Материалы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.
Фактической себестоимостью материалов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС.
К фактическим затратам на приобретение материалов относятся:
• суммы, уплачиваемые поставщику (продавцу);
• суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материалов;
• таможенные пошлины (в случае приобретения материалов у иностранного продавца);
• невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы материалов (НДС является возмещаемым налогом);
• вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материалы;
• затраты по заготовке и доставке материалов до места их использования, включая расходы по страхованию;
• затраты по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях.
Фактическая себестоимость материалов при их изготовлении самой организацией определяется исходя из фактических затрат, связанных с их производством.
|
|
Синтетический учет материалов
Бухгалтерия ведет синтетический учет материалов с использованием счета 10 «Материалы» и, возможно, некоторых других вспомогательных счетов.
Синтетический учет поступления и расхода материалов – это запись определенных проводок. Так, хозяйственное событие поступления материалов от поставщика, подтвержденное товарно‑транспортной накладной и счетом‑фактурой, на общую сумму 11 800 руб., из которых 10 000 руб. составляют стоимость материалов без НДС, а 1800 руб. – сумма НДС в составе стоимости материалов, будет отображено следующими проводками:
Дебет 10 – Кредит 60 – 10 000 руб.;
Дебет 19 – Кредит 60 – 1800 руб.
Как говорилось выше, стоимость материалов может быть увеличена на стоимость дополнительных расходов, связанных с их приобретением. Так, хозяйственное событие получения услуг от посреднической организации или от организации, предоставляющей информационные услуги, которое напрямую связано с приобретением материалов и подтверждено актом сдачи‑приемки работ и счетом‑фактурой на общую сумму 590 руб. (из которых 500 руб. – стоимость услуг без учета НДС, а 90 руб. – НДС), будет отражено следующими проводками:
Дебет 10 – Кредит 60 – 500 руб.;