Выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальность 031800 логопедия (2005)
Коррекционная ритмика
Ритмическая организация деятельности человека. Состояние ритмической способности детей с проблемами в развитии. Организация и содержание занятий по коррекционной ритмике. Характеристика методов и приемов работы. Особенности использования коррекционной ритмики в воспитании и обучении детей с проблемами в развитии.
Логоритмика. Задачи, методы, средства. Использование логоритмики в коррекции различных речевых нарушений.
Тема №1. Пространственно-временная организация деятельности ребенка дошкольного возраста (4 ч.).
Дидактическая единица: ритмическая организация деятельности человека
Тема лекции №1: та же (4ч.). Классическая лекция.
Задания для самостоятельной работы (4ч.).
1. Сделайте конспект статьи. Гаврилушкина О.П. Пространственно-временная организация деятельности как один из способов коррекционного обучения умственно отсталых детей // Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников. – М., 1989.
Список литературы
1. Руднева С, Фиш 3. Ритмика. Музыкальное движение. — М., 1972.
2. Носкова Л. П., Соколова Н.Д., Гаврилушкина О. П. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л. П. Носковой. — М., 1993.
3. Адрес: http://www.medhors.ru/stutter/osoblogoritm.php
4. Адрес: http://www.ukazka.ru/kniga378340.html
5. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М., 2000.
6. Иванченко, Г.В. Психология восприятия музыки. – М.: Смысл, 2001.
Тема №2. Коррекционная ритмика как составная часть системы коррекционной помощи детям с проблемами в развитии (6 ч.).
Дидактические единицы:состояние ритмической способности детей с проблемами в развитии; организация и содержание занятий по коррекционной ритмике; характеристика методов и приемов работы.
Тема лекции №2: Коррекционная ритмика как методика, построенная на единстве музыки, движений и ритма (6ч.). Лекция-беседа.
Тема лабораторного занятия №1: Средства коррекционной ритмики (анализ занятия по коррекционной ритмике для детей с задержкой психического развития) (2 ч.). Занятие с мультимедийным сопровождением.
Задание для самостоятельной работы (8ч.).
1. Письменно раскройте вопрос «Учение И.М. Сеченова, И.П. Павлова о закономерностях формирования двигательных навыков».
2. Составьте письменную план-схему «Уровни построения и этапы выполнения произвольного движения (по А.Н. Бернштейну)».
Список литературы
1. Озерецкий Н. И. Шкала исследования моторной одаренности по методу профессора Н.И.Озерецкого. — М., 1938.
2. Адрес: http://www.medhors.ru/stutter/osoblogoritm.php
3. Медникова Л.С. Развитие чувства ритма у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – Архангельск, 2002.
4. Г.Р. Шашкина. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. –М., 2005.
5. Коренева, Т. Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: В 2 ч. – Учеб.-метод. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2001.
6. Костина, Э.П. Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка /Э.П. Костина //Дошкольное воспитание. - 2006. - №11. - с. 37.