В.Е. Каган. Признаки нарушения в дошкольном возрасте: предпочтение игрушек и игровых ролей противоположного; стремление быть со взрослыми противоположного пола и подражать их поведению; активно высказывать желание сменить пол и имя; стремление одеваться и вести себя по типу противоположного пола.
В зависимости от выраженности нарушения делятся на:
1. индивидуальные вариации соотношения ф-сти и м-сти, сопровождаются адаптационными реакциями.
2. Полоролевой кт. Разворачивается на лн-ом уровне как переживание несоответствия полоролевым стандартам.
3. Кт половой идентичности. Активное осознаваемое противостояние, переживание себя в качестве представителя прот-го пола.
Нарушение идентичности связано r с различными формами аутоагрессии (суицид), аддиктивным поведением (наркотики, алкоголизм), социальной дезадаптацией. Дж. Мани: у гермафродитов гендерная идентичность формируется под влиянием воспитания, а не генетической программы.