В обучении артиста к этюду мы приходим через упражнения. Этюд – упражнение, но не всякое упражнение – этюд. Этюд – упражнение, в котором есть содержательный отрезок жизни. Он может длиться тридцать секунд и полчаса, это не принципиально, важнее, есть ли в нем жизненное содержание…
…Мы стремимся соблюдать определенную педагогическую логику, определенную последовательность учебного и воспитательного процесса, в котором постепенно формируется личность будущего артиста. Когда мы подходим к первым этюдам, то требуем, чтобы они приучали учеников адресоваться к себе, к жизни, чтобы они поняли и почувствовали: «этюд – это отрезок жизни, известный мне, может быть, даже прожитый мною». Много раз проверено, что, когда в этюд взят материал из прожитого, пробуждаются в воображении не прокатные, а живые ассоциации и действенная природа поведения находится легче и вернее. Пока наши ученики не почувствуют, что все, чем мы занимаемся в творчестве, питается опытом жизни, живыми впечатлениями, пока не возникнет внутреннее понимание этого, этюдные задания не будут плодотворны» (З. Я. Корогодский «Начало»).
|
|
Этюд это всегда небольшой отрезок жизни созданный воображением, которое питается запасом наблюдений, живым чувством исполнителя, т.е. - событийный эпизод. Главное в нем воссоздать событийное движение. Событие взятое в отдельности и сыгранное становится этюдом.Т.е.-это маленькая история с логическим началом и концом. Необходимо отметить, что на начальном этапе все этюды выполняются молча и в одиночку, и только позднее появится работа с партнером, партнерами, появится текст.
В учебной практике работа над этюдами строго соответствует определенному этапу обучения актера и согласно этому этапу учащимся предлагается освоить следующие виды этюдов:
q Этюд на знакомое дело (этюд с воображаемыми предметами). Это первое этюдное задание. В этюдах особенно важна вера, непрерывность и последовательность линии физической жизни. После выполнения упражнения и показа работы на знакомое дело оказывается, что это фактически сыгранный этюд.
q Этюд на музыкальный момен т (путем использования музыкальной фразы или фонограммы, пробуждает у учащегося способность к офантазированию и переживанию жизненных обстоятельств, из которых эта фраза вытекает)
q На три слова: письмо, огонь, вода (задача – офанатзировать обстоятельства, в которых три предложенных слова органично вплетаются в единое действие, причем эти слова не произносятся, а именно обыгрываются)
q «Впервые в жизни» провоцирует острые, личные, волнующие воображение обстоятельства
|
|
q "Невероятное событие"
q Этюд «Молча вдвоем» (зтюдное задание, не позволяющее разговаривать. Оно дает сильный толчок к освоению навыков общения и взаимодействия с партнером. К тому же оно подводит к следующей серии этюдов на органичное возникновение и рождение слова)
q Этюд на рождение слова (адекватное поведение рождает адекватное слово в ситуации. Ведь слово рождается не само по себе, а в зависимости от того или иного факта или события).
q Этюд на "цепочку физических действий" на основе литературного материала
q Этюд-наблюдение (бессловесный, с текстом) (на основе упражнения "Наблюдение")
q Этюды на определенное (заданное событие)
q Этюды на основе басни.
Упражнение «Басня» как переход от этюдов «молча вдвоем» к слову. Басня таит в себе все достоинства хорошей пьесы: острый конфликт, живые лица, серьезное содержание, высокий уровень литературы и яркое авторское наблюдение за жизнью, изложенное иносказательно, что дает простор ассоциациям, без которых невозможно творчество.
В начале работы над этим упражнением учениками выбирается басня, анализируется ее событийный ряд, находится сообразно ему ситуация из жизни и сочиняется по ней этюд. Главная цель состоит в том, чтобы добиться полного совпадения ситуации-события басни с ситуацией-событием этюда. Этюд в этом случае - не самоцель, а один из этапов освоения упражнения. Этюд по басне должен помочь учащимся понять и почувствовать необходимость наполнения слова накопленным опытом, подсказывает путь этого процесса. В этюдах по басне мы продолжаем тренинг на "чувство события", целесообразность и действенность поведения, но в данном случае, нас интересует специфическая направленность упражнения - воспитание навыка словесного действия. Слово становится действенным, если подчинено цели и активно направлено на ее достижение.
q На основе литературного материала (прозаического отрывка, рассказа, драматического отрывка)
Этюд на литературной основе – сначала прозаической (работа над прозаическим отрывком), а затем драматургической (сначала – работа над драматургическим отрывком, а затем – работа над этюдами по пьесе, выбранной для групповой работы). Этот этап работы над этюдами связан со вскрытием и присвоением событийных фактов, событий, человеческих действий, поступков, целей, задач и взаимоотношений, описанных автором. К тому же он связан с овладением таким сложнейшим элементом психотехники, как словесное действие.
Овладение словесным действием – новый этап в процессе обучения. Сложность заключается в том, что мы ведем ученика вперед, не отрывая от азов, от пройденных первооснов. Стремясь последовательно решать задачу овладения словесным действием, мы пройдем путь от этюда и наблюдения-этюда к басне и от басни к отрывку из прозаического произведения. На втором году обучения ученик подходит к отрывку, этюду на литературной основе, в котором уже произносит слова автора. Авторский текст становится не только источником, но и конечной целью работы. У каждого автора свой мир, свой язык, стиль, эпоха, своя поэзия – и все это автор передает через слово. Жизнь артиста на сцене вовлечет зрителя в соучастие, когда слова, произносимые артистом, - его слова, глубоко личные, рожденные внутренней жизнью.
В этапы работы над овладением словесным действием входит: определение своего действия в данных автором событиях и обстоятельствах; накопление видений: зрительные видения, слуховые видения, обонятельные видения, осязательные видения, вкусовые видения, накопление видений в их совокупности; тренинг отдельных моментов из учебного материала, накопление их и логическое, последовательное создание «киноленты видений»; овладение навыками воздействия словом и умения увлечь партнера посредством передачи видений; накопление видений из жизни роли.
|
|
Эта работа приведет к осознанию, пониманию и чувствованию подтекста, который есть не что иное, как полная и глубокая мотивировка произносимых слов. А мотивировок бессчетное множество, как бессчетны возможные жизненные ситуации, которые никогда не повторяются при всей внешней схожести.
q На основе события и цепочки событий драматического произведения (цель – овладение сквозным действием в авторских обстоятельствах.
[1] Здесь Зиновий Яковлевич имеет в виду то, что на распределение ролей также играют этюдные пробы – заявки на роли, которые помогают режиссеру заново взглянуть на материал пьесы с точки зрения конкретных живых людей.
[2] Вопросы, о которых идет речь есть ни что иное, как уточнение предлагаемых обстоятельств, в которых предстоит действовать актеру.