Главной проблемой был отбор будущих чиновников и их подготовка

Главной проблемой был отбор будущих чиновников и их подготовка. Если сначала чиновники принадлежали к определенному социальному слою и их привилегии обеспечивались наследственно, то со временем возник конкурс претендентов на должность. Участники этого конкурса должны были сдать экзамены, показав знания истории и литературы Китая, обнаружив умение рассуждать на философские темы и даже... сочинять стихи! Успешная сда-

ча экзаменов открывала возможность стать чиновником, т. е. приобрести высокий социальный статус в обществе и получать высокое жалование. К сдаче экзаменов допускались и простолюдины, хотя, конечно же, в большинстве случаев это были потомки чиновников и знати. Тем не менее любой человек мог попытать счастья. Допуск к экзаменам простолюдинов открывал возможность для каждого способного мальчика, обратившего на себя внимание односельчан, стать со временем важным государственным чиновником. Чиновничий аппарат пополнялся способными и целеустремленными «студентами», поскольку сдать экзамены было весьма непростой задачей. Даже в китайских сказках бродячий «вечный студент» был часто встречающимся персонажем, ведь участники конкурса, «студенты», предпринимали такие попытки не один раз, и по многу лет.

Сам принцип выдвижения мудрых и способных и их справедливый конкурс на должность провозглашался еще Конфуцием. В эпохи Тан и Сун система отбора достойнейших была полностью оформлена и предполагала выдвижение именно знатоков конфуцианства, которые от теории должны были переходить к практике. Бесспорно, что именно данная система отбора чиновников стала одной из причин необыкновенной жизнеспособности китайской цивилизации, несмотря на все перипетии ее развития.

Были и другие последствия. Еще одним следствием принятой в Китае системы сдачи экзаменов на государственные должности явилась высокая ценность образования. Для того чтобы выдержать экзамены, необходимо было заниматься под руководством мудрых и образованных людей. Именно полученное образование позволяло измененить социальное положение человека, повысить его статус. Естественно, что носители знания (мудрецы, поэты, художники, философы) занимали самое высокое место в обществе, статус мудреца был, например, намного выше статуса военного.

Нельзя не видеть связи между сдачей экзаменов и необходимостью подготовки образованных людей и особой

сложностью китайской письменности-иероглифики. Для того чтобы запомнить несколько тысяч иероглифов, учащийся должен был обладать от природы хорошей памятью и развитым ассоциативным мышлением. Даже в наше время овладение иероглифической письменностью представляет такую сложность, что время от времени затеваются дебаты среди педагогов о возможности перехода к алфавитному типу письма. В давние времена отбор способных к обучению китайцев был насущной необходимостью.

В Китае образование стало «лифтом» социальной мобильности, обеспечивая возможность перехода из одного социального слоя в другой во многом благодаря личным заслугам.

Учебное пособие=ИСТОРИЯ МИРОВОЙ культуры-(мировых цивилизаций)=Ответственный редактор И. Жиляков


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: