Глоссарий по теме

МИРОВОЗЗРЕНИЕ – система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. В качестве субъекта мировоззрения реально выступают социальная группа и личность.

Мировоззрение-ядро общественного и индивидуального сознания. Это – отражение, общее понимание мира, человека, общества и ценностное отношение к ним, определяющее социально-политическую, философскую, атеистическую или религиозную, нравственную, эстетическую и научно-теоретическую ориентацию человека. Будучи способом осознания действительности, мировоззрение включает в себя и принципы жизни, обусловливающие характер деятельности людей.

Важнейшая компонента мировоззрения – идеалы как решающие жизненные цели. По содержанию и общественной значимости мировоззрение бывает последовательно научным или ненаучным, атеистическим или религиозным, революционным или консервативным и т.д. Содержание сознания превращается в мировоззрение тогда, когда обретает характер убеждений. Мировоззрение имеет огромный практический смысл. Оно воздействует на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер его жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы.
Мировоззрение формируется как в результате обобщения естественно-научных, социально-исторических, технических и философских знаний, так и под влиянием непосредственных условий жизни, передаваясь из поколения в поколение с опытом людей в форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных, традиционных представлений о мире.

В неоднородном обществе и при наличии различных общественных формаций не может быть единого мировоззрения, что не исключает существования общечеловеческих ценностей, определяющих поведение людей при решении нравственных проблем.

Согласно З. Фрейду, мировоззрение – интеллектуальная конструкция, которая единообразно решает все проблемы нашего бытия, исходя из некоего высшего предположения; в ней ни один вопрос не остается открытым, и все, что вызывает интерес, занимает определенное место.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ ГРУППОВАЯ – отождествление индивидом себя с обобщенным образом члена некоей группы социальной или общности социальной, за счет чего происходит принятие ее целей и ценностей, часто некритическое.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТНАЯ – механизм, действие коего основано на сильной эмоциональной связи индивида с другими людьми, прежде всего с родителями, приводящий к уподоблению – чаще всего неосознанному – этим «другим значимым». Ориентация на другого человека как на образец значительно повышает показатели научения социального. За счет идентификации у маленького ребенка происходит: формирование стереотипов поведенческих, образующих черты личностные; определение ориентации ценностных и идентичности полоролевой.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПОЛОРОЛЕВАЯ – процесс и результат обретения ребенком психологических и поведенческих особенностей человека определенного пола; отождествление им себя с человеком определенного пола и обретение черт психологических и особенностей поведения человека того же или противоположного пола, включая типичное поведение ролевое.

Выводы

Юность – возраст становления взрослой личности, важными характеристиками которой является формирование системы ценностей, мировоззрения и устойчивого представления о себе со способностью к самовоспитанию. Как показывает практика, в современных условиях многие молодые люди характеризуются недостатоно высоким уровнем развития взрослости. Опека, ограничение условий для самоопределения и экспериментирования не дают молодому человеку определиться в своей взрослости и самостоятельности. Как следствие при внешней взрослости, многие юноши и девушки демонстрируют инфантильность, безответственность.

Список литературы по теме

1. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов /Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – С. 461-506.

2. Крайг Грейс. Психология развития. – СПб.: Питер, 2001.- С. 557-638.

3. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 229 с.

4. Мнацаканян Л.И. Личность и оценочные суждения старшеклассников: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. С. 6-124.

5. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. –С.305-335, 423-452, 545-615.

6. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя.- М.: Просвещение, 1991. – С.34-40.

7. Голубева М.Г. Психологические факторы преодоления кризисов профессионального становления юношей и девушек. Дисс…. Канд.психол.н., 19.00.13, Астрахань, 2006. 191 с.

8. Байтингер О.Е. Психологические детерминанты переживаний будущего как проблема в юношеском возрасте: Дис…канд.психол.н.:19.00.13. СПб, 1998. 156 с.

9. Бохан Т.Г. Возрастные и социально-психологические копинг-стратегии в период юношества и ранней взрослости. //Сибирский психологический журнал. – 2002. №16-17. С.66-73.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: