double arrow

Правовые системы стран Латинской Америки.

Общность исторической судьбы латино-американских государств, сходство социально-экономического строя и политической структуры в большинстве из них породили сходные политико-правовые институты. Этим обусловлено также сходство их правовых сметем, что и позволяет говорить о латино-американском праве.

В основе своей латино-американское право — это кодифицированное право, причем кодексы построены по европейским образцам, что в свою очередь позволяет говорить о его близости к романо-германской системе. Отсюда и другие черты сходства — примерно аналогичная система права, абстрактный характер правовой нормы.

К восприятию именно европейской и прежде всего — французской модели кодификации латино-американские страны были в определенной мере подготовлены характером колониального права, т.е. испанского и португальского права, близкого по своему историческому развитию французскому праву и перенесенного на американский континент завоевателями. Характерно, что даже страны, географически более других тяготевшие к США, тем не менее также оказались привержены европейским континентальным моделям. В качестве примера можно указать на Мексику, где сформировавшаяся после завоевания политической независимости правовая система «восприняла правовые идеи и юридическую технику, свойственную так называемой романо-германской группе континентальной системы буржуазного права... Романские традиции в Мексике проявились также в том, что первые ее кодексы и многие законы, принятые в XIX веке, испытали на себе заметное влияние французского и испанского права».

Некоторые принятые в прошлом веке кодексы в ряде стран были заменены новыми или существенно модернизированы (как, например, в Мексике после принятия Конституции 1917 г.), однако в большинстве случаев старая кодификация осталась в силе. Такая ситуация — подобна наблюдавшейся во Франции и ФРГ, и она соответственно порождает те же проблемы и последствия. Старые кодексы оказываются окружены большой массой законов и подзаконных актов. В латино-американском праве особенно значительна роль делегированного законодательства, т.е. актов правительственной власти, что связано как с президентской формой правления, так и с длительными периодами «правления военных», когда нормальная законодательная деятельность фактически сводится на нет.

Роль обычая как источника латино-американского права варьируется от страны к стране. Так, в Аргентине она несколько больше, а в Уругвае, наоборот, меньше. Но в целом — это субсидиарный источник, и на европейском континенте он используется в случаях, оговоренных законом.

Четыре латино-американских государства являются федерациями — Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика. Характеризуя право этих стран, следует учитывать разграничение компетенции между федерацией и ее членами, причем основной массив законодательной компетенции принадлежит федерации.

Латино-американское право от романо-германской системы отличает прежде всего сфера публичного права. И если, завоевав независимость, страны Латинской Америки в поисках модели частного права обратили взоры в Европу, то конституционный образец они нашли в США. Конституции этих стран заимствовали американскую форму правления — президентскую республику, другие конституционные институты.

У молодых государств Латинской Америки, собственно, и выбора не имелось: Конституция США была в то время единственной писаной действующей республиканской конституцией. В то же время восприятие американского конституционного образца дает основание говорить о «дуализме» латино-американского права, о соединении в нем европейской и американской модели.

Следует, однако, особо отметить, что, в отличие от США, для стран Латинской Америки не характерна конституционная стабильность. В Венесуэле, например, за 168 лет (с момента принятия первой конституции) принято двадцать конституций, в Боливии за 152 года — двадцать одна и т.п.

Среди особенностей латино-американского права следует назвать и пристальное внимание конституций стран этого региона к институту судебного контроля за конституционностью законов, включая использование таких процедур, которых не знает американская модель судебного конституционного контроля.

Позаимствовав у США принципы построения и функционирования судебной системы (в особенности — все относящееся к организации и полномочиям Верховных судов), латино-американские страны, однако, во многом видоизменили американскую модель, выработав в ряде случаев свою национальную концепцию осуществления судебной власти.

Так, в отличие от США, судебная практика в большинстве из них не рассматривается как источник права.

В XX веке Латинская Америка, по-видимому, освобождается от характерного для предыдущего периода пассивного подражания иностранным политико-правовым моделям в сфере как публичного, так и частного права.

Усиливается «тенденция в пользу учреждения и развития государственно-правовых и общественно-политических институтов местного, национального происхождения. Тексты конституций становятся конкретнее, более гибко учитывают изменяющиеся социально-экономические условия и политическую обстановку как в мире вообще, так и в Латинской Америке в частности».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: