Разработка гипотезы реализации проектного задания через базовые формы и базовый символ

Костюм представляет собой своеобразный социокод, спо­собный передавать информацию. В визуальном образе одетого человека заключена целая иерархия знаковых систем.

В контексте дизайна костюма существуют понятия семиотики, семантики цвета, знаков, знаковых систем, кодов. Эти понятия яв­ляются основополагающими в реализации образов (ассоциаций, ощущений, чувств) в проектировании костюма.

Знак или ассоциативный символ в костюме является базовым понятием, поэтому анализ сути и структуры этого понятия требует более детального рассмот­рения.

Понятие знака широко используется в практике дизайна костюма, и имеет два значения:

· понятия знака – изображения, воспроизводящего основ­ные принципы подобия, сходства с отображаемым предметом (т.н. костюм-тавро; костюм-транслятор образа),

· понятие знака – иероглифа, как конечного продукта стилизации в процессе графи­ческого изображения, когда отброшено все лишнее и оставлена лишь суть (костюмы для театральных, сценических постановок; костюмы для промоакций).

Основными категориями знаков-изображений в костюмной композиции являются: формы, силуэт, пропорции, рит­ма, членения, цвет, графическая фактура в костюме.

Основными категориями знака-иероглифа в костюмной композиции становятся как конечные продукты стилизации, так и цитирование, реплики и реконструкции структуры источника творчества.

В костюме давно сложилась своя система базовых образов, которые являются обобщающими понятиями конкретного визуального образа, не­сут в себе его суть. На эти образы ссылаются, как на емкие, целостные конструкции с определенным устоявшимся набором основных характери­стик используемых в костюме: силуэт, пропорции, членения, ритм, цвет. Набор этих характеристик узнаваем, и перечисление хотя бы части из них вызывает в воображении конкретный базовый образ. Например: «Синий чулок» – английский костюм, естественный пропорции, чуть расширенная линия плеча, строгая линия формы, юбка-миди, волосы гладко убраны в пучок, очки.

В процессе художе­ственного проектирования костюма базовые образы используют в «чистом виде», как универсальные целостные системы, или «смешивают» несколь­ко образов в необходимом соотношении, диктуемом концеп­цией.

Базовые образы подразделяются:

· на женские,

· мужские,

· статусные,

· стили­стически-определённые,

· исторические,

· личностно-эмоциональные,

· ассортиментные.

В силу своих личностных качеств каж­дому художнику ближе определенный подход к процессу творческих по­исков ассоциативных и базовых символов. Некоторые дизайнеры предпочитают путь интуитивного поиска, не­которые путь логических размышлений, в меньшей степени применяется самый продуктивный смешанный или комбинированный подход, который осознанно используют лишь единицы.

Умение формировать идею проектирования костюма относительно образов и ассоциаций, возникающих у дизайнера при восприятии предмета(объекта) –источника вдохновения позволяет:

· расширить и максимально использовать творческий потен­циал и повысить уровень самоконтроля,

· реализовать возможность коррекционной поддерж­ки (осознанного исправления) графической или макетной формы,

· избежать вкусовой доминанты,

· избежать об­разной «безрезультативности» на этапе творческих поисков, «косности» образных реше­ний и отсутствия новизны,

· реализовать целостность образного решения,

· избежать затруднений на ста­дии разработки концептуально-образной базы костюма.

В дизайне костюма художественный образ рас­сматривается как емкое понятие, включающие в себя гармоничное сочета­ние образа костюма, образа человека или носителя данного костюма и об­раза автора, создателя данного костюма, в контексте выбранной концеп­ции. Троичная целостность этой системы разрушается при несоответствии хотя бы одного звена. Проблемы образной целостности тоже нашли свое решение в контексте ассоциативно-образного проектирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: