Различные подходы к пониманию правового регулирования (правовое регулирование как форма государственной власти, как форма социальной коммуникации)

Существуют разные точки зрения на понимание этого правового феномена.

М.Вебер говорил, что юристы понимают регулирование своеобразно. Если мы возьмем определение регулирования, оно понимается как деятельность, не связанная с правотворчеством, с созданием норм. Регулирование – использование существующих правил для упорядочивания поведения субъектов.

С.С.Алексеев. Правовое регулирование – целенаправленное воздействие государства на тождественные отношения с помощью специальных юридических средств. Три признака;

1.Деятельность в основе которой лежит создание норм права, причем принудительного характера.

2.За правовым регулированием стоит государство, оно обеспечивается государством.

3.Осуществляется при помощи специальных правовых средств, которое отражены в механизме правового регулирования.

Правовое регулирование есть по сути властная, управленческая деятельность, предполагающая наличие принуждения. Государство проявляет себя здесь как суверен. Для политического права эта ситуация нормальна.

Аристотель. Государство с помощью закона не может устанавливать ничего нового. Закон не выражение власти, а отражение объективной действительности. Дело не в принуждении, а в разуме, обычаях, традициях. Как только он отклоняется от них, он теряет «фишку» закона. Сегодняшнее понимание закона – аналогичное явление. Действие государства чужеродно, оно расстраивает коммуникацию. Право с точки зрения правового регулирования производно от коммуникации, то есть последняя первична. Закон как основание права – это то, что определяет правовую связь.

Советское представление о правовом регулировании противоречит пониманию регулирования и исторической традиции. Право – объективно, а законодательство – субъективно. Традиционно, правовое регулирование понимается как некая управленческая деятельность, властные отношения. Коммуникация - субъекты взаимодействуют между собой напрямую и законодатель воспринимается как посредник. В сфере управления главная идея – идея монолога законодателя, он диктует свою волю. Мы должны понимать, что правовая коммуникация не производна от правового регулирования, как считается сегодня вообще.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: