Данилевского считают эпигоном славянофильства, которое в то время уже вступило в период упадка. Он был одним из наиболее типичных представителей панславизма.
Данилевский, отрицая всякую общечеловеческую задачу в истории, считает Россию и славянство лишь особым культурно-историческим типом, однако наиболее широким и полным. Видя в человечестве только отвлеченное понятие, лишенное всякого действительного значения, и вместе с тем оспаривая общепринятые деления: географическое (по частям света), и историческое (древняя, средняя и новая история), Данилевский выставляет в качестве действительных носителей исторической жизни несколько обособленных «естественных групп», которые он обозначает термином «культурно-исторические типы».
Основное воззрение Данилевского резко отличается от образа мыслей прежних славянофилов. Те утверждали, что русский народ имеет всемирно-историческое призвание как истинный носитель всечеловеческого окончательного просвещения; Всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком или группою языков, составляет самобытный культурно-исторический тип. Таких типов, уже проявившихся в истории, Данилевский насчитывает 10: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический (аравийский) и германо-романский (европейский). Россия с славянством образуют новый, имеющий в скором времени проявиться культурно-исторический тип, совершенно отличный и отдельный от Европы. К этим естественным группам Данилевский причисляет ещё два сомнительных типа (американский и перуанский), «погибших насильственною смертью и не успевших совершить своего развития».
Данилевский признает четыре общих разряда культурно-исторической деятельности: деятельность религиозная, собственно культурная (наука, искусство, промышленность), политическая и социально-экономическая.
Вера Данилевского в возможность создания Всеславянского союза, а в идеале — Всеславянской федерации, добровольного объединения всех славянских государств на взаимовыгодных условиях и согласования интересов, интерпретировалась в духе поддержки имперской политики царизма, что привычно называлось панславизмом. Данилевский действительно считал, что процесс консолидации славян должна возглавить Россия, русский народ, как обладающий мощной государственностью и не подвергшийся, в отличие от всех других славянских племен, онемечиванию или отуречиванию. Но объединение славян должно совершиться так, чтобы «славянские ручьи не сливались в русском море», т. е. все славяне сохранят свое национальное своеобразие, политическую и культурную независимость.
•«Россия и Европа»: причины создания книги, структура и основные проблемы, сформулированные Н.Я.Данилевским.
Структура книги:
ГЛАВА I. 1864 и 1854 годы. Вместо введения.
ГЛАВА II. Почему Европа враждебна России?
ГЛАВА III. Европа ли Россия?
ГЛАВА IV. Цивилизация европейская тожественна ли с общечеловеческою?
ГЛАВА V. Культурно-исторические типы и некоторые законы их движения и развития
ГЛАВА VI. Отношение народного к общечеловеческому
ГЛАВА VII. Гниет ли запад?
ГЛАВА VIII. Различия в психическом строе
ГЛАВА IX. Различие вероисповедное
ГЛАВА X. Различия в ходе исторического воспитания
ГЛАВА XI. Европейничанье - болезнь русской жизни
ГЛАВА XII. Восточный вопрос
ГЛАВА XIII. Место Австрии в восточном вопросе
ГЛАВА XIV. Царьград
ГЛАВА XV. Всеславянский союз
ГЛАВА XVI. Борьба
ГЛАВА XVII. Славянский культурно-исторический тип. (Вместо заключения)
Книга Николая Яковлевича Данилевского «Россия и Европа» — одно из фундаментальных сочинений в русской историко-социологической литературе последних двух столетий. Главная тема книги — судьба России, условия бытия русского народа, славян. Данилевский обнаруживает геополитические закономерности, объясняющие положение России в системе европейских государств. Отсюда название — «Россия и Европа».
Отличительная черта историко-социологического исследования и всех выводов книги «Россия и Европа» состоит в открытом провозглашении русской, славянской точки зрения и выдвинутом на первый план критерии всех позиций и решений — политическом интересе русских и всех славян.
Данилевский пришел к жесткому выводу: «Европа враждебна России». Политическое равновесие выгодно европейским государствам, которые всегда договорятся друг с другом в действиях против России, поскольку они всегда руководствуются «двойным стандартом» в принятии политических решений. И напротив, эта система невыгодна, неприемлема и гибельна для России, для славян.
Русская культура, по его мнению, будет выше европейской по уровню достижений, но прежде всего — полнокровнее, гармоничнее благодаря особому народному «внутреннему сокровищу духа».
•Теория культурно-исторических типов:
а) понятие культурно-исторического типа, их классификация, закономерности и стадии развития;
Культурно-исторический тип – целостная система, определенная культурными, психологическими и иными факторами, присущими народу или совокупности близких по духу и языку народов – египетский, китайский, ассиро-вавилонский, еврейский, греческий, римский, романо-германский, славянский и др. Четыре начала, основы для культурно-исторической типологии: религиозная, культурная, политическая и социально-экономическая. Культурно-исторические типы бывают одноосновные, двухосновные и первичные.
Классификация
Он делит все культурно-исторические типы на четыре основных класса. К первому, исходного, отнесены исторически первые культуры: египетскую, китайскую, вавилонскую, индийскую и иранскую. Их отличительная черта заключается в том, что благодаря им вообще осуществляется переход от животной жизнедеятельности к культурно-историческому, собственно человеческой, а также утверждение и распространение этой деятельности на планете, благодаря чему создаются условия, при которых вообще становится возможной жизнь в организованном обществе.
Второй класс составляют одноосновные культурно-исторические типы, т.е. типы, которые оставили в культурной сокровищнице человечества классические образцы преимущественно какой-то одной из четырех форм исторического творчества. Это цивилизации еврейская, греческая и римская.
Третий класс представлен лишь одним культурно-историческим типом - германо-романским, или европейским. В сфере политической жизни германо-романская цивилизация не только создала мощные государства, распространили свою власть на все части мира, но и установила правовые отношения как граждан между собой, так и граждан к государству. Еще выше и богаче является, по Данилевскому, достижения европейской цивилизации в собственно культурном отношении.
До последнего, четвертого класса русский ученый относит также только один культурно-исторический тип - славянский. Он, по мнению Данилевского, имеет два больших преимущества над всеми другими культурно-историческими типами. Ведь славянская культура единственная из живых исторических культур, которая еще не достигла стадии цивилизации. Во-вторых, эта культура, в отличие от всех других, провозглашается Данилевским универсальной.
Закономерности.
Данилевский утверждает, что рассматриваемые им культурно-исторические типы в процессе развития находятся в обособленном состоянии и не скрещиваются между собой. В рамках всего человечества отсутствует единая система норм и ценностей. С точки зрения Данилевского, если совершается взаимовлияние культур, то в данном случае происходит нарушение естественного хода развития типов. Определенная культура, пройдя отмеренный цикл, погибает.
Находясь под сильным влиянием биологических теорий, Данилевский не связывает культуру только с миром природы. Развитие культуры, по его мнению, следует понимать как процесс выделения духовного, человеческого начала из природной стихии.
Стадии развития.
Данилевский выделял пять законов культурно-исторического движения, или законов исторического развития. В первом законе определяется критерий для выделения самобытного культурно-исторического типа – языковое родство, однако только для того племени, которое вышло из младенчества и способно к историческому развитию. Второй закон устанавливает, что условием развития цивилизации данного культурно-исторического типа является политическая независимость. Данилевский не считал возможной передачу начал цивилизации от одного культурно-исторического типа к другому. Формулировка этого положения и составляет третий закон исторического развития. В четвертом законе утверждается, что культурно-исторический тип только тогда достигает разнообразия и богатства, когда разные элементы, его составляющие, не поглощены одним политическим телом и составляют федерацию, или политическую систему государств. В пятом законе цикл развития культурно-исторического типа уподобляется тем растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжительным, но период цветения и плодоношения короток и навсегда истощает их жизненную силу.
Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов. Данилевский выделяет 10 основных типов. Цикл развития каждого типа составляет около 1500 лет. 1000 лет приходится на этнографический период, около 400 лет на государственный, 50–100 лет – цивилизационный.