Письменная контрольная работа по «Логике» - это отчет студента об освоенном материале. Процесс выполнения контрольной работы является важным этапом подготовки к зачету. Выбор задания осуществляется в зависимости от последней цифры номера зачётной книжки.
Например: - последняя цифра «0» – вариант контрольной работы № 10 или 20; если последняя цифра «1» – можно выбирать вариант № 1 или 11 и так далее.
Примеры выполнения заданий вызывающих затруднения:
1. Дать логическую характеристику понятию «преступление».
Преступление – простое, общее, несобирательное, конкретное, безотносительное, положительное.
2. Определить вид отношения между понятиями «СМИ – печать». Выразить в логической форме и изобразить в круговой схеме.
- отношение подчинения
«Некоторые А суть В»;
«Все В суть А»;
3. Определить вид деления понятия, и какое правило нарушено (если нарушено): «Люди делятся на мужчин, женщин, детей и стариков».
Деление по видоизменению признака.
Нарушено правило: Деления по одному основанию.
|
|
Ошибка: Перекрестное деление.
4. Найти субъект и предикат у данного атрибутивного высказывания. Определить по качеству и количеству. Выявить распределение терминов и изобразить схематично: «Все студенты, не считая двоих, пришли на лекцию по логистике».
S (субъект) – студенты,
Р (предикат) – пришли.
Частноутвердительное суждение.
S – не распределен, Р – не распределен.
«Некоторые S суть Р».
5. Определить отношения между простыми и (сложными) суждениями, их виды и ложность или истинность:
«Некоторые студенты нашего института говорят правду», и «Некоторые студенты нашего института не правдивы».
Первое – частноутвердительное (I), второе - частноотрицательное (O).
Между ними отношения частичной совместимости.
Они могут быть одновременно истинными, но не могут быть одновременно ложными (см. логический квадрат и таблицу истинности).
6. Преобразовать высказывание "I" в "А".
«Некоторая часть новых автобусов была передана нашему автопарку».
Преобразование частноутвердительного суждения в общеутвердительное называется – обращением.
При обращении количество может или изменятся, или не изменятся; субъект и предикат меняются местами; а качество остается постоянным.
Формула обращения: «Некоторые S есть Р» à «Все Р есть S».
Р – распределен;
S – не распределен
«Все переданное нашему автопарку являлось новыми автобусами».
7. Сделать вывод путем превращения суждения. Составить схему непосредственного вывода и указать, что изменяется:
«Некоторые автомобили являются легковыми».
Превращение – это преобразование суждения в суждение противоположное по качеству с предикатом, противоречащим предикату исходного суждения.
|
|
Следовательно, изменим связку на противоположную, а предикат - на противоречащее понятие.
Схема: «Некоторые S суть Р»
«Некоторые S не суть Р»
Вывод: «Некоторые автомобили (S) не являются легковыми (Р).
8. Сделать вывод из посылок, определить фигуру силлогизма. С помощью правил фигур установить, следует ли вывод с необходимостью:
«Некоторые студенты – отличники»
«Иванов - не отличник»
Следовательно,……………….
Вывод: «Некоторые студенты – отличники»
«Иванов - не отличник»
Следовательно, Иванов студент.
Определим фигуру: - 2-ая фигура: Р М
S М
Нарушено правило большей посылки, которая всегда должна быть общей.
Вывод не следует с необходимостью.
Средний термин (М) занимает место предиката в посылках и не распределен ни в одной из них. Следовательно, заключение не достоверное.
9. Используя условную посылку, построить умозаключение по утверждающему модусу. Построить схему модуса в силлогической записи:
«Если нет кворума, то собрание не состоится»
«Кворума нет»
Следовательно,………..
Основанием (Р) является – «нет кворума», следствием (g) – «собрание не состоится».
Построим умозаключение по утверждающему модусу:
«Если нет кворума (Р), то собрание не состоится (g)»
«Кворума нет (Р)»
Следовательно, собрание не состоится (g)
Схема утверждающего модуса: Р — g, Р
g
Посылка утверждает истинность основания. Заключение утверждает истинность следствия.