Изучить индивидуальные особенности проявления потребностно-мотивационной сферы

Потребности классифицируют по различным основаниям.

По происхождению потребности делят на естественные и культурные. Естественные (органические) потребности — это потребности, обусловленные биологической природой человека, они отражают нужды организма для поддержания его существования. Культурные (социальные) потребности отражают зависимость человека от продуктов человеческой деятельности и общения.

По предмету потребности делятся на материальные и духовные. Материальные — отражают зависимость человека от предметов материальной культуры. Духовные — от продуктов общественного сознания.

В развитии индивида главную роль играет стремление к удовлетворению естественных органических потребностей. В развитии личности — стремление к удовлетворению культурных потребностей. Особую роль в развитии личности играют духовные потребности.

Потребности актуализируют как сильную, нравственно воспитанную волю, так и «злую» волю или слабоволие.

Обладающий воспитанной волей человек, правильно осознающий свое социальное предназначение, со здоровыми, социально не осуждаемыми потребностями, отличается тем, что его действия не наносят вреда другим людям и обществу.

Слабовольные люди, как правило, ориентируются на мотивы, которые не отвечают задачам предстоящей деятельности, или же их предпочтение отдается мотиву «хочется», а не мотиву «надо». Такие индивиды в своих действиях руководствуются мимолетными импульсами и настроениями.

При формировании системы потребностей большинство людей исходит из принципов необходимости и целесообразности.

Потребности формируются в онтогенезе. Если их формирование происходит стихийно, под влиянием случайных жизненных обстоятельств или общественно не одобряемых стимулов, то у таких людей могут закрепиться стойкие отрицательные потребности, определяющие цели их волевых действий. В конечном итоге эти потребности оказывают негативное влияние на волю людей, препятствуют правильному направлению в развитии волевых действий и поведения.

У личности, обладающей высшими формами отражения объективного мира, объекты и явления, побуждающие к действиям, могут быть отражены в форме сознательного образа или понятия, а также в форме идеи или нравственного идеала.

Волевые действия людей являются сознательными поступками, совершаемыми при наличии определенного мотива, обдуманного намерения и плана действий.

Волевые мотивированные действия носят сознательный характер, а проявляемая воля фактически является силой, необходимой для достижения индивидом соответствующих целей. К волевым действиям относится активность индивида, связанная с идеальными устремлениями, понятием о долге, жизненно необходимыми потребностями и др. Такие действия субъективно переживаются индивидом в форме желания или стремления.

Желание является одной из форм проявления направленности личности, характеризующей ее намерением к достижению какой-либо цели, но не всегда с достаточно осознанными причинами такого переживания и без четкого представления о средствах ее достижения.

Стремление – более высокая стадия в развитии волевых действий, активизирующая влечения и желания. Здесь неудовлетворенная потребность более осознается в необходимости действий, с помощью которых она может быть удовлетворена. На этой стадии индивид начинает все более четко представлять средства, обеспечивающие решение конкретной задачи. Его действия начинают носить более активный и целенаправленный характер.

Совокупность мотивов, связанных с волевыми действиями, представляет собой сложную систему, составляющую мотивационную сферу личности.

Волевые действия происходят на фоне внутренних противоречий, в условиях конкурирующих, нередко разнонаправленных влечений, когда происходит сдерживание некоторых достаточно актуализированных желаний, сознательное подчинение их другим, сохраняя или даже усиливая последние. Такой процесс осуществляется в форме борьбы мотивов.

Борьба мотивов является сложным волевым актом, осуществляемым в условиях действия переживания различных и нередко противоречивых мотивов, когда индивид отдает предпочтение одному из них.

В структуре мотивации деятельности спортсменов могут доминировать разные мотивы, которые подразделены на шесть групп:

1. Активно-познавательная мотивация, которая отличается направленностью спортсмена на познание предмета своей специализации, углубление и расширение знаний и умений, поиск новых подходов при решении оперативных и стратегических задач в интересах достижения намеченных целей.

2. Активно-творческая мотивация направлена на конечный результат деятельности. Для нее характерно стремление спортсмена постоянно находиться в активном деятельном состоянии, в поисках наиболее эффективных методов тренировки, для достижения высоких результатов.

3. Гуманистическая мотивация, связанная с отношением как к конкретному человеку, так и к другим людям. Значительное место в ней занимает решение вопросов, касающихся справедливости и реализации личностного потенциала спорстмена. В такой мотивации признается, что человек изначально добр или нейтрален, а его агрессивность возникает в связи с воздействием окружения. Эта мотивация присуща альтруистическим натурам, стремящимся быть полезными другим людям и постоянно совершенствующимся в интересах общего дела.

4. Самоактуализирующаяся мотивация проявляется в стремлении утвердить себя в данной социально значимой роли, проявить свои личностные и профессиональные способности, постоянно совершенствуя общие и специальные знания, умения и навыки.

5. Ситуативная, адаптационно-неопределенная мотивация проявляется в негативном отношении к непосредственно воздействующим внешним факторам, препятствующим выполнению индивидом своих функциональных обязанностей, к сомнениям в своих суждениях и принимаемых решений, ведущих к заниженным профессиональным притязаниям.

Определение направленности того или иного спортсмена позволяет уточнить конкретный доминирующий мотив, который занимает ведущее место в его жизненных установках, что, в свою очередь, создает возможности конкретизировать процесс индивидуализации спортивной деятельности.

Совокупность устойчивых мотивов, относительно независимых от ситуации, ориентирующих избирательную активность личности называется направленностью личности. Направленность личности характеризуется её желаниями, интересами, склонностями, ценностями, идеалами, убеждениями, в которых выражается мировоззрение человека.

Желания — это психическое состояние, выражающее осознание потребности, ее объектов и возможных путей удовлетворения. Одна и та же деятельность у разных людей может быть мотивирована различными интересами и может удовлетворить различные потребности.

Интерес — это психическое состояние, обеспечивающее направленность личности на обозначение целей деятельности на основе удовлетворения познавательной потребности. Интерес может носить временный характер, и по мере удовлетворения той или иной потребности он угасает, но интерес может иметь и устойчивый характер.

Склонность — психическое состояние, выражающее избирательную направленность личности на определенную форму деятельности и побуждающую ею заниматься. Её основой являются глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении.

Ценностная ориентация — это психическое состояние, выражающее в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегически важных целей. В качестве ценности могут выступать любой материальный объект, общественное отношение или духовное явление. Ценностное отношение не возникает до тех пор, пока личность не обнаружит для себя проблематичность удовлетворения своей актуальной потребности. Психологами установлено, что критерием ценностных оценок являются базовые ценности, входящие в ценностную систему личности, которые она усвоила в ходе социализации. Особую роль среди базовых ценностей имеют те, которые приобрели характер идеала. Идеал — это образ желаемой конечной цели, которым руководствуется личность в настоящее время и который играет решающую роль в течение всей её деятельности и поступков.

Ценностные ориентации и идеалы личности лежат в основе убеждений личности. Убеждения — осознанные мотивы личности, побуждающие ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями и идеалами. Совокупность убеждений личности входит в систему его мировоззрения. Мировоззрение — это система взглядов человека на мир в целом, на свое место в этом мире, которыми человек руководствуется в своей деятельности и поведении. В зависимости от выбора мировоззренческой позиции происходит мотивация деятельности личности, определяются её лини поведения.


Список использованной литературы

1. Акимова Л.Н. Психология спорта: Курс лекций. – Одесса: Студия «Негоциант», 2004. – 127 с.

2. Гиссен Л.Д. Психология и психогигиена в спорте. – М.: ФиС, 1973.

3. Корнешов А.А. Чувство времени и его детерминация в осознанном управлении двигательными действиями в спорте. – М., 2003. – 141 c.

4. Некрасов В.П., Худадов Н.А., Пиккенхайн Л., Фрестер Р. Психорегуляция в подготовке спортсменов. – М.: ФиС, 1985.

5. Попов А.Л. Спортивная психология. Учебное пособие для спортивных вузов. – М.: Московский психолого-социальный институт. Флинта, 1998. – 152(219) с.

6. Родионов А.В. Психодиагностика психомоторных способностей. – М., «ФКиС», 1973.

7. Соловьёв Г.М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физической культуры: Учеб. пособие. Ч. 1 и 2. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. – 346 с.

8. Сурков Е.Н. Психомоторика спортсмена. М., «ФКиС», 1984.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: