К первой части

1. Жан Ростан (Rostand) -- внук известного французского поэта и драматурга Эдмона Ростана, известный французский биолог, университетский профессор, эсперантист. Написал несколько брошюр по биологии на языке эсперанто / прим. переводчика /.

2. Это слова из статьи В.Я. Брюсова "На похоронах Толстого. Впечатления и наблюдения". 1910 г.", т. е. мысли Брюсова перед гробом Толстого / примеч. переводчика /.

3. Эта притча-сказка помещена в четвёртой книге для чтения / прим. переводчика/.

4. Гашетт -- издатель и одноименное название издательства, очень известного в конце 19-го и начале 20-го вв. / примеч. переводчика /.

5. Содержание письма приводится по тексту из примечаний т. 72 Полного собрания сочинений Л.Н. Толстого, стр.251. / примеч. переводчика /.

6. Содержание письма приводится по тексту, представленному в Полном собрании сочинений (ПСС 90 томов) Л.Н. Толстого. Т. 72, стр. 249 (письмо N 211). Письма Луизе Лебрен, от 29 нюня 1900 г., ПСС т. 72, стр. 401, N 324 и В.А. Лебрену от 19 декабря 1900 г., ПСС т. 72, стр. 531, N 433 также приводятся по тексту ПСС в современной орфографии / примеч. переводчика /.

Так как переводчик не отыскал в Полном собрании сочинений (90 томов) остальные письма Льва Толстого Лебрену, то приводит их в двойном переводе: русский-эсперанто (перев. Лебрена), эсперанто-русский (перев. Б.А. Зозуля).

7. До этого места письмо, а также фраза "Итак, прошу вас, граф,... в нашей печальной жизни", приводится по тексту, представленному в ПСС, Т. 72, стр. 403. / примеч. переводчика /.

8. Известный русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев получал в год 3000 рублей, -- по тем временам это была очень хорошая зарплата, / примеч. переводчика /.

9. Джордж (George), Генри (1839-1897) -- амер. экономист и политич. деятель, сперва наборщик, потом журналист в Сан-Франциско и Нью-Йорке, был вождем рабочей партии, но поддерживал демократов, в знаменитой книге "Progress and poverty",

1879 ("Прогресс и бедность", русск. перевод 1897) доказывал, что все экономические бедствия происходят от частной собственности на землю, пропагандировал и дал толчок движению в пользу национализации земли, с заменой всех налогов единым налогом на землю в размере приносимой ею ренты. Также "Social Problems", 1884; "Protection and free trade", 1886. примеч. переводчика.

10. Киао-Циао (Киао-Чао, Цзяосянь, Цзяоджоу) -- город в Китае, в провинции Шаньдун на берегу Жёлтого моря, / примеч. переводчика /.

11. Бабизм -- религиозно-социальное движение, зародившееся в Персии в 40-х годах 19 века. Основоположником его был Мирза-Али-Мохаммед, прозванный Бабом, что означает "Врата" -- в смысле посредника между божеством и людьми. Сутью этого движения являлась попытка зарождающейся в Персии буржуазии ликвидировать феодально-абсолютистский строй. Бабиты добивались свободы вероисповедания, раскрепощения женщины и либеральных реформ. В начале 50-х годов 19 века они подверглись жестоким преследованиям. Одной из ветвей современного движения бабизма является религиозное учение бахаитов / примеч. переводчика /.

12. Ваисов Сардар Гайнан (1878-1918) -- прогрессивный деятель казанских татар (булгар), руководитель организации "Фиркаи Наджия" ("Партия Избавления"), с утверждением Советской власти "Фиркаи Наджия" получила название "Совета волжских болгарских мусульман", и Мусульманской академии. "Сущность нашего движения не в реформе ислама (суннитский ислам, -- примеч. переводчика), а в глубоких политических и социально-экономических преобразованиях в среде мусульманского общества." / С. Г. Ваисов /. Убит 28 февраля 1918 г. участниками контрреволюционного мятежа татарской буржуазно-националистической партии "Милли Шура". / примеч. переводчика /.

13. Хаджи-Мурат (конец 1790-х гг. -- 1852) -- участник освободительной борьбы кавказских горцев, один из правителей Аварского ханства (1834-36), наиб Шамиля. Одержал ряд побед над российскими войсками. В 1851 перешёл на сторону русских, при попытке бежать от них в горы был убит.

Повесть "Хаджи Мурат" Л.Н. Толстой писал очень долго. Тщательно собирал исторические факты, связанные с жизнью и деятельностью аварца Хаджи Мурата. С этой целью Толстой просмотрел и прочёл около пяти тысяч различных книг и доку-

ментов. Таким образом, трагическая история мятежного аварского джигита описана едва ли не с биографической точностью. После гибели его тело было захоронено в Азербайджане (могила, предположительно, известна), а череп, освобожденный штаб-доктором Кавказской армии Эрастом Андреевским от мягких тканей, передан сначала в Анатомический музей С.-Петербурга, затем в Медико-хирургическую академию, а в 1959 г. помещен в Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), где и хранится поныне под N 6521. В 1963 г. М. Герасимов сделал с черепа реконструкцию скульптурного портрета Хаджи Мурата, / примеч. переводчика /.

14. С.М. Соловьёв. "История России с древнейших времён".

15. В 70-х годах 20-го столетия подобную концепцию разрабатывал советский философ Эвальд Ильенков (1924-1979) / Примеч. переводчика /.

16. Эпиктет (50--138) -- древнегреческий философ, представитель никопольской школы стоицизма. Л.Н. Толстой здесь намекает на доктрину Эпиктета: "Не явления и предметы окружающего мира делают нас несчастными, а наши мысли, желания и представления об окружающем нас мире. Следовательно, мы сами творцы своей судьбы и счастья", / примеч. переводчика /. Л.Н. Толстой предпринимал несколько попыток уйти из семьи. Первый раз он высказал Софье Андреевне эту мысль 26 августа 1882 г. См. Толстая С.А. Дневник. 1. стр. 130. / Примеч. переводчика /.

18. Л.Н. Толстой обучился столярному делу. / Примеч. переводчика /.

19. Муравейное братство. "Идеал муравейных братьев, льнущих любовно друг к другу, только не под двумя креслами, завешанными платками, а под небесным сводом, всех людей мира, остался для меня тот же" (см. ПСС. т. 34. стр. 387). / Примеч. переводчика /.

Моравские братья -- религиозная секта в Чехии. Возникла в середине 15 в. приблизительно в это же время появилась секта Богемские братья и др. Эти секты проповедовали бедность, отказ от мирской деятельности, смирение, непротивление злу. Возникли вследствие поражения таборитов и отделения от папского Рима. Первые секты были организованы в 1457 г. в Кунвальде (Чехия) последователями П. Хельчицкого. В последствие занимались просветительской работой (Я. Благослав, Я. Ко-

менский). После разгрома Чешского восстания (1618 -- 1620) перебрались в Германию, Прибалтику и Северную Америку. / Примеч. переводчика /.

20. Хельчицкий Пётр (около 1390 -- около 1460) -- чешский мыслитель. Книга "Сеть веры". См. ПСС в 90 тт., т. 42. стр. 46. N 144. т. / Примеч. переводчика /.

21. Стихотворение А.С. Хомякова навеяно чтением 49-го псалма. / Примеч. переводчика /.

-- * --

ОГЛАВЛЕНИЕ Стр

Почему появилась эта книга 3

Виктору Лебруну -- Письмо Жана Ростана

Виктору Лебруну -- Письмо Лиины Габриели

Читателю. Предисловие Тыбурциса Тыблевского


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: