Учебное пособие
Для самоподготовки студентов
Под редакцией профессора
В. А. Абрамова
Донецк
«Каштан»
УДК 612.821(075.8)
ББК 88.48 я7
М 42
Авторы: проф. В.А. Абрамов; доц. Т.Л. Ряполова; доц. А.К. Бурцев;
доц. С.Г. Пырков; доц. Е.М. Выговская; к.м.н. О.М. Голоденко; к.м.н. А.Ю. Васильева; к.м.н. О.И. Осокина; асс. Е.М. Денисов; асс. Е.А. Кокотова.
Рецензенты: д.м.н., проф. И.Д. Спирина
д.м.н., проф. И.А. Бабюк
д.м.н., проф. А.Н. Скрипников
к.м.н., доц. Р.В. Басий
М 42 Медицинская психология: Учебное пособие / Абрамов В.А., Бурцев О.К., Ряполова Т.Л. и др.; Под ред. Проф. В.А. Абрамова. – Донецк: Каштан, 2008. – 290 с.
ISBN
Учебное пособие составлено на основе утвержденной Министерством здравоохранения Украины программы учебной дисциплины «Медицинская психология» и предназначена для студентов высших медицинских учебных заведений III – IV уровней аккредитации. Пособие рассчитано для управляемой самоподготовки студентов, обучающихся по специальностям «лечебное дело», «педиатрия», «медико-профилактическое дело».
ББК 88.48 я7
Навчальний посібник складений на основі затвердженої Міністерством охорони здоров'я України програми учбової дисципліни «Медична психологія» і призначений для студентів вищих медичних навчальних закладів III – IV рівнів акредитації. Посібник розрахований для керованої самопідготовки студентів, що навчаються за спеціальностями «лікувальна справа», «педіатрія», «медико-профілактична справа».
ISBN © Коллектив авторов, 2008
Содержание
Введение....................……………………………………………………............5
Раздел 1 Предмет, задачи и методы исследования в медицинской психологии.
Понятие о психическом здоровье......…………………………………….……6
Раздел 2 Личность и болезнь. Внутренняя картина болезни..……................22
Раздел 3 Состояние психических функций и болезнь..………………….….41
Раздел 4 Психология медицинских работников..……………………............64
Раздел 5 Психология лечебно-диагностического процесса.…………….….84
Раздел 6 Психосоматические расстройства.……………………………......111
Раздел 7 Психологические особенности больных с различными заболеваниями..................................................................................................141
Раздел 8 Психологические аспекты зависимого, суицидального поведения.
Танатологии и эвтаназии.……………………………………………............162
Раздел 9 Психогигиена, психопрофилактика, психотерапия.…………......204
Приложение 1..............................………………………………………….....245
Приложение 2...............................……………………………………………248
Приложение 3...………………………………………………………………267
Приложение 4...………………………………………………………………268
Приложение 5...………………………………………………………………269
Приложение 6...………………………………………………………………271
Приложение 7...………………………………………………………………272
Приложение 8...………………………………………………………………273
Приложение 9...………………………………………………………………276
Приложение 10.………………………………………………………..……..277
Приложение 11............………………………………………………………...283
Приложение 12………………………………………………………………...286
Приложение 13………………………………………………………………...289
Перечень литературы………………………………………………………….290
Введение
Учебное пособие по медицинской психологии написано с учётом программы учебной дисциплины «Медицинская психология» для студентов высших медицинских учебных заведений II – IV уровней аккредитации по специальностям:
7.110101 «Лечебное дело»
7.110104 «Педиатрия»
7.110105 «Медико-профилактическое дело»
Содержание обучения соответствует учебно-квалификационной характеристике и учебно-профессиональной программе подготовки специалистов, утверждённых приказом Минздрава Украины № 239 от 16.04.03, а также:
А) Основывается на изучении студентами основ общей психологии, анатомии и физиологии человека, патоморфологии и патфизиологии, деонтологии в медицине и интегрируется с этими дисциплинами;
Б) Закладывает основы изучения студентами психиатрии, наркологии и других клинических дисциплин, что предусматривает интеграцию с этими дисциплинами;
В) Обеспечивает формирование умений применять знания по медицинской психологии в процессе дальнейшего обучения и в профессиональной деятельности;
Г) Закладывает основы познания врачом психологии больного человека, формирование здорового способа жизни и профилактики нарушения психических функций в процессе жизнедеятельности и при разных заболеваниях.
Учебное пособие используется при организации учебного процесса по кредитно-модульной системе в соответствии с требованиями Болонского процесса.
Учебная информация, представленная в учебном пособии, обеспечивает достижения конечных целей обучения:
– Демонстрировать владения принципами медицинской деонтологии;
– Использовать средства психогигиены, психопрофилактики и основные методы психотерапии в медицинской практике;
– Определять психосоматические и соматопсихические взаимовлияния у больных;
– Определять психическое состояние и уровень социально-психологической адаптации больных при помощи методов психологического исследования;
– Демонстрировать умение общаться с коллегами, больными и их родственникам с учётом их психологических особенностей, способствовать созданию здорового психологического климата в медицинской среде.






