Применение метода работы с сетью социальных контактов в учреждении социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Доверие»

Когда семья оказывается в трудной жизненной ситуации, именно ее ближайшее окружение, то есть люди, поддерживающие тесный, близкий контакт с ребенком и семьей, чаще всего действуют во благо ребенка и играют решающую роль в поддержке семьи. Именно поэтому в таких ситуациях важно использовать метод, позволяющий работать не только с ребенком или его семьей, но и с его ближайшим окружением, другими словами, с сетью его социальных контактов.

Данный метод носит универсальный характер, не ограничивается работой с детьми и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Этот метод можно применять как для достижения терапевтических целей (адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья, выпускников детских государственных учреждений, пожилых людей), так и в целях профилактики нарушений взаимоотношений семьи с ближайшим окружением. Общим для всех случаев является нарушение взаимоотношений между людьми и восприятие ими своей жизненной ситуации как тупиковой. Благодаря обсуждению проблем со всеми заинтересованными лицами, удается найти новое понимание трудностей семьи и новые пути выхода из сложившейся ситуации.

Работа с сетью социальных контактов ребенка, основанная на работе с ближайшим окружением, включает в себя сетевую диагностику. Сетевая диагностика является первоначальным звеном в сетевой терапии и служит отличным подспорьем для специалистов. Она позволяет упорядочить и обозреть вместе с подростком его жизненную ситуацию и социальное окружение с помощью сетевой карты.

В рамках реализации проекта мы начали работать с сетевыми картами по этой системе. Были проведены обучающие занятия с воспитателями и специалистами Центра по составлению сетевых карт, и теперь заполнение сетевой карты обязательно для всех воспитанников учреждения старше 7 лет. Составление сетевой карты проводится в несколько этапов. Наглядность для детей является большим стимулом.

Кроме диагностической функции, составление сетевой карты, выполняет и психотерапевтическую: те совместные переживания, которые куратор и воспитанник испытывают, вместе составляя сетевую карту, укрепляют их сотрудничество и способствуют росту доверия между ними. Разрешая посмотреть на свою сетевую карту, подросток оказывает большое доверие воспитателю. Многие воспитатели оценили преимущества этой работы. Сетевая карта помогает увидеть будущее, она является хорошим исходным пунктом для продолжения работы по изменению ситуации, поэтому специалисты Центра при составлении индивидуального плана реабилитации воспитанника работают с информацией сетевой карты.

В рамках проекта на базе Центра «Доверие» проведены семь структурированных сетевых встреч, цель которых - помощь в жизнеопределении подростков. Сетевые встречи были организованы и проведены командой сетевых терапевтов (Круглова Л.Г., Быдановой Е.В., Панибрат Т.В.) и проводились согласно методике сетевой работы. Были приглашены значимые для ребенка родственники, специалисты ООиП и сотрудники других ведомств, которых обозначил подросток.

Результатом первой сетевой встречи стала четкая убежденность девочки остаться проживать в семейной воспитательной группе и не возвращаться в семью матери. После проведенной коррекционной и социально-правовой работы специалистов возникла необходимость в проведении сетевой мини-встрече, на которую были приглашены только родители девочки, воспитатель семейной воспитательной группы и социальный педагог. Решением этой мини-встречи стало возвращение подростка в семью отца, примирение враждующих сторон, выработка четких правил взаимоотношений между родителями. В настоящее время ситуация полностью нормализовалась: девочка проживает в семье отца, общается с мамой, хорошо учится и считает себя счастливой.

Результатом второй сетевой встречи стала определенность ребенка и многочисленных родственников, кто из них будет оформлять попечительство над девочкой. Через непродолжительное время были оформлены все необходимые документы. В настоящее время девочка благополучно проживает в семье тети.

Результат остальных пяти встреч тоже был положительным. Все ребята вернулись в кровную семью.

Реакция от сетевой встречи, как это бывает часто, была отсроченной и неоднозначной, но мы оставались, довольны ее результатами.

Но для того, чтобы интегрировать новое, необходимо время. С внедрением в практику работы учреждения сетевой терапии в нем должны произойти определенные изменения. Изменяется работа с ребенком и семьей, изменяется работа на уровне сознания персонала, должно изменится взаимодействие между учреждениями.

Хочется отметить, что в Центре (постепенно и не у всех) происходят изменения на уровне сознания сотрудников. Понимание проявляется в следующем: родные и другие значимые лица для ребенка уже воспринимаются не как оказывающие пагубное влияние, а как помощники и партнеры.

Конечно же, необходимо обратить внимание на трудности, с которыми мы столкнулись при применении сетевых методов:

1) стериотипизация мышления: неготовность преодолеть предвзятые мнения, слишком редко при обсуждении тех или иных мер, специалисты по социальной работе учитывают мнение родителей и самих детей;

2) концентрирование на каком-либо аспекте проблемы вместо поисков методов и ресурсов для ее разрешения, нежелание использовать новые формы работы.

В заключение хочется отметить, что мы на своем небольшом опыте работы убедились, что:

  • сетевая работа – эффективный способ восстановления отношений между детьми и их родителями и другими родственниками,
  • сетевая работа предполагает координацию взаимодействия с другими организациями, работающими в данной сфере,
  • сетевой подход постепенно влияет на общественное сознание и структуру общества.

Поэтому мы пытаемся использовать разные методы сетевой работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: