Проверка домашнего задания

Индивидуальные задания трем учащимся.


  1. В VII в. до н.э. В Афинах были изданы Драконовские законы. В чьих интересах проводились это законы? Объясните двойственное значение выражения “Драконовские законы”. Почему считали, что “законы написаны не чернилами, кровью”?

  2. Работа 1 ученика у доски. Объяснить значения слов:
    — полис, ареопаг,
    — архонт, долговое рабство.
  3. Почему возникло социальное неравенство в древней Греции?

  4. Ответ 1 ученика у доски. В какой области Греции возникло Афинское государство? (Аттика).
    — Покажите эту область на карте.
    — Покажи главный город Афинского государства. Далеко ли от берега моря был расположен этот город?


Изучение нового материала.

Тема нашего сегодняшнего урока “Зарождение демократии в Афинах”.

План изучения нового материала:


  • Афинский демос и его требования.

  • Демос восстает против знати.

  • Законы Солона. Отмена долгового рабства.

  • Перемены в управлении Афинами.

  • Солон покидает Афины.


Работа по меловой схеме.

Всё население Аттики в VII в. до н.э. можно разделить на свободных и рабов.


  • Какими путями жители Аттики становились рабами?

  • Должники.

  • Однако в Аттике были не только рабы должники, но и такие невольники, которые какими-то другими путями потеряли свободу.

  • Как рабы-чужеземцы могли оказаться в Афинах?

  • Чужеземцы проданные в рабство за серебро. Люди, захваченные пиратами из заморских стран.
    (делается запись: чужеземцы)

  • Кому в Аттике принадлежали земли и власть?
    (делается запись: знатные)


Знатных людей называли - аристократы в переводе с греческого благородные, лучшие, знатные люди, господа.


  • Как назывались остальные свободное население Аттики?
    делается запись: демос (земледельцы, ремесленники, купцы).


Большую часть демоса составляли бедняки. Немногие из них могли разбогатеть. Например, сын бедняка с детства любил рисовать. Отец отдал его к владельцу гончарной мастерской. Мальчик научился расписывать глиняные вазы, стал опытным рисовальщиком, накопил денег, открыл свою мастерскую, купил 2 рабов для черной работы, стал знаменитым художником. Но по-прежнему он принадлежал к демосу, а не к знати. Почему? Он принадлежал к демосу потому, что его отец был из демоса.

(Знаменитые роды (аристократы) вели свое происхождение от богов, героев и древних царей. Знатные роды считали, что от рождения по крови, по породе им дано особое благородство тела и души).

Богатым мог становиться и ремесленник, занимающийся морской торговлей, которому повезло, морская торговля принесла ему большую прибыль, он стал богачом. Но этот богач не мог причислить себя к знати. Почему?


  • Что означают слова: “Богатым можно стать, а знатным нужно родиться”?

  • Чем гордились знатные люди?

  • Афинский демос был недоволен тем, что правителей (аристократов) выбирали из знатных, судьями тоже были знатные люди, которые судили не по писаным законам, а по обычаям, которые можно было толковать по-разному.


Демос начал борьбу за то, чтобы отнять власть у знатных людей и самим управлять Афинами. Демос требовал отменить долговое рабство, поделить землю, т.е. отобрать часть земли у знатных и раздать ее бедным.

Солон в V в. до н.э. был избран архонтом (правителем Афин). Он желал примирить между собой знатных и демос. Поступить так, чтобы те и другие остались довольны. Но всем угодить очень трудно. В результате Солон не угодил никому и навлек на себя ненависть большинства афинян. Что же он сделал?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: