Выводы

Итак, невидимость собеседника в виртуальной коммуникации приводит к тому, что образ другого в виртуальной коммуникации начинает определяться не столько чертами другого, сколько особенностями субъекта восприятия - образ другого начинает строиться по аналогии с образом себя. То есть, образ другого достраивается на основе опыта того, кто его воспринимает, наделяется чертами субъекта восприятия или идеализируется. Этим можно объяснить возникновение симпатии при виртуальном знакомстве и частое разочарование при встрече.

Кроме того, в Интернете человек становится объектом восприятия со стороны анонимного незнакомца. Это приводит к поиску социальных норм в ситуации и к стремлению соответствовать или противоречить им. Этим объясняется использование общекультурных стандартов в Интернет-коммуникации, а также конфликтное поведение в Интернете, флейм и т.п.

Необходимо отметить, что эти закономерности характерны, скорее всего, только для восприятия не знакомых ни реально, ни виртуально между собой людей. То есть, они проявляются при общении с совершенно незнакомыми или малознакомыми людьми. По мере продолжения виртуального знакомства эти тенденции должны ослабляться, так же, как и в реальном общении.

Библиография

1. Suler, J. Human Becomes Electric: The Basic Psychological Features of Cyberspace. 1996b. http://www1.rider.edu/~suler/psycyber/basicfeat.html

2. Reid, Elizabeth M. Cultural Formations in Text-Based Virtual Realities. 1994. http://fun91.kivikko.hoas.fi/~donwulff/irc/cult-form.html

3. Reid, Elizabeth M. Electropolis:Communication and Community On Internet Relay Chat. 1991. http://www.ee.mu.oz.au/papers/emr/electropolis.html

4. Turkle, Sh. Constructions and reconstructions of self in virtual reality: Playing in the MUDs// Culture of the Internet. (Sara Kiesler, Ed.), pp. 143-155. Lawrence Erlbaum Associates, Inc., Publishers, Mahwah, NJ, US, 1997.

Вопросы к тексту

Жичкина А.Е. Социально-психологические аспекты виртуальной коммуникации

  1. Как формируется образ Другого в Internet с учетом его особенностей?
  2. В чем заключаются основные особенности условий Internet-коммуникации?
  3. Как специфичность Internet-коммуникации влияет на поведение индивида?
  4. Какую роль играют социальные нормы при выборе индивидом модели поведения в Интернет?
  5. К чему приводит анонимность собеседника в виртуальной коммуникации?

А.Е. Жичкина, Е.П. Белинская


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: