ФБГОУ ВПО «Рязанский государственный агротехнологический университет имени
П. А. Костычева»
Методические указания
К учебному пособию
По дисциплине
«БИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА»
для студентов 2 курса факультета биотехнологии по направлению подготовки 020400 - «Биология» профиль Биоэкология
РЯЗАНЬ-2012
Методические указания разработаны доктором биологических наук, профессором кафедры зоотехнии и биоэкологии О.В. Баковецкой, утверждены методическим советом факультета биотехнологии протокол
№________от «______»____________2012г.
Тема 1. Антропология. Человек в системе современного естествознания.
Вопросы:
1. Антропология. Конституциональные типы людей.
2. Биологическое и социальное в человеке. Комплексный подход к изучению человека (самостоятельная работа студентов).
3. Альтернативы эволюционной концепции происхождения человека на Земле (теологический подход, инопланетное происхождение, стационарного состояния). Аргументы и факты таких теорий (самостоятельная работа студентов).
4. Демография. Современное состояние и прогнозирование развития народонаселения Земли и России.
Задание 1. Используя §1 методического пособия, изучите и запишите в тетрадь принципы классификации конституциональных типов человека. Укажите взаимосвязь конституции человека с эволюционными, генетическими, экологическими факторами.
Задание 2. Воспользуйтесь материалом лекции и составьте схему «Биологическое и социальное в человеке», разделив ее на 2 колонки.
Задание 3. На основе материала доклада о теориях происхождения человека заполните таблицу.
Теории происхождения человека
Название теории | Происхождение человека | Факты |
Эволюционная теория | ||
Креационизм | ||
Внешнего вмешательства | ||
Пространственных аномалий |
Задание 4. На основе §2 пособия изучите и законспектируйте, что является предметом изучения демографии, ее методы и задачи. Отметьте тенденции развития демографической ситуации в мире и России. Какие меры, на Ваш взгляд, будут способствовать повышению рождаемости, снижению смертности и продлению жизни.
Тема 2 – 3. Эволюция человека. Антропогенез.
Вопросы.
1. Предки современного человека. Приматы.
2. Эволюция гоминид. Протоантропы.
3. Эволюция архантропов, палеоантропов.
4. Характеристика неоантропов.
Задание 1. Используя §3 пособия, изучите наиболее древних и примитивных представителей эволюционного ствола гоминид. Дайте характеристику.
Задание 2. С помощью иллюстраций на компьютере изучите и зарисуйте эволюционное древо р. Homo.
Задание 3. Изучите представителей протоантропов, архантропов, палеоантропов и неоантропам. Используйте фотографии ископаемых останков. Заполните таблицу.