Основные проблемы современного развития расходов бюджетов в России

В связи с исчерпанием средств Резервного Фонда к концу 2011 г. Правительством РФ принято решение о сохранении объема Фонда национального благосостояния на существующем уровне (2603,7 млрд. руб.) Рисунок 2, а главными источниками финансирования дефицита Федерального бюджета в течении 2011-2013гг. станут государственные заимствования, как на внутреннем, так и на внешнем рынках, а также поступления от приватизации федеральной собственности. Рисунок 3.

Источник: Минфин

Рисунок 2. Объем резервных фондов РФ.

Источник: Минфин

Рисунок 3. Структура финансового обеспечения расходов Федерального бюджета РФ.

Объем государственного долга за 2009 – 2011 годы увеличился в 1,7 раза и составит 4,8 трлн. рублей (7,2 % ВВП) за счет роста государственного внутреннего долга, который увеличился на 1,9 трлн. рублей, или в 2 раза, и составляет 3,7 трлн. рублей (5,5 % ВВП). Ежегодный прирост заимствований на внутреннем рынке составил 27 - 52 %. Необходимо отметить, что процентные ставки по внутренним заимствованиям значительно выше доходности от размещения средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. При этом имеется возможность сократить сами заимствования за счет активизации работы по погашению задолженности по кредитам, предоставленным Российской Федерацией, которая на 1 января 2008 года составила 1,9 трлн. рублей.

Такая долговая политика приводит к увеличению расходов на обслуживание государственного долга, которые в 2011 году составят 308,1 млрд. рублей и увеличатся по сравнению с 2008 годом на 128,25 млрд. рублей, или в 1,7 раза. При этом необходимо учитывать, что увеличение расходов на обслуживание государственного долга, в свою очередь, приводит к увеличению ненефтегазового дефицита и необходимости увеличения новых заимствований.

Действующая Бюджетная система Российской Федерации еще не отвечает современным требованиям динамично развивающейся страны, существенно отличается от структуры развитых стран, где высок удельный вес расходов на образование, науки, здравоохранения.

Сравнительный анализ структуры расходов бюджетных систем Российской Федерации и стран «Группы семи» показывает, что доля расходов на образование и социальную защиту в общем объеме расходов бюджетной системы Российской Федерации ниже, чем в большинстве стран, а на здравоохранение – ниже всех развитых стран.

Экономическая ситуация в стране за время, прошедшее со времени подготовки Бюджетного послания о бюджетной политике в 2010–2012 годах, заметно изменилась. В экономике проявились определенные позитивные тенденции, ряд ее секторов демонстрирует признаки роста, бесперебойно функционируют финансовая и банковская системы. Это во многом стало результатом последовательных антикризисных действий государства, направленных на сохранение стабильности бюджетной и финансовой системы, поддержку наиболее пострадавших от кризиса отраслей экономики. И что важно, удалось сохранить социальную стабильность, смягчить социальные последствия кризиса, обеспечить даже в сложных экономических условиях реальный рост объемов государственной поддержки наименее защищенных категорий граждан, прежде всего пенсионеров. Реализация активных мероприятий на рынке труда позволила стабилизировать уровень безработицы.

Грамотное применение инструментов бюджетной политики дало возможность сформировать необходимое для осуществления таких мер финансовое обеспечение.

Кризис высветил главную проблему, делающую российскую экономику уязвимой к колебаниям на мировых рынках, вообще к изменениям мировой экономической конъюнктуры. Экономика страны по-прежнему зависима от конъюнктуры сырьевых рынков. Пока не созданы достаточные условия и стимулы для внедрения и развития современных технологий, повышения энергетической и экологической эффективности экономики и производительности труда, для развития отраслей экономики и производств, выпускающих продукцию с высокой долей добавленной стоимости, для реализации инновационных проектов, и в целом – для модернизации социально-экономической системы страны.

Эти особенности российской экономики обусловливают широкий спектр вызовов и рисков для ее дальнейшего развития. Важнейшие из них связаны с опасностью, что ставшее привычным непродолжительное улучшение ситуации в экономике в результате действия преимущественно экстенсивных и временных факторов (рост цены на нефть и т.п.) приведет, как это неоднократно случалось в прошлом, к неоправданному успокоению и не позволит использовать шанс на обновление и модернизацию экономики страны. Сегодня, когда российской экономике в определенной степени удалось преодолеть кризисные тенденции, необходимо сконцентрироваться на новых задачах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: