Костюм представляет собой своеобразный социокод, способный передавать информацию. В визуальном образе одетого человека заключена целая иерархия знаковых систем.
В контексте дизайна костюма существуют понятия семиотики, семантики цвета, знаков, знаковых систем, кодов. Эти понятия являются основополагающими в реализации образов (ассоциаций, ощущений, чувств) в проектировании костюма.
Знак или ассоциативный символ в костюме является базовым понятием, поэтому анализ сути и структуры этого понятия требует более детального рассмотрения.
Понятие знака широко используется в практике дизайна костюма, и имеет два значения:
· понятия знака – изображения, воспроизводящего основные принципы подобия, сходства с отображаемым предметом (т.н. костюм-тавро; костюм-транслятор образа),
· понятие знака – иероглифа, как конечного продукта стилизации в процессе графического изображения, когда отброшено все лишнее и оставлена лишь суть (костюмы для театральных, сценических постановок; костюмы для промоакций).
Основными категориями знаков-изображений в костюмной композиции являются: формы, силуэт, пропорции, ритма, членения, цвет, графическая фактура в костюме.
Основными категориями знака-иероглифа в костюмной композиции становятся как конечные продукты стилизации, так и цитирование, реплики и реконструкции структуры источника творчества.
В костюме давно сложилась своя система базовых образов, которые являются обобщающими понятиями конкретного визуального образа, несут в себе его суть. На эти образы ссылаются, как на емкие, целостные конструкции с определенным устоявшимся набором основных характеристик используемых в костюме: силуэт, пропорции, членения, ритм, цвет. Набор этих характеристик узнаваем, и перечисление хотя бы части из них вызывает в воображении конкретный базовый образ. Например: «Синий чулок» – английский костюм, естественный пропорции, чуть расширенная линия плеча, строгая линия формы, юбка-миди, волосы гладко убраны в пучок, очки.
В процессе художественного проектирования костюма базовые образы используют в «чистом виде», как универсальные целостные системы, или «смешивают» несколько образов в необходимом соотношении, диктуемом концепцией.
Базовые образы подразделяются:
· на женские,
· мужские,
· статусные,
· стилистически-определённые,
· исторические,
· личностно-эмоциональные,
· ассортиментные.
В силу своих личностных качеств каждому художнику ближе определенный подход к процессу творческих поисков ассоциативных и базовых символов. Некоторые дизайнеры предпочитают путь интуитивного поиска, некоторые путь логических размышлений, в меньшей степени применяется самый продуктивный смешанный или комбинированный подход, который осознанно используют лишь единицы.
Умение формировать идею проектирования костюма относительно образов и ассоциаций, возникающих у дизайнера при восприятии предмета(объекта) –источника вдохновения позволяет:
· расширить и максимально использовать творческий потенциал и повысить уровень самоконтроля,
· реализовать возможность коррекционной поддержки (осознанного исправления) графической или макетной формы,
· избежать вкусовой доминанты,
· избежать образной «безрезультативности» на этапе творческих поисков, «косности» образных решений и отсутствия новизны,
· реализовать целостность образного решения,
· избежать затруднений на стадии разработки концептуально-образной базы костюма.
В дизайне костюма художественный образ рассматривается как емкое понятие, включающие в себя гармоничное сочетание образа костюма, образа человека или носителя данного костюма и образа автора, создателя данного костюма, в контексте выбранной концепции. Троичная целостность этой системы разрушается при несоответствии хотя бы одного звена. Проблемы образной целостности тоже нашли свое решение в контексте ассоциативно-образного проектирования.