Благодетель

БЛАГОДЕТЕЛЬ: «НЕ ДЛЯ СЕБЯ, А ДЛЯ ДРУГИХ!»

«Не сплю ночами, я делаю это и это, они все на меня сваливают. Но им же надо помогать, они же все равно будут обращаться ко мне!»

Везде есть человек, который всех понимает, мирит и сглаживает конфликты. Благодетель. Он суетится, бегает, пытается всем угодить.

Это поощряемый в нашем обществе тип людей. Человек, которому ничего не надо для себя, а только для других. Такой замечательный, добрый! Но доброта — это сильное, мощное, наполненное энергией чувство. У Благодетеля же — знание о том, что без него другой человек не обойдется.

Его символ — неустойчивый треугольник основанием вниз. Главное для Благодетеля в дисфункциональной семье — сделать так, чтобы его основной партнер, Фанат, не менялся. Иначе он, Благодетель, будет никому не нужен. Поэтому в такой нездоровой семье Благодетель исполняет роль буфера между Фанатом и остальными членами семьи. «Вы его сегодня не трогайте! Он, конечно, и давит, и кричит, и чуть до самоубийства не довел, но я знаю, что внутри он добрый!» Любимая игра Благодетеля — если тебе нужно на кого-то спустить злость, то на меня, Благодетеля, и спусти. А я это как-нибудь оправдаю: необходимостью сохранения семьи, тем, что так устроен мир, жизнь такая тяжелая. Более того, люди могут подумать, что самому Благодетелю это нравится! Мама ночами не спит, на всех готовит, мчится к сыну в школу, гладит мужу рубашки, стирает? Что вы, наша мама все равно поедет на дачу и все привезет, и грядки копать будет, она у нас такая, ее не остановишь.

Благодетель совершенно по-детски ждет похвалы: какой же он необыкновенный, сколько он для нас делает! Он не радуется жизни, все делает из чувства долга, а когда не получает благодарности, то всегда расстраивается. Однако мясорубка вам не говорит, что она устала и заржавела или что ей надоело крутиться. Так и Благодетель никогда не говорит о своих чувствах, желаниях, потому его усилий не замечают. Если человек никогда не говорит вам, какие именно цветы он любит, ему трудно угодить. А Благодетель считает, что если бы вы его любили, то вы бы догадались. Про него трудно собрать свидетельские показания: никто в семье толком не знает, что он любит, а чего нет. Фантом.

Мужья-алкоголики зависят от своих жен-Благодетелей, потому что они все время создают поведенческие ситуации «жертва — палач». Благодетель, естественно, жертва, и это ему нравится. После того как палачи или поколотят, или поорут, Благодетель застывает в позе оскорбленной невинности. Тогда человек начинает чувствовать себя виноватым, и тут-то жертва поджимает губы, прячет глаза, всем своим видом она говорит: «Это мой крест жить с таким извергом!» В этот момент роли меняются: палач становится жертвой, а жертва — палачом… Колесо крутится без остановки.

Когда жена пьяницы перестает обслуживать его алкоголизм, он часто бросает пить, потому что нитку созависимости держат двое.

Если человек здоров, весел, успешен, крепок, то зачем ему Благодетель? Любой может залезть в холодильник, достать еду и съесть, открыть дверь ключом, найти работу, сходить в поликлинику. Поэтому для Благодетеля очень важно заставить окружающих от него зависеть, чтобы они не могли без него справиться.

Неизвестные герои — это люди, которые сделали то, что им хотелось, и ушли. Им не нужно обременять других людей обязанностью себя благодарить. Люди, которые охотно помогают другим, потому что это им доставляет удовольствие, потому что им кажется, что это правильно, — это не Благодетели. Благодетелю на самом деле не нравится им быть! Он это делает для того, чтобы вы его поблагодарили! Чтобы все наконец пришли и сказали: какой ты незаменимый, какой ты важный и нужный! Для него очень важно, чтобы его усилия заметили.

Благодетели всегда притворяются бессильными, готовы не мешать, обслуживать домочадцев! Но при этом не уважают силу других людей. Считают, что остальные без них пропадут: он не сможет жить с человеком, который не так жарит яичницу.

Такой же «танец» Благодетель исполняет на работе, если есть одномоментный конфликт. Он не дает возможности этому конфликту разрешиться, он его любым путем сглаживает. Он делает все, чтобы конфликтующие стороны прямо не столкнулись. Но конфликт не может раствориться по заказу Благодетеля, ведь единственный способ его разрешения — это поставить их друг напротив друга и выяснить, что нужно каждому.

ОТКУДА РОДОМ

Благодетель очень часто вырастает при родительской директиве «Не будь ребенком! Ты же старший, взрослый!». Мама килограммов под 120 говорит хрупкому мальчику: «Ты же мужчина! Чего ты ноешь?» На самом деле это послание: «Я бы хотела, чтобы ты не показывал подлинных чувств. Ты не должен быть активным, эмоциональным, потому что мне тревожно, когда ты такой». Так Благодетель медленно-медленно привыкает прятать чувства, желания, а с возрастом разобраться в своем состоянии уже не может. Дисфункциональная семья — триллер намного страшнее того фильма, где человек бегает с ножом. Здесь каждый день человек сам убивает свою душу.

Маленький Благодетель «усыновляет» члена семьи, любого, кто попадется! Когда попытаемся напрямую обратиться к этому члену семьи, мы каждый раз будем натыкаться на Благодетеля. «Ну что ты к нему пристал? Мам, ты ложись, я подожду папу!»

Но когда Благодетелю не дают ничего взамен стольких потраченных сил, у него, как и у всякого живого существа, начинает развиваться агрессия. Разрушается привычный кривой баланс. Благодетель начинает уничтожать себя, потому что не может выплеснуть злость на окружающих — тогда он будет уже не Благодетелем.

Полная противоположность Фанату — он дает, дает, а брать не умеет. Когда хозяйку пытаются благодарить гости, она отмахивается: «Вам спасибо, что пришли!» То же самое на работе: «Ой, какая у нас Ксения Ивановна незаменимая! Она всегда останется после работы, всегда возьмет на себя большую часть работы!» — «Да ну что вы! Мне же нетрудно, у других дети, семья, а я сейчас свободна».

Аутоагрессия точит Благодетеля. «Я такой ужасный, потому что позволяю себе ненавидеть других людей, я должен любить всех». Иногда эта агрессия бывает неосознаваемой.

Как правило, у Благодетеля плечи сведены вперед, будто он удерживает какую-то тяжесть. Чтобы открыть грудную клетку, надо распрямиться и почувствовать свою силу, которой у таких людей нет.

На самом же деле Благодетель часто тормозит рабочий процесс. Не будет в коллективе человека, который по первому свистку делает все за всех, тогда и начальник перестроит систему руководства, уволит тех сотрудников, которые не справляются, перераспределит обязанности. А так Благодетель за всех пашет. Ну а как же иначе? А что подумают о нашем отделе, компании? И ему радостно поддакивают те, которые привыкли не напрягаться.

Благодетелю прежде всего нужно понять, чего бы он хотел в жизни, что ему нравится, а что нет. Впрочем, обычно он хочет одного — чтобы никто не ссорился!

Тяжесть роли, ограничения, которые она налагает, — это дудка Карабаса-Барабаса. Только он щелкнул пальцами, и мы тут же затанцевали в одной-единственной роли. Но почему-то власть Карабаса-Барабаса нарушается, когда появляется неправильный мальчик Буратино, который не желает учиться и у которого нет роли. Его пытаются загнать в Благодетели — он должен ходить в школу, обслуживать Папу Карло. Но он делает то, что в данный момент ему интересно и кажется правильным. Свободный ребенок! И потому он разрушает пространство этого театра.

Благодетели и Фанат составляют любимую пару, которая порождает Героя cемьи и Козла отпущения.

Фанат

ФАНАТ: «ТОЛЬКО Я ВСЕГДА ЗНАЮ, КАК НАДО»

Фанат — очень сильная и защищенная роль выживания, ее символ — круг. Это человек, который очень цепко держится за всякое заблуждение. Он твердо отстаивает каждую идею, которую он считает правильной, а любой вывод, к которому он пришел, он искренне считает истиной в последней инстанции. Фанату легче убить человека, чем признать, что он, фанат, не прав. Он агрессивно отстаивает свои убеждения, независимо от того, принесет ли это ему пользу, потому что о реальности здесь речи нет. Для Фаната самое главное — сохранить свою границу, пусть она искусственная, пусть она появилась не от хорошей жизни. Конечно, Фанат — алкоголик, который убежден, что только алкоголь дает ему возможность жить. Если его внимательно послушать, то вы услышите очень много фанатичных слов. Как можно не пить в этой проклятой стране? Да как можно не пить при такой жене? Да я бы бросил пить, если бы дети не были такими непутевыми!

Фанат кричит: «Ничего, кроме коммунизма, знать не хотим». Он яростно возражает: «Нечего по компаниям таскаться и нечего им по вечерам из дома выходить!» Но Фанат может быть и тихим. При работе с самым мягким созависимым вы в какой-то момент, попав на удочку этой тишины и мягкости, упретесь в каменную стену. Так получилось: пошел и купил бутылку. Так получилось: зашел и начал играть. Ну не мог удержаться! И обратите внимание: когда он говорит, у него на плечах появляется невидимая мантия, вы все должны признать, что иначе нельзя. Можно только так. Буду ли я пить, буду ли я бить жену, буду ли я доказывать, что работать можно, только давя на других людей, буду ли я всех превращать в трудоголиков, у меня все время некоторое ощущение королевского величия. Главное для Фаната: я всегда знаю, как надо. И либо вы соглашаетесь со мной, либо я буду давить до последнего.

Фанатом на самом деле может быть вполне милая женщина, мать и жена, которая всегда — всегда! — знает, как надо. Что бы ни происходило с ребенком, он должен пойти мыть руки перед едой, а потом сесть обедать, и только потом можно спросить у него, что с ним случилось. Она всегда знает, что если у мужа такое выражение лица, то значит, у него что-то произошло на работе и он должен ей об этом рассказать. Она может говорить об этом вполне ангельским голосом. Но в этом голосе звенит Фанат, потому что он все знает и понимает. Кстати, Фанат может выступать и за демократию и свободу слова, но по поводу демократии и свободы слова он будет точно так же фанатеть! Он будет сидеть в мантии и говорить: «А почему вы не высказываете других мнений? Вы обязаны высказывать другие мнения! Вы должны мне возражать. Вы должны! Вы обязаны!»

Понятно, что порфироносная тяжесть должна создавать некоторую физическую структуру. Он как бы несет это бремя ответственности за всех нас на своих плечах. А поскольку Фанат надел мантию не от хорошей жизни, он всегда немножко сутулится. Поэтому плечи чуть-чуть вперед и тяжесть — вот позиция Фаната.

Еще одно свойство Фаната — неумение давать. Челюсти сжаты, зажаты плечевые мышцы. Что происходит с руками, когда вы отдаете? Сбалансированное движение выглядит очень просто: беру — отдаю. Беру от человека, от мира и отдаю то, что считаю нужным. Для Фаната взять — можно, а вот отдать — очень сложно.

Другая черта у Фаната — абсолютное неуважение к границам других людей. Фанат — это человек, для которого границ других людей не существует. Он их проламывает всей своей силой, чтобы навести там порядок. Потому что у него есть полное представление, как должны функционировать люди вокруг него. Границы же самого Фаната выстроены таким образом, чтобы вы не подошли близко и, не дай Бог, не заглянули внутрь. Потому что защищать себя нормальными, человеческими границами фанат не умеет.

ПРИЧИНЫ ФАНАТИЗМА

Фанат стал самим собой не от хорошей жизни. Это образ очень раннего опыта, когда ребенок почувствовал, что ему не дают того, что ему необходимо, а потому единственный человек, который может отвечать за него, — это он сам. Это ребенок, к которому не подходят, а только подбегают, когда он начинает кричать. Это человек, который вынужден был когда-то научиться, что успеха можно добиться только ценой абсолютной самостоятельности, что, только полагаясь на себя, можно выжить. Фанат — это поздняя травма потребности, начиная примерно с трех месяцев, когда чего-то не дают или дают не то, что нужно. Никто обо мне не позаботится, кроме меня самого, и только я сам буду отстаивать себя до последнего патрона. Я не могу доверять другим людям.

