Раздел II

Образовательный консорциум «Среднерусский университет»

_____________________________________________________________

ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

КУРС ЛЕКЦИЙ

РАЗДЕЛ І.

Введение в дисциплину «История российского предпринимательства». Истоки российского предпринимательства: генезис предпринимательского слоя русского общества до начала модернизационных процессов (X–XVII вв.)

Лекция 1. Предмет исследования. Периодизация истории отечественного предпринимательства.

1. Предмет исследования дисциплины «История российского предпринимательства». Цели и задачи изучения дисциплины.

2. Понятие «предпринимательство».

3. Периодизация истории отечественного предпринимательства.

4. Особенности предпринимательства в России.


1. Для современного состояния российского общества характерна тенденция к постепенному восстановлению утраченных традиций, возвращению к ценностям, которые не раз приводили государство к процветанию. Сегодняшние изменения затрагивают прежде всего экономическую и хозяйственную культуру, поэтому изучение экономической истории российского общества представляется весьма актуальной задачей. История российского предпринимательства является важной составляющей экономической истории России. Без ее изучения невозможно разобраться в современном состоянии хозяйства, трудно видеть направление его движения, представлять последствия тех или иных решений.

История российского предпринимательства -наука о закономерностях предпринимательства и об особенностях предпринимательской деятельности в России. Эти закономерности и особенности определяются конкретно историческими условиями. Например, крепостная мануфактура могла возникнуть только в условиях крепостничества, а предпринимательская деятельность сельской буржуазии, кулаков, в пореформенной России направлялась преимущественно в сферы торговли и промышленности, так как предпринимательство в сельском хозяйстве как правило сдерживалось сельской общиной.

Цель учебного курса - усвоение истории российского предпринимательства как важной части истории российского социума; формирование глубокого и всестороннего понимания основных этапов российского предпринимательства и его особенностей (социальных, экономических, политических, культурных, социально-психологических), взаимоотношений власти и бизнеса, влияния экономической политики на другие сферы деятельности Российского государства.

Задачи курса:

- Изучить социально-экономические, политические и духовно-нравственные факторы, определяющие облик и поведение предпринимателей в конкретно-исторической обстановке каждого этапа российской истории;

- Раскрыть степень влияния предпринимателей на формирование экономических приоритетов государства и обратное влияние государства на определение нужных ему приоритетов предпринимательской деятельности;

- Определить общие и отличительные черты в деятельности, социальном составе, духовно-нравственном облике разных поколений предпринимателей на всех этапах российской модернизации;

- Обосновать роль предпринимательства в становлении рыночных отношений и демократических институтов на разных этапах капиталистической модернизации и постсоветской трансформации страны;

- Способствовать формированию и развитию «социальной памяти» студентов.

2. Российское законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности определяет предпринимательство как инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность. Предпринимательство распространяется на обширный спектр видов деятельности, таких как производственная, хозяйственная, коммерческая, торгово-закупочная, посредническая, инновационная (связанная с капиталовложениями), консультационная, оказание услуг, финансовая (включая операции с ценными бумагами).
Получение прибыли, составляющее главную цель предпринимательства, также не может служить его отличительным признаком. На получение прибыли ориентированы все предприятия, находящиеся на хозяйственном расчете, функционирующие в условиях самоокупаемости.
В наибольшей степени предпринимательство характеризуется такими признаками как самостоятельность, инициатива, ответственность, риск, активный поиск, динамичность, мобильность. Все это вместе взятое, в совокупности, должно быть присуще экономической деятельности с тем, чтобы ее можно было с полным основанием назвать предпринимательской, бизнесом.
Предпринимательству обычно присуши тактический способ действий, относительная кратковременность бизнес-операций, сделок. Предприниматель склонен проводить ряд сменяющих друг друга операций не очень большой продолжительности. В одних ему сопутствует успех, в других — неудача, важно чтобы в целом прибыль покрывала, превышала убытки.
Предпринимательство — общедоступный вид деятельности. Согласно российскому закону, предпринимателем может быть любой гражданин, не ограниченный в дееспособности, то есть способный действовать. Могут выступать в качестве российских предпринимателей граждане иностранных государств и лица без гражданства. Коллективными предпринимателями, партнерами могут быть объединения граждан, использующие как собственное, так и другое приобретенное на законном основании имущество.
Таким образом, предпринимательство, в зависимости от организаторов и участников, может быть индивидуальным (частным), групповым (корпоративным), государственным; а по размаху подразделяется на мелкое, среднее и крупное.

В научных работах существуют следующие точки зрения на дефиницию «предпринимательство»: 1) предпринимательство — это индивидуальное или коллективное занятие каким-либо видом экономической деятельности (торговлей, ремесленным или более крупным промышленным производством, строительством, добычей полезных ископаемых, транспортом, товарным земледелием и скотоводством, переработкой сельскохозяйственной продукции, кредитованием, изобретательством, особенно в период промышленного переворота и т.д.), направленным не на удовлетворение собственных потребностей, а на рыночный сбыт, извлечение прибыли (С.И. Сметанин); 2) это — процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью (Р. Хизрич); 3) А. Шапиро пишет, что практически во всех определениях предпринимателя и предпринимательства речь идет о таком поведении, которое включает, во-первых, элемент инициативы, во-вторых, организацию или реорганизацию социально-экономических механизмов, с тем, чтобы суметь с выгодой использовать имеющиеся ресурсы и конкретную ситуацию, и, в-третьих, взятие на себя ответственности за возможную неудачу, т.е. готовность рисковать; 3) Предпринимательство — это принципиально новый тип хозяйствования, базирующийся на инновационном поведении собственников предприятия, на умении находить и использовать идеи, воплощать их в конкретные предпринимательские проекты (А.В. Бусыгин).


3. Изучая историю предпринимательства в России моно выделить следующие этапы:

1) Истоки предпринимательства (X – XIV вв.);

2) Начальный период предпринимательства (XV– XVII вв.);

3) Мануфактурный период предпринимательства (XVIII в.);

4) Предпринимательство в период кризиса феодально-крепостнической системы (н. XIX в. – 1861 г.);

5) Капиталистическое предпринимательство (1861 – 1900 гг.);

6) Монополистическая стадия предпринимательства (н. ХХ в. – 1917 г.)

7) Советское предпринимательство;

8) Современный этап развития предпринимательства.

Разные этапы предпринимательства имели свою ярко выраженную историческую специфику. Так в средневековье с господством натурального хозяйства в деревне, нерегулярностью внутренних рыночных отношений, широким применением внеэкономического принуждения, зависимостью значительной части населения, свободное предпринимательство не могло сформироваться в целостном виде.

Сословный строй феодального общества не мог обеспечить равные возможности для всех его членов. Для российского предпринимательства было характерно привилегированное положение одних, ограничения и стеснения других. Но именно дворянство, занимая господствующие позиции в государстве, оказалось наименее восприимчивым к предпринимательству и лишь в условиях постепенного упадка феодально-крепостнических отношений стало входить во вкус товарного производства в сельском хозяйстве и промышленности, а также втягиваться в торговлю. Одновременно низшие слои общества – посадские люди и крестьяне стали питательной средой для вызревания предпринимательства разного масштаба.

В наиболее «чистом» виде предпринимательство является порождением буржуазного общества, поэтому его генезис в определенной мере совпадает с периодом генезиса капиталистических отношений.

Промышленное предпринимательство в своем развитии проходит через следующие стадии предприятий:

1. Ремесло. Ремесленник производит изделия по заказам потребителей.

2. Простое товарное производство, которое в России обычно выражалось в кустарных промыслах. Индивидуально кустарь не отличается от ремесленника, но если сто или двести ремесленников работают в одной местности – это уже кустарный промысел. Поэтому в названиях промыслов указывается место их концентрации.

3. Простая капиталистическая кооперация – первая стадия капитализма в промышленности. От простого товарного производства эта стадия отличается лишь тем, что производитель готовит изделия из сырья скупщика, получая от него плату за работу.

4. Мануфактура отличается от простой кооперации разделением труда. Мануфактура, как и простая кооперация, может быть рассеянной, когда рабочие работают у себя дома, или централизованной, когда производство сосредоточено в принадлежащем предпринимателю хозяйственном помещении или при его же производственных агрегатах.

5. Фабрика рождается в результате промышленного переворота, т.е. перехода от ручного труда к машинному производству. Именно переходом от мануфактуры к фабрике завершается формирование капитализма в промышленности.

4. Хозяйство в России развивалось не совсем так, как хозяйство стран Западной Европы. Определенной особенностью экономического развития России было включение в ее хозяйство после монголо-татарского ига элементов т.н. «азиатского способа производства» (К.Маркс и Ф.Энгельс приводили Россию в качестве примера «азиатского способа производства»). Для него характерны: преобладание государственной или государственно-общинной, а не частной, собственности на землю; господствующее положение государства в регулировании экономики; долговременное сохранение общины и общинных традиций; бесправие жителей перед лицом государства.

В России крестьянская община с уравнительным землепользованием сохранилась вплоть до революции. Крестьянин предпочитал иметь землю не в собственности, а в виде общинного надела, который нельзя было потерять даже при самом безалаберном хозяйствовании. Община - «мир» для крестьянина был носителем вековой мудрости, русский крестьянин был общинником, т.е. коллективистом по восприятию мира, в то время как западный сельский хозяин был преимущественно фермером – предпринимателем и вел хозяйство, рассчитанное на сбыт продукции. Поэтому идеи социалистической революции были для него более приемлемы, чем для земледельца запада. И Россия стала единственной из вступивших на путь социализма стран (кроме Монголии), где по требованию крестьян была проведена национализация земли, а не раздел ее в собственность.

Другими элементами «азиатского способа производства» в России были развитое государственное предпринимательство и государственная регламентация хозяйственной жизни. До второй половины XVIII в. верховным собственником земли в России было государство, которое устанавливало нормы обязательств за землю, отнимало землю у одних владельцев и передавало другим. Первые крупные промышленные предприятия XVI – XVII вв. были казенными – Пушечный двор, Оружейная палата, Хамовный двор. В XVII в. появляются первые мануфактуры иностранцев (например, заводы Виниуса), но и они были полугосударственными – государство привлекало иностранцев для налаживания нужного казне производства и обеспечивало всем необходимым. При Петре I первоначально строились только казенные мануфактуры. Промышленность создавалась внеэкономическими, административными методами. Только в конце царствования Петра стали зарождаться частные предприятия, но правительство не рассматривало их как частные: оно обеспечивало их рабочей силой, иногда сырьем, принимало в казну их продукцию по назначенным ценам, давало конкретные задания мануфактуристам и т.д. Таким образом, государство рассматривало всю промышленность страны как находящуюся в своем ведении и управляло ею административными методами.

Законами Екатерины II эта казенная регламентация была ослаблена, но не ликвидирована. Почти до конца XIX в. (кроме государственных предприятий) значительная часть российской промышленности состояла на посессионном праве, т.е. праве условного владения. И накануне революции, в начале ХХ в., Россия отличалась от стран Запада большим государственным хозяйством, в состав которого входил государственный банк, 2/3 железных дорог, большая часть военной и металлургической промышленности, огромные площади земли, в том числе 60% лесов. После реформ 1860-х гг. царское самодержавие стало анахронизмом: власть оставалась в руках дворянства – отжившего сословия, буржуа рассматривались, как люди второго сорта, а следствием явной реакционности царизма стала оппозиционность всего русского общества. Среди образованных людей хорошим тоном считалось проявлять солидарность с революционерами. Но в оппозиционности буржуазии таилась и ее слабость – она не имела опыта политического руководства страной, политической организации общества, она умела лишь протестовать, произносить речи, устраивать собрания, и, оказавшись в Феврале 1917 г. у власти, она не смогла создать свой буржуазный порядок. И когда перед страной встала альтернатива: реставрация царизма (корниловщина) или дальнейшее развитие революции (большевики), вопрос был решен в пользу новой революционной силы.

Литература:

1. Бартенев С.А. Экономическая история. – М.,2006

2. Бессолицын А.А. История российского предпринимательства: учебное пособие для вузов. Университетская серия. – М., 2008

3. Бессолицын А.А., Кузьмичев А.Д. Экономическая история России: Очерки развития предпринимательства. М., 2005.

4. Галаган А.А. История российского предпринимательства. От купца до банкира. Пособие для вузов. М., 1997

5. История экономической мысли в России. Учебное пособие для вузов / Под. ред. А.Н.Марковой. - М., 1996

6. Кузьмичев А.Д., Шапкин И.Н. Отечественное предпринимательство: Очерки истории. Учебное пособие. - М., 1995.

7. Сметанин С.И. История предпринимательства в России: курс лекций. Учебное пособие для вузов по экон. направлениям и специальностям. – М., 2005.

8. Хорькова Е.П. История предпринимательства и меценатства в России. Учебное пособие. - М., 1998.

Лекция 2. Ранний период. X – XIV вв.

План:

1. Происхождение, дифференциация, социально-правовой статус торговых людей на Руси.

2. Основные торговые маршруты и центры ремесла и торговли.

3. Становление торговли, ремесла, ростовщичества.

4. Развитие денежного обращения.

5. Предпринимательство при монголо-татарах.

1. На протяжении IX–X вв. одновременно с началом формирования феодальных отношений в древнерусском обществе происходил процесс выделения группы людей, занимавшихся преимущественно внешней торговлей. Схожие по характеру процессы зарождения купечества – основного класса предпринимательства того времени происходили в эпоху раннего Средневековья у германцев, западных славян, других народов.

Предпосылки появления торговцев-профессионалов:

1) накопление в руках княжеской и племенной верхушки значительных запасов продукции лесных промыслов и сельского хозяйства;

2) отделение ремесла от земледелия;

3) возникновение торгово-ремесленных поселений вокруг племенных центров, ставших со временем городами;

4) потребность в сбыте излишков богатств в обмен на не производившиеся на Руси предметы роскоши, монетное серебро, в которых особенно нуждалась племенная и военно-дружинная знать.

Среда, из которой происходили первые купцы: преимущественно уже оторвавшиеся от общины люди, т.к. «гостьба» была сопряжена с риском и длительными отлучками: воины-дружинники, городские и сельские ремесленники, крестьяне, княжеские и боярские слуги, даже холопы, выполнявшие торговые поручения князей и боярства.

Первоначально торговля была занятием исключительно общественных верхов: князей, их дружинников и небольшой группы состоятельных горожан. По мере получения земельных владений (вотчин) княжеская дружина, начиная с XI в., постепенно стала отходить от непосредственной торговой деятельности. Значительно уменьшилось в XI – XII вв. и количество военных походов. Состав купцов-воинов (княжеских дружинников) постепенно пополняется за счёт выходцев из других слоёв – ремесленников, крестьян и др. А к середине XI в. купечество на Руси, наконец, оформилось в особую профессиональную и социальную группу населения.

Важную роль в становлении внешней торговли в Древней Руси сыграл варяжский, фактор. По мнению В.О. Ключевского, толчок развитию торговли в Древней Руси был первоначально дан греками. Это значит, что славяне были вовлечены в торговлю задолго до варягов, которые, став правящим классом в Киевском государстве в IX в., монополизировали торговый обмен. Уже в X в. варяги ассимилировались среди местного населения.

Руссами арабские и персидские авторы IX – X вв. именовали представителей военно-торговой прослойки, полиэтнической по происхождению с преобладанием наёмников-варягов из Скандинавии и отличавшейся своим богатством. От этой сравнительно небольшой привилегированной группы населения вскоре название «Русь» распространилось на всё государство, интересы которого они представляли на международной арене.

На ранних этапах развития торговых отношений Руси с другими странами их главными действующими лицами были воины-купцы (княжеские дружинники), по мнению С.М. Соловьёва, не брезговавшие пиратством. Трюк с быстрым перевоплощением воинов в купцов и, наоборот, купцов в воинов часто использовался ими для обеспечения внезапности нападения. По внешнему облику они ничем не отличались от первых русских купцов, совершавших опасные путешествия в заморские страны.

С XI в. торговые экспедиции постепенно утрачивают характер военных мероприятий общегосударственного масштаба. Дальние поездки в заморские страны продолжают оставаться небезопасными, но купцы приобретают более мирный облик. С этого времени главным инструментом купца становятся весы, и меч уже нельзя наряду с ними назвать символом торговли.

Купеческая среда Древней Руси была неоднородной и состояла из нескольких прослоек:

- Понятие «гость», вначале обозначавшее иноземца, стало синонимом всех купцов-оптовиков, ездивших торговать «на сторону». «Гостями» обычно называли иноземных купцов и русских торговых людей, занимавшихся обменом с зарубежными странами либо приезжавших из других княжеств. От него термины: «гостьба» - торговля на вывоз, заморская торговля; «гостиный» - торговый двор; «гостинец» - большая проезжая дорога, по которой везут товары гости; «гостиница» - место остановки гостей на ночлег; «гостиное» - пошлина, взимавшаяся с привозных товаров, «погост» - место, где производился торговый обмен, т.е. «малый рынок» и др. Позже в феодальной Руси гости относились к самой богатой и привилегированной группе купечества.

- Слово «купец» (и его вариант «купчина») появилось в XI в. и применялось в нескольких значениях: в отношении всех лиц, профессионально занимавшихся товарообменом; в более узком смысле так называли коммерсантов, специализировавшихся на внутренней торговле; в более поздний период купцом считался человек, совершавший покупки, т.е. покупатель. С ним связаны родственные слова «купля», «купить».

Другие обозначения торговых людей – «торговец» (с 13 в.), «продавец» (с 13-14 вв.).

В правовом отношении, судя по законодательным памятникам (от Русской Правды до Судебника Ивана III 1497 г.), русское купечество в XI – XV вв. представляло собой единый социальный слой. Но внутри него уже с XII в. начинают выделяться отдельные группы (корпорации). Их члены пользовались преимуществами и льготами от княжеских властей.

Дифференциация купеческой среды русского средневековья:

- «Гречники» (регулярно ездившие торговать к грекам-византийцам) и «залозники» в южной Руси.

- Корпорация «Дом святого великого Ивана» (Иванское объединение), объединявшее зажиточных новгородских купцов-«вощников», торговавших воском и другими товарами со странами Западной и Северной Европы.

- Высшая группа московского купечества, занимавшаяся крупной международной торговлей, именовалась «гости нарочитые». Во 2-й половине XIV в. в их среде выделилось привилегированное объединение гостей-сурожан, привозивших дорогой шёлк, красители, ковры, пряности и прочие экзотические товары из Сурожа (совр.Судака), Кафы (Феодосии), Константинополя, Малой Азии и даже далёкой Италии.

- Московские «суконники» играли ведущую роль в торговом обмене Москвы с Новгородом и Псковом, Прибалтикой, странами Запада. Стояли на более низкой ступени в иерархии средневекового московского купечества в сравнении с сурожанами. Главным предметом их торговых операций являлось западноевропейское сукно (чаще всего немецкое, английское, бельгийское), которое обычно закупалось на близлежащих рынках Новгорода, Пскова, городов Ливонии, Литвы, Польши.

Основная масса участников рыночного обмена в городах была представлена посадскими людьми, среди которых преобладали ремесленники-торговцы.

Помимо собственно торговли купцы выполняли поручения властей: снаряжали дружины и ополчения перед началом военных действий, в качестве воинов, в области дипломатии и разведки, при решении важных государственных дел.

За счёт частых поездок в Византию, сопровождавшихся транзитными остановками в черноморских гаванях Болгарии, купцы задолго до официального крещения Руси познакомились с христианством и славянской азбукой.

Путешествия купцов в диковинные земли расширяли кругозор человека Древней Руси.

В древнерусском обществе отношение к купечеству было весьма противоречивым. Это выражалось, с одной стороны, в поддержке князьями гостей на внешних рынках и использовании их для сбыта излишков доходов и закупок предметов роскоши, с другой стороны – в ущемлении их имущественных прав, введении многочисленных таможенных сборов (таможни-мытницы, мытник (мытарь) - сборщик проезжей пошлины (мыта)) и ограблении в период феодальных конфликтов. Признавалась полезность торговых людей, и в то же время дело нередко доходило до выражения открытой неприязни к ним со стороны бедноты. В целом же правовое положение купечества в Древней Руси не было вполне определённым, а соответствующее законодательство – в достаточной мере разработанным. Так, в основном правовом документе эпохи – «Русской Правде» - купечеству были посвящены всего 9 статей из 121. Не имело купечество и правовой защиты с точки зрения международного права.

2. Древнерусские земли играли роль своеобразного моста в торговом обмене между Западом и Востоком, северными и южными странами.

В Древней Руси сложилось два основных торговых пути. Балтийско-Волжский водный путь связывал славян с Азией и Арабским халифатом. Он был известен с VIII в., но вследствие возросшей активности кочевых племён стал менее востребованным.

Основной водный путь «Великий путь из варяг в греки», связывавший Балтийское («Варяжское») море с Чёрным, а скандинавские и восточно-славянские центры с Константинополем, начал функционировать в IX в. После захвата Олегом Киева в 882 г. этот путь становится «главной географической осью государства». Он проходил через Новгород, озеро Ильмень, Ладожское озеро, реку Ловать и далее по Днепру в Чёрное море и Византию. На протяжении X – XIII вв. в торговых и военных целях использовался как весь путь, так и его отдельные отрезки (Западная Двина, Нева, Волхов, Припять).

Наиболее тесные контакты Древнерусское государство поддерживало с Византией. В эпоху крестовых походов и политической раздробленности на Руси торгово-экономическое значение пути «из варяг в греки» как цельной системы коммуникаций, соединявшей Северную Европу с Византией, упало. Торговые пути снова переместились в бассейн Средиземноморья. Политические и военные конфликты, набеги кочевников (появление в Причерноморье печенегов, затем половцев), мешали регулярным поездкам купцов в Византию, но не могли их надолго прервать. Русско-византийские торговые контакты продолжались и после захвата в 1204 г. крестоносцами Константинополя, и после опустошительного монгольского нашествия на Русь.

Протяжённость «Великого пути из варяг в греки» составляла около 2700 км, на преодоление которых затрачивалось не менее 90-95 суточных переходов. С учётом же остановок для отдыха весь путь от Балтики до Константинополя занимал около 3-4 месяцев. Из них не менее двух недель занимало прохождение волоков на водоразделах рек, где свободные от груза суда с помощью местного населения перетаскивались по суше на деревянных катках, брусьях, по настилу. В это время торговцы подвергались нападениям разбойников. Не меньшую опасность для них представляли каменистые речные пороги на Волхове, Днепре (7 опасных порогов), Западной Двине, а также штормы на Балтийском и Чёрном морях. Вплоть до устья Дуная их продолжали преследовать по берегу конные разъезды печенегов. Добравшись до Дуная, часть купеческих судов отправлялась вверх по его течению, в ближние «греки», в Добруджу. Остальные же продолжали плавание в Царьград. Византийский император Константин Багрянородный характеризовал плавание руссов как «мучительное и страшное, невыносимое и тяжкое».

Первоначально восточные славяне имели в своём распоряжении лишь небольшие выдолбленные из ствола одного дерева лодки-однодеревки. Потом стали обшивать их досками, ставя мачту с прямым парусом (назывались «набойными лодками» или «насадами»). В XI-XII вв. появились настоящие морские «ладьи» на шпангоутах, сооружавшихся целиком из досок.

Среди других менее значимых водных путей наиболее известным был путь в Булгарское царство, на Волгу через Волхов и верховья Волги или через Западную Двину и Днепр, систему рек Днепровского бассейна и Дон.

Кроме водных путей существовали сухопутные, которые связывали Древнюю Русь, прежде всего, со странами Центральной и Западной Европы. Путешественники по суше подвергались нападениям лихих людей, грабительским поборам феодалов, через чьи владения они проезжали. Им приходилось нанимать охрану, а во время ночёвок в открытых местах ставить повозки кругом, образуя своеобразные укрепления на колёсах.

География деловых поездок руссов чрезвычайно широка. В XI – XII вв. она простиралась от Закавказья, Средней Азии, Византии, Египта на востоке и юге до Англии, Германии, Франции, Скандинавии на западе и севере.

Костяк купечества составляли городские жители, что в свою очередь было связано с быстрым ростом в IX в. городов и посадских общин.

В скандинавских сагах Русь называли «Гайдарик» - страна городов. Помимо Ладоги и Новгорода другими, часто посещавшимися викингами городами Руси, были: Полоцк (Палтескья), Смоленск (Смаленскья), Киев (Кенугард). Через последний обычно проходил их путь в Византию (Грикланд) и её столицу Константинополь (Миклагард – «великий город»).

В XI в. на Руси насчитывалось 89 городов, в XII в. – уже 224. Крупнейшим из них, безусловно, был Киев, численность которого к XIII в. составляла 37 – 45 тыс. человек. По словам северогерманского хрониста XI в. Адама Бременского, Киев являлся «украшением Востока, соперником Константинополя». Все драгоценные восточные товары шли в основном через Киев. Здесь окончательно собирались караваны судов для отправки в Царьград; договаривались о нарядах на товары и заключались разного рода торговые сделки; из вооружённых людей набиралась охрана для караванов судов; нанимались опытные кормчие.

Помимо Киева крупным торгово-промышленным центром являлся Новгород, численность населения которого к началу XIII в. достигала 30 – 35 тыс. человек. В период феодальной раздробленности (XII – XV вв.) торговля и предпринимательство в Новгороде достигли наивысшего расцвета. Особенно возросла роль Новгорода в XIII в. после монголо-татарского нашествия и вследствие усиления значения в торговле Балтийского торгового пути.

В период наступившей со второй трети XII в. раздробленности наряду с Киевом и Новгородом в международной торговле стали играть заметную роль Витебск, Владимир-Волынский, Галич, Полоцк, Смоленск.

3. Предпринимательство, а именно операции, изначально направленные на извлечение торговой прибыли, зародилось в Древней Руси в сфере торгового обмена. Торговля, по свидетельствам археологов, с IX в. является важнейшей областью хозяйственной деятельности восточных славян. А с середины XI в. торговля становится главным средством накопления богатств на Руси: крупнейшие капиталы накапливались в результате торговых операций на международных рынках.

Внутренний обмен на Руси первоначально уступал внешнеторговым связям. Будучи более прибыльной, но и более опасной, дальняя заморская торговля быстро обогащала самых удачливых купцов и нередко разоряла неудачников.

Товарами, предлагаемыми для торговли, первоначально были пушнина, мёд, воск, кожи, моржовая кость, полотно (лён) - то, что давала природа лесной полосы среднеевропейской равнины, и что являлось важной статьёй хозяйственной деятельности славян. Торговали прибалтийским янтарём. Одной из наиболее прибыльных статей внешней торговли Древней Руси была продажа рабов, которая продолжалась вплоть до XIV – XV вв. В эпоху раннего Средневековья работорговля процветала и на Балтике, и в Средиземноморье, и на Среднем Востоке.

С середины XII в. начался расцвет древнерусских городских ремёсел, который продолжался вплоть до монгольского нашествия. В XII - XIII вв. торговцы из древнерусских земель добирались во Францию и Англию. По всей Европе славились восточнославянские кольчуги, льняные ткани, металлические замки. Тем не менее, ведущие статьи экспорта из Руси в другие страны Востока и Запада оставались прежними.

Из восточных стран ввозились драгоценные и цветные металлы (монетное серебро), сукно, шёлковые ткани, украшения, вина, южные фрукты грецкий орех, пряности, оливковое масло, дорогая утварь. Ещё с X в. древние руссы оценили прекрасных венгерских скакунов, упоминающихся и в летописях, и в «Слове о полку Игореве». В XI в. из Венгрии на Русь поступало серебро, в том числе в виде монет местной чеканки. Из германских городов – Эрфурта (Тюрингия), Магдебурга (Саксония), Медебаха (Вестфалия), Кёльна, Майнца на Рейне на Русь везли серебро, сукно, бронзовую утварь (чаши, водолеи в форме животных) и другие товары; из Лотарингии доставлялись изделия, украшенные лиможской эмалью (дарохранительницы, подсвечники, распятия), из далёкой Испании – шёлк.

Внутренняя торговля была более тесно, чем внешняя, связана с сельским хозяйством и ремеслом, стимулируя их развитие. Внутри Руси хорошо расходились произведённые в Киеве стеклянные браслеты и перстни, поливная керамика, украшения с эмалью. Рядовая же ремесленная продукция в основном распродавалась в пределах близлежащей к городу (50-100 км) сельской округи. В отдалённые места мелочной товар – бусы, ленты, тесьму – разносили с городских рынков коробейники. Продавали какие-то вязаные поделки и монахи Киево-Печерского монастыря.

В XII – XIII вв., после перехода к этапу политической раздробленности, прослеживаются контуры 4-х крупнейших межобластных рынков: 1) Северо-Западная Русь (Новгород, Псков, Полоцк, Витебск, Смоленск и др.); 2) Северо-Восточная Русь (Ростов, Суздаль, Владимир-на-Клязьме, Тверь и др.); 3) Южная Русь (Киев, Чернигов, Переяславль-Южнорусский и др.); 4) Юго-Западная Русь (Владимир-Волынский, Галич, Перемышль и др.). Их формирование было обусловлено различными естественно-географическими условиями, начавшейся специализацией районов, огромной протяжённостью территории Руси. Они отличались по источникам поступления и ценам на товары. Важнейшие статьи межобластной торговли – хлеб и соль. Северо-Восточная и Юго-Западная Русь обеспечивали свои потребности в зерне за счёт внутренних ресурсов. В Новгород хлеб ввозился из других русских земель или даже из Германии. Соль ввозилась в Южную Русь – из Крыма и Прикарпатья, в Северо-Западную – из источников в Старой Руссе и у побережья Белого моря либо из балтийских стран (Германии др.).

В XI – XIII вв. получила распространение как оптовая, так и розничная торговля продукцией ремесла, сельского хозяйства, промыслов.

Ремесло по мере усложнения и усиления специализации всё больше отделялось от сельского хозяйства и переходило к производству вещей не только на заказ, но и массовыми партиями на рынок. Становление на Руси мелкотоварного производства началось ещё в XI в., а завершилось только через 6 столетий. К концу XII в. в крупнейших городах насчитывалось уже свыше 100 ремесленных специальностей – кожевники, косторезы, гончары, портные, резчики по дереву, замочники, слесари, кузнецы-универсалы, ювелиры, стеклоделы, столяры, сапожники, ткачи и др. Из них только в кузнечном деле – не менее 16 специальностей. Но лишь изготовление продукции для рынка свободными городскими и сельскими ремесленниками можно отнести к одному из формирующихся видов предпринимательской деятельности, хотя в товарные отношения с XII в. втягиваются и княжеские, и монастырские мастерские.

Ростовщичество получило широкое распространение с IX в. Лишившись прибыли от торговли с Востоком, киевские купцы были вынуждены вкладывать деньги в ростовщические операции. Приток восточных серебряных монет на киевский рынок резко сократился, в то время как потребность общества в деньгах увеличилась. Натурализация хозяйства, ограничение товарооборота, неразвитость денежного обращения послужили почвой для расцвета ещё одной формы предпринимательства – ростовщичества, которым в Киеве занималась еврейская община.

4. Вместе с торговлей развивалось и денежное обращение. Первоначально преобладала меновая торговля по принципу «товар на товар». Кроме того, в обращении находились товаро-деньги (меховые, кожаные в виде связок шкурок пушных зверей, каждая из которых по цене соответствовала одной серебряной монете). Хранение и перевозка на большие расстояния таких «денег» доставляло немало хлопот, и торговцы предпочитали использовать более простую, древнейшую форму натурального обмена – «товар на товар». Ещё в денежном обращении были серебряные монеты – куны.

Наиболее распространённой денежно-весовой единицей, служившей всеобщим мерилом стоимости, являлась гривна (серебряные слитки новгородского, киевского и черниговского типов и их фрагменты (полтины и др.). Первоначально слово «гривна» означало шейный обруч. Затем гривна приобрела весовое значение, соответствующее определённому количеству (массе) серебра. Так появились гривна серебра, а затем – гривна кун, соответствующая определённому количеству монет. Таким образом, «гривна серебра» (весовая) и «гривна кун» (счётная) стали платёжно-денежными понятиями и инструментами.

Ещё в древности восточные славяне были знакомы с римскими серебряными динариями. Но период до появления в обращении на пороге IX в. восточных монет можно считать «безмонетным». В течение всего IX в. и большей части X в. роль международной валюты играло восточное серебро (монеты-дирхемы). Во второй половине X в., по мере сокращения притока монет арабской чеканки и начавшейся разработки серебряных рудников в Германии, восточное серебро заменяется западным (динарии), которое, так же как и в странах Балтийского региона, стало активно использоваться и на Руси. Меньшую роль в денежном обращении играли византийские золотые, серебряные и медные монеты. В связи с повсеместным прекращением в начале XII в. чеканки динариев на западе их приток и обращение на Руси прекратились. С этого времени перестал восполняться запас «ходячей» монеты. Страна вновь вступила в «безмонетный» период, который продолжался до второй половины XV в.

Чисто репрезентативное значение имела чеканка в начале XI в. златников и серебреников киевским князем Владимиром I Святославичем, серебряных монет – Ярославом Мудрым в Новгороде. На торг они почти не попадали, хотя с заморскими гостями изредка просачивались в Германию, Польшу, Швецию.

5. Установление монголо-татарского ига повлекло за собой резкое ослабление русских городов, истребление городского населения, наиболее развитого и самостоятельного. Средневековый город был средоточием не только ремесла и торговли, но и идей, знаний. Кругозор горожанина был гораздо шире, чем земледельца. От уровня и темпов развития городской жизни в средневековый период зависели общественный прогресс, развитие культуры в целом, а горожане должны были стать сословием, развивавшим производство и торговлю, политические учреждения и социальную сферу, образование и общественную мысль. Но на Руси, в отличие от Западной Европы, города не стали средоточием самостоятельности, роста предбуржуазных отношений, противостоящих феодальным.

До монгольского нашествия не Руси насчитывалось более полусотни различных ремёсел. Мастерство искусных ремесленников пользовалось спросом не только в русских землях, но и во всей Европе. В результате ордынского ига произошёл подрыв ремесла, которое в Средневековье требовало многолетней выработки профессиональных навыков ручной техники. В целом ряде производств произошло падение или даже полное забвение техники. Исчезли навсегда секреты изготовления смальты, перегородчатой эмали, полихромной (многоцветной) керамики. Вслед за ремесленным производством товарное производство и товарное обращение на Руси были замедлены в своём развитии. В отличие от Западной Европы, где шёл интенсивный процесс накопления денег, подрывавший изнутри систему раздробленности, Русь весомую часть общественного дохода должна была отправлять в виде дани в Орду. Таким образом, ордынское иго задержало на два с лишним столетия эволюцию общественного строя в сторону буржуазных отношений. Оно обусловило консервацию феодальных отношений и отставание России от Западной Европы. По словам А.И. Герцена, «именно в это злосчастное время Россия дала обогнать себя Европе».

Лекция 3. Купечество в переломный цивилизационный период и начало модернизационных процессов (вторая половина XVII в.)

План:

1. Условия экономического развития России второй половины XVII в.

2. Иерархия торгового сословия.

3. Торговая политика государства.

4. Государственное предпринимательство.

5. Частное предпринимательство.

1. В 20-е – 50-е гг. XVII в. продолжался восстановительный период, связанный с ликвидацией «великого московского разорения» (появление огромных пространств невозделанной земли, успевшей зарасти лесом, увеличение бобыльского населения и уменьшение крестьянского; наиболее пострадавшими оказались уезды, расположенные к западу и югу от Москвы, в меньшей степени – к северу от неё). Лишь к середине XVII в. экономика страны была не только восстановлена, но и стала энергично развиваться.

Росла территория Российского государства (в среднем с середины XVI в. и до конца XVII в. его площадь ежегодно увеличивалась на 35 тыс. кв. км). Уже к середине XVII в. Россия стала крупнейшим государством в мире, хотя по численности населения ещё существенно отставала от ведущих европейских стран. Основу экономики составляло сельское хозяйство. Излишки его продукции, появившиеся в результате повышения его общей продуктивности, шли на продажу. Хлеб стал одним из товаров на внутреннем и внешнем рынках.

В XVII в., как и в предшествующем столетии, некоторые виды промыслов были распространены повсеместно. Повсюду крестьяне для своих нужд ткали полотно, выделывали кожу и овчину, обеспечивали себя жилыми и хозяйственными постройками. Распространялось ремесло (т.е. изготовление изделий на заказ) и особенно мелкое товарное производство (т.е. изготовление изделий на рынок). Повсеместное перерастание ремесла в мелкотоварное производство, развитие мануфактурного производства способствовали развитию торговли и началу формирования всероссийского рынка. В его возникновении и развитии решающее значение имели не мануфактуры, охватившие лишь одну отрасль промышленности и выпускавшие ничтожную долю товарной продукции, а мелкое товарное производство. Особую роль в этом процессе играли ярмарки. Будучи центрами оптовой торговли, они привлекали купцов из многих районов страны. Ярмарками всероссийского значения были (с востока на запад): Ирбитская на Урале, где происходила купля-продажа сибирской пушнины и промышленных товаров русского и иностранного происхождения, предназначавшихся для населения Сибири; Макарьевская близ Нижнего Новгорода, куда везли товары с бассейна Волги; Московская; Свенская под Брянском, являвшаяся главным пунктом обмена между Украиной и центральными районами России; Архангельская.

Крупнейшим торговым центром была Москва, численность населения которой приблизилась к 200 тыс. человек – средоточие всех товаров сельскохозяйственного и промышленного производства, от зерна и скота до пушнины, от изделий крестьянских промыслов (полотно и сермяжное сукно) до разнообразного ассортимента импортных товаров из стран Востока и Западной Европы. По нескольку тысяч жителей имели Вологда, Великий Устюг, Кострома, Новгород, Ярославль. Всего к концу столетия в России насчитывалось более 300 городов.

Соборное уложение 1649 г. ликвидировало «белые слободы», принадлежавшие в городах крупным светским и духовным феодалам, население которых прежде было свободно от повинностей. Государство, ограничив иммунитет феодалов в свою пользу, подчинило себе городское население и стало его феодальным собственником в городе. Посадское население обязывалось заниматься торговлей и промыслами, так как и то и другое служило источником финансовых поступлений в казну. Развитие городов, ремёсел и торговли велось в рамках крепостнической системы, что подрывало развитие капитализма. Монополия посадских людей на торговлю в городах и разрешение крестьянам торговать только «с возов» стесняли возможности развития товарно-денежных отношений в деревне и ставили под контроль государства внутреннюю торговлю с целью извлечения прибыли в пользу государства (а не с целью избавления посадских людей от конкуренции).

Казённая монополия на экспорт ряда товаров (пушнина, чёрная икра, поташ и др.), пользовавшихся спросом иностранных купцов, существенно ограничивала возможности для накопления капиталов российским купечеством.

2. Верхний слой купечества составляли гости и торговые люди Гостиной и Суконной сотен. Гости – самая богатая и привилегированная часть купечества. Им предоставлялось право свободного выезда за границу по торговым делам, право владеть вотчинами, они освобождались от постоя, податей и некоторых посадских служб. Торговые люди Гостиной и Суконной сотен располагали теми же привилегиями, что и гости, за исключением права выезда за границу. За предоставление привилегий члены корпораций расплачивались с государством выполнением ряда обременительных поручений, отвлекавших их от торговли собственными товарами, - они являлись торгово-финансовыми агентами правительства: закупали товары, торговля которыми находилась в казённой монополии, управляли таможнями крупнейших торговых центров страны, выступали оценщиками мехов и т.д.

Повышение социального статуса торгового человека, его перевод в высшие разряды купеческого сословия зависели от размеров находящихся в обороте капиталов, значения занимаемой должности и результатов служебной деятельности. Пожалованные в звание гостя обязаны были переехать в Москву. Это касалось также выходцев из «чёрных» сотен и посадских людей, пожалованных в Гостиную и Суконную сотни.

Соборное уложение 1649 г., прикрепившее посадских к тяглу и посадской общине, предоставило им исключительные права на торгово-ремесленную деятельность. Тем не менее, крестьяне, пользуясь покровительством своих господ, продолжали вести оптовую и розничную торговлю. Таким образом, торговое население России в XVII в. не представляло единого сословия, активно пополняясь в основном за счёт торгующего крестьянства.

Силами одной, даже большой, семьи было трудно поставить крупное торговое предприятие, приходилось прибегать к посторонней помощи, в частности, к найму приказчиков и других работников. Сложилась иерархия наёмных работников, верхнюю позицию в которой занимали приказчики. Они подразделялись на три типа: - наёмное лицо, работающее за годовое жалование и исполняющее различные торговые поручения; - лицо, берущее на себя ведение хозяйственных дел «из прибыли» (как правило, 50%); - компаньон и участник в торговом предприятии, который работал бесплатно и при этом брал на себя письменное обязательство не воровать и не злоупотреблять служебным положением (в этом случае обе стороны объединяли свои капиталы, по окончании операции каждый получал обратно свою часть, прибыль же делилась пополам). Следующую позицию занимали «сидельцы» - работные люди, которые на известный срок поступали на двор к хозяину, находились в личной зависимости от него; на них обычно делалась «жилая запись» об обязательствах в отношении купца-хозяина. Чаще всего они выполняли обязанности «лавочных сидельцев». Ниже «сидельцев» находились «разносчики», торговавшие не в лавке, а «в разнос» и также на «урочные годы» лично зависимые от хозяина. Самую нижнюю позицию занимали «люди» - работники, попавшие к предпринимателю не по договору, а в силу личной зависимости от него (порой дворовых людей покупали у донских казаков).

Основой правового обеспечения деловых отношений оставался «правёж» - провинившихся били прутьями перед приказом. Уложение 1649 г. устанавливало определённую норму отработки долга: год работы мужчины оценивался в 5 руб., женщины – в 2,5 руб., ребёнка – в 2 руб. Получила распространение и такая форма отдачи долга, как отдача в «зажив», т.е. должник попадал в личную зависимость от купца.

При получении денег в долг устанавливались проценты по ссудам. Согласно указу 1626 г. было разрешено их взимание (как правило, в размере 20%) только на протяжении 5 лет, пока процентные платежи не составят полученную сумму. Уложением 1649 г. были вообще запрещены процентные ссуды. Однако это правило зачастую обходилось: при выписке «кабалы» (долгового обязательства) к сумме долга заранее приписывались проценты. Статья Уложения, запрещавшая процентные ссуды, формально сохраняла силу более 100 лет.

Гонения на старообрядцев, экономические притеснения (они должны были платить двойную подушную подать) не помешали им максимально реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал. Их связь с российским предпринимательством очевидна: старообрядцы Гучковы, Морозовы, Рязановы, Зотовы, Рябушинские основали первые в стране купеческие и промышленные династии. Старообрядцам принадлежит особая заслуга в создании кожевенной и салотопенной мануфактуры, добыче золота, они преуспели в создании системы кредитования на Урале и в Сибири. Создание уральских мануфактур при Петре I и высочайшие в Европе качество железа и уровень литья во многом были результатами их деятельности. На заводах Демидова в металлургии большинство рабочих были старообрядцами, а сами заводы были плотно окружены скитами.

3. Морская торговля со странами Западной Европы осуществлялась через единственный порт – Архангельск, на долю которого приходилось ¾ торгового оборота страны. На протяжении столетия значение Архангельска хотя и медленно, но возрастало: в 1604 г. туда прибыло 24 корабля, а в конце XVII в. – 70.

Главными потребителями импортных товаров были казна (оружие, сукно для обмундирования служилых людей и др.) и царский двор, приобретавший предметы роскоши и изделия мануфактур. С азиатскими странами торговля осуществлялась через Астрахань, город с пёстрым национальным составом, - там наряду с русскими купцами торговали армяне, иранцы, бухарцы, индусы, доставлявшие шёлковые и бумажные материи, платки, кушаки, ковры, сушёные фрукты и др. Главным товаром здесь был шёлк-сырец, следовавший транзитом в западноевропейские страны.

Западноевропейские товары доставлялись в Россию и сухим путём, через Новгород, Псков, Смоленск. Здесь торговыми партнёрами были Швеция, Любек, Речь Посполитая. Особенность русско-шведской торговли состояла в активном участии в ней русских купцов, обходившихся без посредников и доставлявших пеньку непосредственно в Швецию. Однако удельный вес сухопутной торговли был невелик.

Структура внешнеторгового оборота отражала уровень экономического развития страны: в импорте из стран Западной Европы преобладали промышленные изделия, в русском экспорте преобладали сельскохозяйственное сырьё и полуфабрикаты: пенька, полотно, пушнина, кожи, сало, поташ и др.

Внешняя торговля России почти полностью находилась в руках иностранных купцов. Русские купцы, слабо организованные и менее богатые, чем их западноевропейские собратья, не могли конкурировать с ними ни в России, ни на рынках тех стран, куда ввозились русские товары. К тому же русские купцы не располагали торговыми кораблями.

Активное развитие торговли обусловило переход властей к политике меркантилизма, в соответствии с которой торговля рассматривалась как главный источник общественного богатства, которым считался денежный капитал. Государство всячески поощряло внешнюю торговлю в целях накопления золота и серебра за счёт преобладания вывоза товаров над ввозом. Однако этому препятствовала политика, проводившаяся властями начиная с XVI в., вследствие которой главные доходы от внешней торговли доставались не российским, а иностранным купцам.

Засилье иноземного торгового капитала на внутреннем рынке России вызывало у русских купцов острое недовольство, проявившееся в подаваемых правительству челобитных с требованием изгнать купцов-иноземцев (англичан, голландцев, гамбуржцев и др.) с внутреннего рынка. Впервые это требование прозвучало в челобитной 1627 г. и затем было повторено в 1635 и 1637 гг. На Земском соборе 1648-1649 гг. русские торговые люди вновь потребовали высылки иностранных купцов.

Эти настойчивые домогательства лишь частично завершились успехом: указ Алексея Михайловича 1649 г. лишил права вести торговлю внутри России только англичан, причём основанием послужило обвинение в том, что они «государя своего Карлуса короля убили до смерти». Англичане были высланы из всех городов России, кроме Архангельска.

Торговые люди продолжали оказывать давление на правительство, и оно в ответ на челобитную именитого человека Строганова 25 октября 1653 г. обнародовало Торговый устав. Главное его значение в том, что он вместо множества торговых пошлин (явочной, езжей, мостовой, полозовой и др.) устанавливал единую пошлину в размере 5% с цены продаваемого товара. Торговый устав, кроме того, повышал размер пошлины с иностранных купцов – вместо 5% они платили 6%, а при отправлении товаров внутрь страны дополнительно ещё 2%. Торговый устав, таким образом, носил покровительственный характер и отвечал требованиям русского купечества.

В духе политики протекционизма был составлен и Новоторговый устав 1667 г., резко ограничивавший торговлю иностранцев на внутреннем рынке и избавлявший русских купцов и производителей от конкуренции путём повышения таможенных пошлин на ввоз иностранной продукции. В нём подробно излагались правила торговли русскими и иностранными купцами, закреплялось лишение английских купцов всех привилегий, запрещалась их торговля внутри страны (кроме Архангельска). Часть этих привилегий была передана голландцам, что было связано с расширением торговли с Голландией. Устав создавал благоприятные условия для торговли внутри страны русским торговым людям. Иностранные купцы, продавая привезённые товары в пограничных городах, должны были платить таможенную пошлину в валюте в размере 6%, а в случае проезда по особому разрешению в Москву и другие внутренние города – 10%-ю «проезжую» пошлину и ещё 6% - на месте. Причём им разрешалось вести только оптовую торговлю. Торговать иноземцу с иноземцем иностранными товарами запрещалось.

Новоторговый устав ограждал русских торговых людей от конкуренции иностранных купцов и в то же время увеличивал размер поступлений в казну от сбора пошлин с иноземных купцов.

Составителем Новоторгового устава был Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин. Этот представитель захудалого дворянского рода стал самым видным государственным деятелем XVII в. Он ратовал за необходимость поощрять развитие внутренней торговли, освобождение купечества от мелочной опеки правительственных учреждений, за выдачу ссуд купеческим объединениям, чтобы они могли противостоять натиску богатых иностранцев. Нащокин не считал зазорным заимствовать полезное у народов Западной Европы: «доброму не стыдно навыкать и со стороны, у чужих, даже у своих врагов».

4. Большая часть мануфактур принадлежала государству, и основывались они, прежде всего, в производстве оружия для армии. Именно мануфактуры стали основой развития государственного промышленного предпринимательства. Так, мануфактурой являлся московский Пушечный двор (здесь изготавливались все основные виды артиллерийских орудий того времени, в XVI в. прославился мастер Чохов, который отлил знаменитую «царь-пушку»); Оружейная палата, где в 1680-е гг. было занято более 300 мастеров. Казне принадлежали Измайловский и Воскресенский стекольные заводы в подмосковных сёлах, производившие оконное стекло, аптечную и столовую посуду, полотняная мануфактура Хамовный двор в Ярославском уезде и др. На них использовался подневольный труд «приписных» крестьян, а продукция поступала в распоряжение дворцового ведомства или казны.

Всего в России на протяжении XVII в. действовало до 30 мануфактур, но из них стабильно работали не более 15. Свободные деньги купцы предпочитали вкладывать не в промышленность, а в торговлю, так как торговая прибыль была по-прежнему гораздо выше промышленной.

Ряд мануфактур в XVII в. был основан иностранцами. Например, Тульско-Каширские и Олонецкие заводы – голландцем Виниусом и его компаньонами, которые, согласно царской грамоте, должны были выполнять заказы казны, а уже затем продавать свою продукцию повсюду в России и беспошлинно вывозить её за границу. Тульско-Каширские заводы производили для казны пушки, ядра, мушкетные стволы, шпажное железо, а для продажи на внутреннем рынке – сохи, замки, якоря, лопаты, мотыги и т.п. При этом квалифицированную работу выполняли иностранные и русские наёмные мастера, а для подсобных чёрных работ к заводам «приписывали» дворцовых и государственных крестьян.

Заводы Виниуса были не единственным предприятиями иностранцев. Например, швед Койет основал Духанинский стекольный завод под Москвой, в районе Ярославля появилась полотняная мануфактура голландского купца Я. Томеса.

В Кадашевской слободе, где с XVI в. существовало текстильное производство, в XVII в. действовал Хамовный двор – казённая ткацкая мануфактура, где находилось свыше 100 ткацких станков (слово «хамовный» происходит от голландского «хамо» - рубашка). Инертность прежней системы заставила администрацию искать новые формы организации производства тканей. В начале XVII в. здесь была построена деревянная «изба», где ткачами были в основном пленные поляки, а в 1660 г. производство было перенесено в каменное двухэтажное здание, где впоследствии находился Монетный двор. Работали здесь тяглецы Кадашевской слободы, получая определённую плату.

5. Активнее стало развиваться и частное промышленное предпринимательство. Так, в 1694-1695 гг. был заложен Тульский завод Н.Д. Демидова, ставший первым крупным вододействующим предприятием с полным металлургическим циклом.

Пример успешного сочетания феодального хозяйствования, служения государю и развития частного предпринимательства (прежде всего промышленного) являет собой Борис Иванович Морозов – один из крупнейших феодалов своего времени, свояк (муж сестры царицы) царя Алексея Михайловича. Возглавляя 4 важнейших приказа, в том числе Приказ большой казны – главное финансовое ведомство государства, именно Морозов управлял делами русского государства. По выражению иностранца Мейерберга, он «держал по своему произволу скипетр, чрезвычайно ещё тяжёлый для руки юноши». Его жёсткая финансовая политика, увеличение налогов, в частности, налога на соль, вызвала народное восстание. По требованию восставших царь был вынужден уволить своего воспитателя Морозова с государственных постов и созвать Земский собор (тот самый который официально установил крепостное право).

Хозяйство Морозова не относилось к типичным – предпринимательством в XVII в. были охвачены немногие помещики. Вотчины Морозова располагались в 19 уездах и насчитывали 9 тыс. крестьянских дворов более чем в 300 сёлах и деревнях.

Хозяйство Морозова было многоотраслевым. Ведущее место в промышленной деятельности Морозова занимало изготовление поташа, применявшегося при производстве канатов и различных красителей: 17 морозовских предприятий («будных майданов») выпускали 56% производимого в стране поташа и обеспечивали владельцу ежегодный доход от продажи этого товара до 180 тыс. руб. Помимо этого Морозов занимался металлургическим производством: под Звенигородом он построил железоделательный завод, в котором работало 20 поляков из военнопленных. Завод был вододействующим, т.е. его механизмы приводились в движение от водяного колеса. Это значит, что там была доменная печь. Такие доменные заводы принято относить к мануфактурному производству. В другом имении около Нижнего Новгорода железо плавили в «домницах», т.е. по обычной технологии крестьянских промыслов.

Действовали в имениях Морозова и винокуренные заведения, где перерабатывалось зерно, поступавшее из его вотчин, что было выгоднее его продажи. Характерно, что поташное, металлургическое и винокуренное производства Морозова были тесно связаны с государственным хозяйством. Поташ производился для нужд государства, винокурение обслуживало казённую питейную монополию, а металлургические заводы изготавливали вооружение для армии. Организованные Морозовым новые заведения в этих отраслях достигали иногда стадии мануфактуры.

Морозову принадлежали также кирпичные и кожевенные заведения, мукомольные мельницы и рыбные промыслы - в этих отраслях работа была организована традиционно. Промышленное предпринимательство боярина сочеталось с оптовой торговлей. Он не только продавал хлеб, полученный из своих владений, но занимался скупкой и перепродажей зерна и других сельскохозяйственных продуктов, вёл экспортную торговлю хлебом и кожей. Он использовал крестьянские текстильные промыслы, организовав территориальное разделение труда. Пряжа, изготовленная в подмосковных сёлах, поступала боярину в виде оброка, затем отсылалась в сёла Нижегородского уезда, где из неё готовилось полотно. Т.е. Морозов внёс организационные элементы в существовавшие прежде промыслы.

Промышленное предпринимательство Морозов сочетал с оптовой торговлей: продавал хлеб, скупал, перепродавал зерно и другие сельскохозяйственные продукты и вёл экспортную торговлю хлебом и кожами. Кроме того, был крупнейшим ростовщиком. Итак, один из первых, крупнейший по тем временам предприниматель Морозов – не горожанин, не бюргер, а боярин-феодал.

Крупнейшими промышленниками того времени были Строгановы, на солеваренных промыслах которых по реке Каме работали тысячи людей. Они происходили из крестьян, но сумели превратить Западный Урал в свою вотчину, так как вели для государства промысел, обеспечивая огромный доход казне, а также действовали в пограничных землях, обороняя русские земли с востока.

Базой могущества Строгановых и главной отраслью их хозяйства был соляной промысел, занимающий особое положение в России. Соляные источники были не везде. Выварка соли требовала устройства соляных варниц, на каждой из них работало 10-12 человек. Требовалась рабочая сила и для вспомогательных операций – заготовки дров для выпаривания соли из рассола, добывания самого рассола, доставки готовой соли на места продажи. Это был традиционный крестьянский промысел, но состоявший из относительно крупных производственных единиц. Соль относилась к числу казённых монополий: государство пока не торговало солью, но контролировало её продажу и облагало её продажу высокими пошлинами.

Вспомогательную роль в хозяйстве Строгановых играло металлургическое производство (буровые инструменты для добычи соли из земли и др.), кожевенное производство (Соль Вычегодская, Вологда, Ярославль, Казань и уральская вотчина), рыбно-звероловный промысел (промысловая колония на Новой земле), сельскохозяйственное производство (хлеб, овёс, сено для содержания зависимых людей и действия соляных промыслов). Закупать всё это в условиях слабо развитых рыночных отношений было проблематично.

В сущности, это был патриархальный клан, в котором высшие служащие находились в одном положении с дальними родственниками. Особое положение занимали иностранцы: у Строгановых на службе состоял голландец Брюнель, купец и мореплаватель, ездивший с их товарами в Антверпен и Париж, пленные в результате войн с Литвой, Ливонией и Швецией, обладавшие нужной квалификацией. Коренное пермяцкое население использовалось на неквалифицированных вспомогательных, сезонных работах на соляных промыслах (поговорка-дразнилка «пермяк-солёные уши»).

Строгановы вели обширные торговые операции.

Особенности частного промышленного предпринимательства в XVII в.:

-многоотраслевая структура хозяйства, сочетание промышленного, сельскохозяйственного производства и торговли, что объяснялось слабым развитием рынка;

- размещение купеческих промышленных объектов на колонизируемых окраинах: очевидно, на основной территории участки, которые могли давать повышенный доход, уже находились в феодальной собственности;

-очень узкая отраслевая структура частного предпринимательства.

Особую категорию предпринимателей составляли монастыри, которые часть произведённой продукции предназначали для продажи. Соловецкий, чтобы купить хлеб развивал рыболовство и солеварение; Антониев-Сийский сбывал рыбу и соль, а на вырученные деньги закупал воск, ладан, хлеб, обувь и одежду; Кирилло-Белозерский имел свои рожь, овёс, ячмень и соль, а закупал гречневую крупу, конопляное масло и др. По словам иноземца Флетчера, «монахи» - самые оборотливые купцы во всём государстве.

Промежуточное положение между частным и государственным предпринимательством занимало царское хозяйство, которым ведал дворцовый приказ. Граница между государственным и царским хозяйством была довольно условной, но всё же существовала. Особой предпринимательской активностью отличался Алексей Михайлович. При нём царские владения значительно разрослись за счёт присоединения как частных, так и казённых земель. В состав царской вотчины теперь входят не только сёла, но и такие города, как Скопин, Романов и др. Этим хозяйством, кроме дворцового приказа, теперь руководят также Хлебный и Тайный.

Хозяйство царя, как и Морозова, относилось к многоотраслевым, но оно не было связано с рынком. Царь Алексей Михайлович слыл рачительным хозяином, самолично вникавшим во все детали жизни своих вотчин, но его распоряжения не всегда были практичными. Он, например, предпринимал шаги к основанию в Подмосковье шелководства, для чего намеревался создать плантации тутовых деревьев. Продукция шёлковой мануфактуры оказалась хуже привозной, а себестоимость выше. К эфемерным планам относилась и организация солеварения на рассолах слабой концентрации, добывавшихся в Хамовниках, на Девичьем поле, под селом Коломенским. Впрочем, некоторые начинания царя дали положительные результаты. Он закупал породистых коров, в том числе голландских, вводил пятипольный севооборот, требовал обязательного удобрения полей навозом и т.д. Хозяйс


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: