Существуют разные точки зрения на понимание этого правового феномена.
М.Вебер говорил, что юристы понимают регулирование своеобразно. Если мы возьмем определение регулирования, оно понимается как деятельность, не связанная с правотворчеством, с созданием норм. Регулирование – использование существующих правил для упорядочивания поведения субъектов.
С.С.Алексеев. Правовое регулирование – целенаправленное воздействие государства на тождественные отношения с помощью специальных юридических средств. Три признака;
1.Деятельность в основе которой лежит создание норм права, причем принудительного характера.
2.За правовым регулированием стоит государство, оно обеспечивается государством.
3.Осуществляется при помощи специальных правовых средств, которое отражены в механизме правового регулирования.
Правовое регулирование есть по сути властная, управленческая деятельность, предполагающая наличие принуждения. Государство проявляет себя здесь как суверен. Для политического права эта ситуация нормальна.
|
|
Аристотель. Государство с помощью закона не может устанавливать ничего нового. Закон не выражение власти, а отражение объективной действительности. Дело не в принуждении, а в разуме, обычаях, традициях. Как только он отклоняется от них, он теряет «фишку» закона. Сегодняшнее понимание закона – аналогичное явление. Действие государства чужеродно, оно расстраивает коммуникацию. Право с точки зрения правового регулирования производно от коммуникации, то есть последняя первична. Закон как основание права – это то, что определяет правовую связь.
Советское представление о правовом регулировании противоречит пониманию регулирования и исторической традиции. Право – объективно, а законодательство – субъективно. Традиционно, правовое регулирование понимается как некая управленческая деятельность, властные отношения. Коммуникация - субъекты взаимодействуют между собой напрямую и законодатель воспринимается как посредник. В сфере управления главная идея – идея монолога законодателя, он диктует свою волю. Мы должны понимать, что правовая коммуникация не производна от правового регулирования, как считается сегодня вообще.