Вместо сильных взрослых рук, я начинаю контролировать себя сам. Я держу свою энергию в себе, я ее не отдаю. Фанат — контролер. Он в страшной тревоге, что мир не будет организован так, как ему кажется правильным или удобным. Потому что если мир вариативен, он, Фанат, должен что-то делать и совершать выбор. А для выбора нужно отдавать и брать, иначе невозможно. Надо отдавать энергию, чувства, нужно взаимодействовать с миром, нужна прямая и обратная связь. Это страшно, это тревожно, лучше просто всем своим поведением контролировать мир, чтобы он выстраивался так, как мне удобно, чтобы я не ждал каких-нибудь неприятностей со стороны мира. Однако это чувство иллюзорно. Ни один человек на свете не может контролировать мир. Мир — он живет себе и живет. А иллюзия контроля создает иллюзию того, что я обеспечиваю себе безопасность.

В семье отца-Фаната один из детей тоже может вырасти Фанатом. Чрезмерное давление может вызвать чрезмерное сопротивление, и тогда в семье два Фаната станут лицом к лицу. Иногда это дочь Фаната, иногда сын Фаната. Правда, обычно в семейных треугольниках Фанаты друг друга выпихивают. Предположить появление мужа и жены Фанатов довольно сложно — они быстро разбегутся. Но если в семье при папе-Фанате вырастает дочка-Фанат, она уйдет из дома, хлопнув дверью, или добьется ухода отца.

Для Фаната характерно очень сильное проявление агрессии и гнева, постоянное возмущение. А когда эти чувства видят окружающие, ему стыдно. И отсюда постоянное кол****ие между предъявлением гнева и агрессии и стыдом по поводу этих предъявленных чувств.

Выпустил гнев — стыдно, чтобы не чувствовать стыда — гневаюсь. То, что я чувствую внутри, начинает мною восприниматься как навязанное мне снаружи. Если мне стыдно, я перестаю осознавать свой стыд и начинаю стыдить других. Им должно быть стыдно. Скажу честно: в каждом из нас есть маленький Фанатик.

При всем при том Фанат считает, что он делает доброе, хорошее дело. Он ведь таким образом о мире заботится! Он не наслаждается тем, что должен орать. Никогда бы я не кричал, если бы вы вели себя по-другому! Ведь главное в роли выживания — то, что мы считаем, что ведем себя самым естественным образом в ответ на вызовы окружающего мира. Это не та личина, которую можно снять, рассмотреть и рассмеяться: какой же я смешной! Ну-ка я надену и еще раз попробую. И когда мы начинаем работать с ролью, первый и главный шаг — это добиться появления между личиной и нашим собственным лицом маленькой толики воздуха. Мы должны начать ощущать собственное лицо, а дальше мы будем постепенно увеличивать это расстояние, и в конце концов мы сможем на свою личину посмотреть со стороны. Чтобы освободиться от роли и получить возможность жить отдельно от нее, создать таким образом пространство для своих подлинных потребностей. Потому что заблуждениями человек заполняет внутреннее пространство, чтобы не осознавать свои настоящие потребности.

На самом деле это очень важная вещь — что я получу вместо этого? Потому что изменить что-то в себе можно только ради чего-то, что я получу. Когда мы стремимся от чего-то освободиться, мы должны знать, что мы получим вместо этого. Если мы бросаем курить, мы должны знать, что будем делать, если не станем курить. С алкоголизмом, с наркоманией понятно. Но ведь Фанат не позволяет себе те свои чувства и потребности, которые очень важны для него. Он замещает их своими заблуждениями. И когда он начнет постепенно приближаться к самому себе и чувствовать, что ему на самом деле нужно, только тогда он может освободиться.

Любая роль выживания всегда кого-то обслуживает. Вы не представляете, как удобно жить с Фанатом! Любой другой конфликт в семье прекращается, когда Фанат начинает всех долбить и все объединяются — или обслуживая Фаната, или против него. И в этой дисфункциональной семье фанат не может выжить без своего любимого партнера. Без господина Благодетеля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: