В) славянский культурно-исторический тип и перспективы его развития. Борьба с Европой и её значение. Общеславянская федерация

Данилевский доказывал, что славянские народы образуют особый культурно-исторический тип. Значительная часть славян (более двух третей) составляет политически независимое целое - Российское государство. "Славянство" есть термин одного порядка с "эллинизмом", "латинством", "европеизмом". Славянские народы представляют культурно-исторический тип, по отношению к которому Россия, Чехия, Сербия, Болгария должны иметь тот же смысл, какой имеют Франция, Англия, Германия, Испания по отношению к Европе, какой имели Афины, Спарта, Фивы по отношению к Греции (2. 124-125). Славянскую цивилизацию, выходящую из периода тысячелетней этнографической подготовки, трудно увидеть и оценить, особенно в сравнении с европейской цивилизацией, находящейся в апогее своего величия и блеска.

Перспективы развития:

Славянский культурно-исторический тип в первый раз представит синтезис всех сторон культурной деятельности в обширном значении этого слова, сторон, которые разрабатывались его предшественниками на историческом поприще в отдельности или в весьма не полном соединении. Мы можем надеяться, что славянский тип будет первым полным четырехосновным культурно-историческим типом. Особенно оригинальною чертою его должно быть в первый раз имеющее осуществиться удовлетворительное решение общественно-экономической задачи. Какое взаимное отношение займут в нем три прочие стороны культурной деятельности, которая из них сообщит ему преобладающую окраску, не будут ли они преемственно занимать эту главную роль? Какой, наконец, качественный характер примет собственно культурная деятельность, до сих пор наименее других сторон деятельности успевшая определиться,- этого, конечно, предвидеть невозможно. Осуществится ли эта надежда, зависит вполне от воспитательного влияния готовящихся событий, разумеемых под общим именем восточного вопроса, который составляет узел и жизненный центр будущих судеб Славянства.

Борьба с Европой и её значение.

Война между Россией и Турцией сделалась невозможною и бесполезною; возможна и необходима борьба Славянства с Европою, — борьба, которая решится, конечно, не в один год, не в одну кампанию, а займёт собою целый исторический период. С той поры начинается борьба Романо-Германского мира с Греко-Славянским; результаты борьбы не подлежали сомнению. Идет германизация славян прибалтийских, борьба со славянским обрядом в Моравии, которая могла бы привести к таким же результатам. Лишь нашествие дикой угорской орды спасло славянство от онемечивания. Чехия вошла в вассальные отношения с Империей.

Европа, утверждал Данилевский, Россию не считает своей с тех пор, как русские с конца XVIII века выступили на охрану Европы. Русскими пользуются, из русских извлекают выгоды для себя, а русским ничего не дают. И как только Россия оказывается в сколь-нибудь затруднительном положении, Европа тут же начинает действовать против нее. Стало быть, и русским невыгодно искать себе место в ряду великих европейских держав. Данилевский считает, что образование Славянского союза создаст России особое положение: она станет не в ряду европейских государств, а рядом с целой Европой. Тогда, стало быть, вместо вопроса о европейском равновесии на повестку дня встанет вопрос о мировом равновесии между Европой, Славянством и Америкой.

Общеславянская федерация.

Данилевский верил в возможность создания Всеславянского союза, а в идеале — Всеславянской федерации, т.е. добровольного объединения всех славянских государств, в основе которого лежат взаимовыгодные условия и согласованные интересы. Он считал, что процесс консолидации славян должна возглавить Россия, русский народ, обладающий мощной государственностью, не подвергшийся, в отличие от всех других славянских племен, онемечиванию или отуречиванию. Но объединение славян должно совершиться таким образом, чтобы все славяне сохранили свое национальное своеобразие, политическую и культурную независимость. По словам Данилевского, “цель федерации не есть поглощение славян Россиею”. Он предполагал, что политическим центром, столицей такой федерации будет не Санкт-Петербург, не Москва, а город, называвшийся прежде Византией — Константинополем — Стамбулом, но “пророчески именуемый славянами Царьградом”.

4.Социально-политические взгляды К.Н.Леонтьева.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: