Словосочетание-соединение_двух или более знаменательных слов, связанных посмыслу и грамматически, выражающее единое, но расчлененное понятие.
Типы словосочетаний по степени спаянности компонентов:
а) словосочетания синтаксически свободные. Словосочетания, которые легко разлагаются на составляющиеих части. Полезное пособие, статья по литературе, возвращаться домой;
б) словосочетания синтаксически несвободные. Словосочетания, которые образуют неразложимоесинтаксическое единство (в предложении выступают в роли единого члена). Три ученика, несколько книг,мало ошибок.
Типы словосочетаний по их структуре:
а) словосочетания простые. Словосочетания, состоящие, как правило, из двух знаменательных слов, изкоторых одно является главным, стержневым, а другое — зависимым, определяющим. (Школьный словарь). б) словосочетания сложные. Словосочетания, представляющие собой распространение слова целымсловосочетанием или распространение словосочетания другим словом. Проверка домашней работы (словопроверка распространяется-словосочетанием домашняя работа). Наш новый учитель (слово нашраспространяет словосочетание новый учитель). Часто в сложных словосочетаниях зависимые словаопределяют главное слово с разных сторон. Отдыхать летом на юге (отдыхать детом — отдыхать на юге).Типы словосочетаний по главному слову:
|
|
В отличие от предложения, являющегося единицей сообщения, коммуникативнойединицей, словосочетание представляет собой единицу называния, номинативную единицу, которая нарядус отдельным словом входит в состав предложения, выполняя лексико-семантическую функцию сложного наименования предметов и явлений. Поэтому не всякое соединений слов образует словосочетание, а толькотакое, которое подобно слову служит строительным материалом для предложения. Не являются словосочетаниями в терминологическом значении этого слова:
1) пары, образуемые подлежащим исказуемым, поскольку здесь налицо предикативные отношения, т. е. отношения, возникающие только впредложении;
2) обособленный оборот и определяемое им слово, поскольку между ними устанавливаютсявозможные только в предложении полупредикативные отношения;
3) группа однородных членов; исключение составляют парные сочетания словтипа отец и мать (родители), муж и жена (супруги), день и ночь (сутки) и т. п., образующие замкнутые сочетания, употребляющиеся в номинативной функции.
4Сочетание служебного и знаменательного слова, например, существительное с предлогом, например, перед сном
5фразеологизмы
Типы связи слов в словосочетании
В подчинительном словосочетании одно слово главное, а другое — зависимое (к нему можно задать вопрос от главного слова). Существует три типа связи между словами в словосочетании:
|
|
· Согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже. Главное слово всегда существительное; зависимое может являться: прилагательным, причастием, местоимением или числительным.
Примеры: красивая шляпка, об интересном рассказе, под тем же названием, восьмой класс.
· Управление — вид подчинительной связи, где зависимое слово находится в форме косвенного падежа.
Примеры: ненависть к врагу, крутить головой, любовь к Родине.
· Примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения. Образуется наречиями, инфинитивами и деепричастиями, а также притяжательными местоимениями 3 лица, простой формой сравнительной степени прилагательного или наречия.
Примеры: петь красиво, лежать спокойно, очень устал, шёл не спеша, мальчик постарше.
Классификация словосочетаний по главному слову
По морфологическим свойствам главного слова словосочетания классифицируются следующим образом:
· Глагольные (с глаголом в роли главного слова)
Примеры: составить план, стоять у доски, просить зайти, читать про себя.
· Именные
· Субстантивные (с существительным в роли главного слова)
Примеры: план сочинения, поездка по городу, третий класс, яйца в холодильнике
· Адъективные (с прилагательным в роли главного слова)
Примеры: достойный награды, готовый на подвиг, весьма старательный, готовый помочь.
· Количественные (с именем числительным в роли главного слова)
Примеры: два карандаша, второй из претендентов.
· Местоименные (с местоимением в роли главного слова)
Примеры: кто-то из учеников, нечто новое.
· Наречные (с наречием в роли главного слова)
Примеры: крайне важно, вдали от дороги.
Классификация словосочетаний по вопросу
· Определительные — словосочетания, которые обозначают предмет и его признак. Примеры: глубокая река, весёлое настроение, лесные цветы.
· Объектные — называют предметы, действия, признаки и т. д., но более точно, более конкретно, чем слова: читать — читать вслух, ручка — шариковая ручка, быстро — очень быстро.
· Обстоятельственные — указывают на действие и его признак. Примеры: хорошо выспаться, говорить тихо, высоко подпрыгнуть.