Пустота пустоты

Все феномены не имеют сущностной природы, и Совершенномудрый зовет это «пустотой». Далее, Мудрый сказал: «Эта пустота пуста от бытия самосуще существующей пустотой» (185). Пустота того, что называется «пустотой», – это «пустота пустоты». Будда преподал это, чтобы противостоять тенденции ума думать о пустоте как о чем-то истинно существующем (186).

С целью опровергнуть нашу тенденцию превращать пустоту в некий объект, Будда преподал пустоту пустоты.

Мы можем подумать: «О, пустота – это пустота». Чтобы освободить нас от веры в то, что пустота – это пустота, Будда учил о пустоте пустоты.

Пустота великого

Великое – это то, что охватывают десять направлений[3] (пространства), – все живые существа и всю вселенную. (Эпитет) «безмерные» утверждает бесконечность направлений. Они (существа и вещи) наполняют безграничные направления (пространства), и они не могут быть измерены в протяженности. (187) То, что все десять направлений в их полной обширной протяженности пусты от сущности, – это «пустота великого». Будда учил об этой пустоте, чтобы опровергнуть наши представления о том, что обширное – реально (188).

Направления, действительно, велики, и обоснование этому таково: направления охватывают всех живых существ во всех мирах и местах вселенной. И вот, чтобы опровергнуть нашу концепцию о том, что направления (пространства) реальны, Будда учил о пустоте великого, поскольку до тех пор, пока мы не постигнем, что направления (пространства) нереальны, мы не сможем постичь, что все в этих направлениях (пространства) нереально.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: