость
душевное сооружение препятствие
абсолютное выход тупик
«пустота»   граница

· В зависимости от контекста необходимо правильно подобрать ассоциативное значение, т.к. неправильный выбор может привести к непониманию афоризма в целом.

3. «Пустота» –- связь –- граница.

4. «Одиночество»: лирика М.Ю. Лермонтова, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Гроза» А.Н. Островского, «Обломов» И.А. Гончарова, «Ионыч» А.П. Чехова, «На дне» А.М. Горького, цикл «Темные аллеи» И.А. Бунина, постмодернистская литература (Л. Петрушевская, Т. Толстая, А. Хургин и др.)

«Мост»: «Мертвые души» Н.В. Гоголя, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Хорошее отношение к лошадям» В.В. Маяковского, «Поэма конца» М. Цветаевой.

«Стена»: «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского.

5. * МОСТСВЯЗЬ: «Сжечь за собой мост» – значит лишиться пути назад, на прежнее место или вообще к былому, а еще принять бесповоротное решение, проявить неотступную волю.

*Хосе Ортега-и- Гассет: «В известной мере всякое приветствие – это дань уважения, это «внимание», отсутствие которого вызывает гнев окружаюших, поскольку означает «невнимание». Таким образом, приветствие – это и выражение преданности, и символ направленных на кого-либо чувств… Словом, пожав друг другу руку, мы проявляем взаимное чувство доброй воли и признаем общность с другим человеком. Тем самым мы с ним «со-общаемся». Другими словами, наводим мост между только что противоположными, чужими берегами. Налаживаем взаимоприемлемые отношения…

· Мост – архетип единения «мужского» и «женского», как, впрочем, и разлуки. А она тоже требует решиМОСТи – сжигания МОСТа.

Марина Цветаева:

Последний мост.

(Руки не отдам, не выну!)

Последний мост,

Последняя мостовина.

Но если любовь жива, если она умирает даже после надежды, значит ли это, что…

…Что нет и не будет мосту

Кон – ца…

Однако нет такого Времени, в котором не было бы места для Любви, ведь она и шаткий мост, трепетно соединяющий любящих, и постоянное место совместного бытия.

С внутренним волнением и с какой-то невыразимой тоской выходим мы на край пирса. Тайно и печально ждем, не появится ли из-за моря встречный порыв. Джеймс Джойс: «Пирс – несбывшийся мост».

Если попробовать предельно лаконично, но при этом образно выразить фабулу «Белых ночей» Достоевского, то это будет многозначительная череда рукопожатий. «Дайте мне руку» – с этой просьбы начинается знакомство мечтателя с Настенькой. Словно размыкаются и смыкаются разводные Мосты. И непременно в белые ночи, которые мирно и нежно соединяют Свет и Тьму. Отсюда несравнимая поэтика мостов Петербурга: они как живые и вдохновленные натуры. Расходятся пролеты мостов – диковинная птица приподнимает свои могучие крылья. Белая Лебедь, мифологическая родоначальница племени полян, она же владычица живой воды и «молотильных яблок», за которыми однажды и послала своих братьев. Их возвращение было встречено милой улыбкой.

Среди всех наших гримас улыбка самая кроткая, нежная и привечающая. «Ну, а дружба начинается с улыбки». Так же, как и любовь. Целуя уста друг друга, влюбленные объединяют, скрепляют печать симпатии и влечения – свои улыбки. Так даль становится близостью. Д.Джойс отмечал: «Улыбка доходит в любую даль».

Разве нет такого ощущения, что мы как бы живем-бредем по невидимому мосту Времен?

6. Одиночество – пустота:

Сталкиваясь с чем-то неопределенным, плохо организованным, лишенным порядка, предсказуемости, мы называем все это одним словом: хаос. Древние же в это понятие вкладывали изначально иной смысл. Хаос (от греческого – «зеваю», «разеваю») означает, прежде всего, «зев», «зияние» – развернутое пространство, пустую протяжность, пустоту.

С.Есенин считал, что «вся жизнь наша есть не что иное, как заполнение большого, чистого полотна рисунками».

Казимир Малевич заметил, что «черный квадрат – ничто, зародыш всех возможностей».

Леонардо да Винчи обнаружил, что «среди великих вещей, которыенаходятся вне нас, существует Ничто – величайшее».

Ненаполненная пустота – ожидание, предчувствие чего-либо. Здесь господствует надежда, жизнеутверждающее начало, мечта.

Покинутость, напротив, – нечто безысходное, невозвратимое и, если говорить наиболее точно, – опустошенное. В щемящем чувстве опустошенности, «ностальгии по настоящему» всегда тлеют искры духовной сопричастности исчезнувшему и, следовательно, сопротивлению Небытию.

Филон (философ): «Иногда же я начинал с пустоты и приходил очень скоро к пустоте».

На основе «ненаполненной пустоты», к примеру, в литературе XIX века возникла особая разновидность романа с продолжениями, между которыми – тягостная пустота, будоражащая мысль читателя, заставляющая его перебирать множество возможных вариантов окончания. Так что переливать из «пустого» в «порожнее» – великое, оказывается, искусство художественного символа и намека…

Молчать можно на любом языке, выказывая при этом невысказываемое. Минута скорбного молчания – самое глубокое эхо вечности.

Тишина – то, что предшествует звуку, Слову. Много его, как много и шума из Ничего. Так что тишина не может быть пустой, немой, ничего не выражающей.

Поль Валери утверждал, что «тишина говорит».

Уильям Шекспир:

«Совсем не знак бездумья молчаливость.

Гремит лишь то, что пусто изнутри».

В ненаполненной Тишине – источник нашего оптимизма и веры в нескончаемости жизни. Очень точно подметил Альбер Камю(фр.писатель): «В мире никогда не бывает безмолвия; даже когда мир молчит, в нем непрерывно звучат вечные ноты, которые отзываются на вибрации, исходящие от нас самих».

Опустошенная тишина. Она отпугивает мраком полного одиночества, когда кажется, что почва ушла из-под ног, что все изменилось, как будто с исчезновением звуков исчезла и сама жизнь.

Ойген Розеншток-Хюсси пришел к выводу, что «мы умираем тогда, когда от нас уже никто не ждет никакого звука».

· Стена – граница

Дом – граница, заслон от всего внешнего, чуждого, нежелательного. Освальд Шпенглер: «С одной стороны, дом принадлежит человеку, олицетворяя целостный вещный мир человека. С другой стороны, дом связывает человека с внешним миром, являясь в определенном смысле репликой внешнего мира, уменьшенного до размеров человека».

Если вдуматься, любой наш дом – совокупность «вечных» символов (порог, кров, окно, дверь, стены), возникших с осмыслением образа границы.

Святость границ культивировалась тысячелетиями. Поскольку, размежевывая землю, люди как бы упорядочивали их, превращая хаос в космос, где все на своем Месте.

Человеческое бессознательное «требует», «ищет» вокруг себя успокоительную границу, которая обеспечивала бы безопасность, уединение, уют, душевный комфорт.

Зигмунд Фрейд заметил: «Что касается интеллектуальных достижений, то все же продолжает оставаться неоспоримым, что великие решения мыслительной работы, чреватые последствиями открытия, и разрешение проблем возможны лишь отдельному человеку, трудящемуся в уединении».

Поэтому необходимо иметь в виду, что творческая личность ищет уединения вовсе не в силу своего снобизма, психической ущербности, мизантропии, к этому ее подвигает интуиция, своего рода рефлекс на духовные импульсы «Я». В результате одиночного «погружения» в иррациональные глубины внутреннего мира на поверхность всеобщего бытия поднимаются оригинальные идей, уникальные образы, расширяющие горизонт нашего мировосприятия. Обратим внимание на слова Будды: «Когда мы гоняемся за внешними объектами, мы теряем рассудок. Как только человек достигает внутреннего просветления, он идет за пределы окружающего его мира».

Обретение внутреннего мира, «уход в себя» позволяет возвести барьер, ограждающий от губительного для творчества влияния обыденности и стереотипов, царящих в «массах».

Истине никогда не родиться в многолюдных спорах, она в этом случае всегда будет страдать усредненностью, компромиссностью. Ибо невозможно преодолеть все препоны межличностного общения, которые напоминают беспрерывную череду препятствий, называемых сегодня психологическими барьерами. Сугубо внешне его воплощение бесконечно и многолико: и легендарные бочки Диогена, и «футляр» чеховского героя, и банальный забор, характер которого может поведать многое о хозяине.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: