На начальных этапах профессиональной деятельности обычно повышается тревожность, затем происходит некоторое снижение ее уровня.
При трех-пятилетнем стаже работы она снова становится неадекватно высокой, что приводит, в частности, к пику травматизма на этом этапе. В дальнейшем после некоторого снижения имеет место повторное постепенное повышение тревожности до уровня, оптимального в данной деятельности. Иногда фиксируется еще один резкий подъем выраженности данного качества в предпенсионный период.
На каждой возрастной стадии профессиональное и личностное становление отличаются своим содержанием и динамикой. Мы акцентируем внимание на закономерностях личностного и профессионального онтогенеза в период зрелости (взрослости), так как он характеризуется, -во-первых, продолжением развития и формирования личностных (психических и социально-психологических) качеств и, во-вторых, наибольшей активностью в плане профессиональной деятельности.[6]
Учитывая существующие периодизации, мы предлагаем относить зрелость к отрезку жизни между 20 и 60 годами и описывать ее по фазам - временным интервалам в 7-10 лет. Каждую фазу заканчивает нормативный кризис развития, успешность разрешения и сроки которого могут варьировать в зависимости от характера протекания предшествующего периода, индивидуальных особенностей и обстоятельств жизни в целом.
|
|
В процессе смены стабильных фаз развития и кризисов изменяются особенности личности человека. В относительно устойчивые возрасты развитие совершается главным образом за счет «микроскопических изменений личности», длящихся несколько лет, которые, накапливаясь, затем скачкообразно обнаруживаются в виде возрастного новообразования. При кризисах, которые значительно короче по продолжительности, происходят резкие сдвиги, развитие принимает бурный, стремительный характер. Нормативные кризисы развития являются наиболее чувствительными к некоторым внешним воздействиям, которые способствуют формированию определенных качеств личности, в том числе и профессионально важных.
К началу периода зрелости завершается половое созревание человека, дифференцированы его умственные способности и интересы. Сформированы определенная система ценностей (личное мировоззрение и жизненная позиция), целостный образ Я, готовность к самообучению и саморазвитию личности, профессиональные намерения.
Первая фаза периода зрелости, на наш взгляд, длится приблизительно с 20 до 30 лет жизни и характеризуется тем, что человек стремится к самостоятельной, независимой жизни, осознает себя взрослым и полноправным. Происходит включение во все виды социальной активности и овладение многими социальными ролями. Как считают Ш. Бюлер, Р. Гаулд, Д. Левинсон, Д. Вейлант и Д. Б. Бромлей, наступает период встречи со спутником жизни, образования собственной семьи и рождения детей. Отсутствие подобного опыта, по мнению Э. Эриксона, может привести к замыканию человека на самом себе и стремлению к избеганию контактов. Изоляция от людей, особенно близких, или неразборчивые отношения, непредсказуемое поведение являются признаками аномального развития личности.
|
|
Около 30 лет, согласно нашим предположениям, заканчивается первая фаза периода зрелости. Отрезок жизни от 29 до 32 лет Р. Гаулд, Д. Левинсон, Д. Вейлант называют переходным. В течение этого времени возникают новые внутренние противоречия: первые жизненные успехи и ожидания уже позади, труд и быт становятся будничными и в результате происходит новое снижение чувства осмысленности и полноты бытия. Появляется потребность в подведении промежуточных итогов и одновременно в ощутимых переменах, в дальнейшем профессиональном росте, формируется ответственность за других (например, за детей и родителей). Человек пересматривает ценности и смысл своего бытия. В отдельных случаях этот процесс может привести к перемене сферы деятельности и уклада семейной жизни.
релому человеку свойственны реальные ожидания, трезвые оценки возможностей. Он ставит конкретные жизненные цели и имеет налицо некоторые результаты продвижения к ним, субъективно переживая этот возраст как апогей жизни. В связи с этим, по мнению Ш. Бюлер, к 40 годам устанавливается самооценка личности, в которой отражены результаты жизненного пути как целого, жизни как решаемой задачи. Стабилизация основных психических структур, ценностных ориентации, уровня притязаний сопровождается повышением стабильности и внутренней последовательности образа Я.
Продолжается и профессиональный онтогенез. В случае достижения более высоких уровней в профессиональной деятельности и успеха в ней у человека усиливается его общая мотивация, происходит творческое развитие себя как личности средствами профессии. Например, у представителя правоохранительных органов в силу поискового характера профессиональной деятельности повышается уровень наблюдательности, развиваются критичность и аналитичность мышления, эмпатийность. Однако, как нам кажется, успехи в профессиональной сфере могут привести к развитию и таких проявлений, как преувеличение роли отдельных деталей объекта, чрезмерная подозрительность, вседозволенность, вынесение поспешных и ложных заключений.
Под влиянием целей и условий труда складывается профессиональный тип личности с характерной для него манерой деятельности, общения и поведения, интересами, установками и традициями. Е. М. Борисова отмечает, что профессиональный тип не является застывшим. Процесс формирования личности совершается непрерывно, и любые изменения в процессе профессионального становления могут повлиять на ее развитие. В частности, автором рассматриваются особенности личности человека, «не сложившегося как "профессионал"» и характеризующегося раздражительностью, конфликтностью, стремлением объяснить свои неудачи стечением неблагоприятных обстоятельств.
В то же время выбор профессии изначально связан с определенными задатками и установками личности. Поэтому, когда у людей определенной профессии заметны какие-то общие черты характера, их специфика может быть обусловлена не только вторичным влиянием профессиональной роли, но и тем, что в большинстве случаев ее выбирают люди, исходно обладающие определенными личностными особенностями. Знание этих особенностей имеет значение, например, для диагностики степени профессиональной деформации и ее профилактики.
|
|
Вторая фаза периода зрелости (около 30-40 лет), по мнению Д. Б. Бромлей, характеризуется как годы оптимума для интеллектуальных достижений[7].
В этот период вновь усиливается дифференциация отдельных сторон всей системы интеллекта на более высоком уровне общей интегрированности. Так, в промежутке от 34 до 37 лет наступает второй пик в развитии мышления, устанавливаются все более тесные и устойчивые связи между образным, вербальнологическим и практическим мышлением. Наблюдается усиление в умственной деятельности роли образного и практического мышления. Однако к 40 годам, как утверждает Д. Б. Бромлей, возможно снижение некоторых физических и умственных функций, проявляющееся при максимальном напряжении в процессе деятельности. Например, начиная с 34-летнего возраста наблюдается некоторый спад функционального уровня развития свойств внимания и сенсорно-перцептивных функций.
В целом средняя взрослость (25/30- 40 лет), согласно Д. Б. Бромлей, характеризуется как годы накопления относительно постоянных материальных средств и социальных связей, лидерство в различных видах деятельности. К 40 годам человеком приобретается новый статус, который складывается из многообразия его прав и обязанностей в разных сферах жизни и деятельности: в обществе, на работе и в семье. Осуществляется предварительное подведение итогов жизни, возможен кризис середины жизни.
Третья фаза периода зрелости (40/ 45-50/55 лет), как считает Д. Б. Бромлей, имеет своими главными чертами дальнейшее упрочение системы социальных ролей с доминированием некоторых из них и ослаблением других. Человек приобретает уверенную жизненную позицию и стабильность. Возрастают индивидуализация личностного развития, социальная ответственность за мир и реалистичность самооценки. К 50 годам, согласно Р. Гаулду, Д. Левинсону, Д. Вейланту, человек приобретает новое равновесие и привязанность к семье, хотя развитие личности еще не закончено.
|
|
Е. А. Климов описывает стадии профессионального онтогенеза, которые, на наш взгляд, соответствуют возрастному периоду от 25/30 до 50/55 лет. Интернал, считает автор, - это опытный работник, который может вполне самостоятельно, все более надежно и успешно справляться с основными профессиональными функциями. На фазе мастерства работник выделяется какими-то специальными качествами, умениями, универсализмом и широкой ориентировкой в профессиональной области. Он обрел свой индивидуальный стиль деятельности, его результаты могут быть стабильно хорошими, и он имеет основания считать себя в чем-то незаменимым работником. Авторитетом Е. А. Климов называет мастера своего дела, который хорошо известен в профессиональном кругу или даже за его пределами. С его мнением считаются и коллеги, и руководители. Возможно, сил и энергии у него становится меньше, чем в более ранние возрастные периоды, но профессиональные задачи он решает успешно за счет большого опыта, умения организовать свою работу и окружить себя помощниками.
В целом, согласно Д. Б. Бромлей, в этом возрасте происходит дальнейшее снижение физических и умственных возможностей. Однако, как показывают исследования Б. Г. Ананьева, вербальные функции именно в данную фазу прогрессируют наиболее интенсивно, достигая самого высокого уровня после 40-45 лет.
С возрастом 50-55 лет связан очередной психологический нормативный кризис. После 50 лет, когда накопленный опыт позволяет реалистичнее оценить соотношение ожидаемого и достигнутого, человек начинает подводить итоги своей прошлой деятельности и своим свершениям, задумываться о смысле жизни и ценности сделанного. Отныне, заглядывая в будущее, человек вынужден пересматривать свои цели с учетом своего профессионального статуса, физического состояния и положения дел в семье. По мнению Р. Гаулда, Д. Левинсона, Д. Вейланта, доминирующим источником жизненной удовлетворенности после 50 лет жизни становятся успехи детей.
Поздняя зрелость (50/55-60 лет), или четвертая фаза периода зрелости, характеризуется, как утверждает Д. Б. Бромлей, более очевидным упадком физических и умственных возможностей, ослаблением сексуальных функций и интересов, стремлением продлить состояние жизненной активности из-за сокращения будущего времени жизни. Вместе с тем это пик для наиболее общих социальных достижений - положения в обществе, власти и авторитета, частичной освобожденности от занятий и отбора наиболее интересных для личности общественных дел.
Потребность в знании закономерностей личностного и профессионального онтогенеза все чаще осознается обществом при решении многих вопросов в самых разных сферах жизни и деятельности. Например, эти знания помогут не только диагностировать наличие стабильных и кризисных периодов в жизни человека, но и преодолевать трудности, связанные с нормативными кризисами развития; в процессе профессиональной ориентации учет индивидуальных особенностей может способствовать нахождению адекватных этим особенностям способов и средств выражения человеком своей индивидуальности и успешному профессиональному становлению.