Управленческий учет затрат

Важной задачей управленческого учета является учет затрат. При ее решении управленческий учет пересекается с бухгалтерским учетом.

Управленческий учет затрат отличается от бухгалтерского учета затрат большей степенью детализации. Если в рамках бухгалтерского учета решается задача определения общей суммы затрат и общей суммы прибыли, то в рамках управленческого учета необходимо определить затраты и прибыльность по направлениям деятельности, видам товаров и готовой продукции. Данные управленческого учета затрат используются при проведении экономического анализа, при принятии решений о развитии одних направлений деятельности и сворачивании других направлений.

В современном производстве косвенные затраты могут многократно превосходить прямые затраты. При этом бухгалтерский подход к расчету себестоимости продукции, когда косвенные затраты распределяются между видами продукции пропорционально прямым затратам или пропорционально другой базе распределения, неубедителен, поскольку на результаты расчета себестоимости существенно влияет выбор налоговой базы.

Чтобы исключить данный недостаток, для распределения косвенных затрат в управленческом учете можно использовать метод ABC – «activity based costing», т. е. калькуляция, основанная на деятельности. Этот метод предполагает, что каждый вид косвенных затрат следует распределять между видами продукции пропорционально индивидуально выбранному фактору распределения. Данный фактор следует выбирать таким образом, чтобы он наиболее точно отражал вклад вида косвенных затрат в производство тех или иных видов продукции.

Управленческий учет затрат можно вести в рамках бухгалтерского учета, если план счетов дополнить необходимыми субсчетами и ввести дополнительные аналитические счета. Но на практике оказывается удобнее вести управленческий учет затрат параллельно с бухгалтерским учетом, причем это можно делать в рамках одной компьютерной программы.

Например, при регистрации хозяйственного события в программе «1С: Управление производственным предприятием 8» автоматически формируются учетные записи по регистрам трех видов учета: бухгалтерского, налогового и управленческого.

Планирование

Планирование – это процесс определения действий, которые должны быть выполнены в будущем. В рамках управленческого учета планирование называется бюджетным планированием, или бюджетированием.

Бюджетирование осуществляется путем детальной разработки (обычно на один год) оперативных планов организации в целом и ее подразделений. В свою очередь оперативные планы реализуются через систему бюджетов, или финансовых планов, которые составляются обычно на год с разбивкой по месяцам, ежемесячно корректируются по каждому подразделению, а затем консолидируются в единый бюджет, или финансовый план.

При составлении бюджетов стараются применять документы, по форме и структуре приближенные к документам бухгалтерской отчетности. Основной бюджет состоит из трех обязательных финансовых документов, каждый из которых является самостоятельным бюджетом:

• прогноза отчета прибылей и убытков;

• прогноза отчета о движении денежных средств;

• прогноза балансового отчета.

Обычно за бюджетирование отвечает руководитель финансового отдела – финансовый директор.

Выводы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: