Доктрина ратнаготравибхаги

Ратнаготравибхага дает три пункта доктрины буддийской Махаяны, которые доказывают, что все чувствующие существа обладают Татхагатагарбхой. Она излагает доктрину Татхагатагарбхи в десяти главах и дает девять примеров из Татхагатагарбхасутры, которые иллюстрирую как, несмотря на ее неизменность, должны быть удалены завесы.

Эта доктрина учит трем стадиям: нечистой, частично чистой и совершенно чистой, которые соответствуют обычным существам, Бодхисаттвам и Буддам. Это также соотносится с основой, путём и плодом Татхагатагарбхи.

Вначале, обычные существа совсем не узнают Ясносветной Природы своего ума. Это происходит потому, что он (ум) покрыт грубыми и тонкими завесами. Основой здесь является Татхагатагарбха, которая подобна золоту, содержащемуся в золотой руде.

Когда Бодхисаттва понимает истинную природу ума – грубые завесы отпадают. После этого Бодхисаттва использует свою реализацию как сущность пути, которая состоит в очищении – это похоже на очищение золота после того как оно было отделено от руды.

Окончательная реализация, это плод Татхагатагарбхи и это подобно совершенно очищенному золоту, которое обладает всеми качествами чистоты. Плод Татхагатагарбхи демонстрирует все качества совершенного Будды.

Ратнаготравибхага учит, что Элемент (т. е. Татхагатагарбха) пуст от загрязнений, которые отделяются, поскольку не являются его сущностью, но не пуст от качеств Будды, которые неотделимы, поскольку являются его сущностью.

Качества Будды, это качества неконцептуального Ума Мудрости, который будучи очищенным, называется Дхармакаей. Когда же Ум Мудрости не очищен – эти качества не появляются и он называется Татхагатагарбхой.

Эти качества являются сущностью Ума Мудрости. Они неотделимы от своей сущности, так как если бы сущность ума была одной вещью, а ее качества другой. Если бы это было так, то с помощью доводов Мадхьямаки они были бы представлены как пустые по своей природе. Сущность могла бы проявиться только опираясь на качества, а качества – опираясь на сущность. Такие качества или такая сущность не могут иметь никакой самосущности или истинного существования. Однако, качества Будды не таковы. Они не могут быть схвачены концептуальным умом и они не отделены от сущности Ума Мудрости (который также не может быть схвачен концептуальным умом). Таким образом качества Будды, это не составные или обусловленные феномены, которые возникают, длятся и исчезают. Они существуют изначально.

Жентонгпы критикуют взгляд других мадхьямаков, которые говорят, что качества Будды возникают в результате хороших поступков, обетов и связей обретаемых Бодхисаттвами на пути к просветлению. Если качества возникают таким образом, тогда они должны быть составными и не постоянными явлениями, не находящимися за пределами самсары и не имеющими абсолютной ценности для существ. Жентонгпы принимают доктрину Сутр Татхагатагарбхи о том, что качества Будды существуют изначально. Несмотря на это, хорошие дела, обеты и связи необходимы для избавления от завес.

Как читтаматрины так и мадхьямаки рангтонг думают о мудрости Будды как о потоке моментов очищенного осознавания, которая воспринимает пустотность или бесконцептуальную природу как свой тонкий объект. Поскольку объект чист, само осознавание проявляет качества чистого ума и это называется джняной. Её возникновение автоматически связано с качествами Будды, которые происходят из действий Бодхисаттвы на своем пути к просветлению через накопление мудрости и заслуги (скт. пунья). Поэтому, выражают они этот взгляд явно или нет, Мадхьямака Рангтонг поддерживает взгляд относительно того, что качества Будды являются относительными феноменами чья сущность – пустотность.

Как уже было отмечено выше, жентонгпы не поддерживают того, что Ум Мудрости познает двойственным способом. Он не подразделяет на познающий и познаваемый аспекты, таким образом тонкого объекта Ума Мудрости не существует. Это не поток моментов осознавания. Он (Ум мудрости) совершенно ни чем не связан и свободен от всех концепций, включая время и пространство. Поэтому он существует изначально, также как и его качества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: