Функции государственных органов управления и регулирования в рамках развития национальной экономики

Важную роль в развитии национальной экономики играет государство, основными экономическими функциями которого являются следующие:

1. Формирование правовой основы экономической деятельности. С помощью законов и других нормативных актов государство устанавливает «как можно» и «как нельзя» поступать субъектам хозяйствования.

2. Защита и развитие цивилизованной конкуренции.

3. Организация производства товаров и услуг общественного пользования (образования, медицинского обслуживания, обороны, внутренняя безопасность).

4. Перераспределение доходов (с помощью налоговой системы) через трансфертные платежи.

5. Осуществление макроэкономической стабильности. Ни одна национальная экономика не обладает абсолютной стабильностью.

Государственная политика призвана сглаживать экономические колебания и способствовать:

а) экономическому росту;

б) стабильности цен;

в) достижению полной занятости.

Эти проблемы очень важны в национальной экономике любой страны.

Система национальных счетов. Сущность и структура национальных счетов в России. Основные макроэкономические показатели: сущность и их взаимосвязь. Номинальные, реальные показатели, дефлятор – сущность и методы расчета.

В настоящее время все государства мира используют систему национальных счетов (СНС), разработанную только статистической комиссией ООН в 1953 г.

Система национальных счетов система взаимоувязанных показателей, применяемая для описания и анализа макроэкономических явлений и процессов; дает сведения на всех стадиях экономического кругооборота – производстве и обмене, первичном и вторичном распределении (перераспределении), потреблении. Это система таблиц в форме бухгалтерских счетов, характеризующих процесс производства, распределения и конечного использования совокупного общественного продукта и ВВП за год. Как и в бухгалтерских счетах, здесь строятся разнообразные балансы.

Основные этапы развития СНС:

I этап – 30-е годы 20 века – зарождение СНС в развитых странах Запада.

II этап – 40 – 50-е годы 20 века – формирование СНС. ООН опубликовала первый международный стандарт ВВП.

III этап – 1968 г. – принятие вариантов СНС – «Голубой» книги.

IV этап – начало 80-х годов 20 века – совершенствование методологии СНС.

V этап – начало 90-х годов 20 века – принятие новой СНС, включающей пять секторов (групп экономических единиц):

1) нефинансовые корпоративные и сходные с ними предприятия, производящие материальные блага и услуги с целью их продажи.

2) финансовые учреждения и организации, занимающиеся посреднической деятельностью между инвесторами и сберегателями.

3) государственные учреждения, оказывающие услуги, не являющиеся объектами купли-продажи.

4) частные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства.

5) домашние хозяйства, объединения населения в различных формах.

Принципы системы национальных счетов:

· балансирование доходов и расходов по методу двойной записи;

· стоимостная оценка всех товаров и услуг;

· раздельный учёт на специальных счетах финансовых и перераспределительных потоков.

Структура СНС исходит из того, что каждой стадии экономического кругооборота соответствует специальный счет или группа счетов. СНС России в настоящее время включает следующие счета:

1. «Счет товаров и услуг», как и все другие счета СНС, состоит из двух частей. В части «Ресурсы» отражается выпуск и импорт продуктов, причем в так называемых основных ценах (т.е. без учета косвенных налогов, но с учетом полученных субсидий), а также косвенные налоги (в СНС они называются налогами на продукты и импорт) и субсидии на произведенные продукты и импорт, что необходимо для приведения основных цен к рыночным. В части «Использование» отражаются объемы использования продукции на потребление, накопление и экспорт.

2. «Счет производства» схож со «счетом товаров и услуг», но исключает импорт. Он является базой для определения валового внутреннего продукта по отраслям.

3. «Счет образования доходов» и «счет распределения первичных доходов» отражают выплату доходов экономическим агентам – домашним хозяйствам, нефинансовым и финансовым предприятиям, государственным учреждениям и некоммерческим организациям. Так как в статистике эти доходы не всегда можно разграничить, то в указанных счетах выделяют оплату труда наемных работников, валовую прибыль и валовые смешанные доходы, а также налоги на производство и импорт (т.е. не только косвенные, но и прямые налоги, кроме налогов на прибыль и доходы) за вычетом субсидий на это производство и импорт. На базе этих счетов возможно построение валового внутреннего продукта по доходам, а также национального дохода.

4. «Счет использования располагаемого дохода» и «счет скорректированного располагаемого дохода» отражают распределение полученного страной дохода на конечное потребление и сбережение. Они служат основой для расчета ВВП по использованию располагаемого дохода.

СНС основан на принципе двойной записи, означающей, что каждая операция, имея плательщика и получателя, показывает в реальном (ресурсном) и финансовом (использовании) аспектах.

Кроме того, выделяются счета секторов и субъектов, таблица межотраслевого баланса и ряда других. Все показатели рассчитываются в текущих ценах соответствующего периода, а также в базисных (постоянных) ценах. Строится интегрированная система индексов цен и физического объёма продукции (товаров и услуг).

В конце 1992 г. Правительством было принято решение о переводе России на СНС в европейском варианте, для чего в течение пяти лет предстояло перестроить всю первичную статистическую информацию, систему бухгалтерского финансового и управленческого учета в стране.

СНС включает в себя свободный материально-финансовый баланс народного хозяйства в виде системы корреспонденции счетов и баланса труда (трудовых ресурсов). ООН рекомендует СНС просчитывать на двух уровнях: на уровне движения макроэкономических показателей: ВНП, ВВП, НД, общего объема инвестиций – свободный счет и на уровне движения доходов, их распределение и перераспределение, потребления, в целом межотраслевых связей – детализированных счетов. Такую систему национальных счетов в настоящее время используют более 100 стран, входящих в ООН.

Макроэкономические показатели – это система показателей, отражающая уровень развития национальной экономики на определенном этапе развития в течение определенного периода времени (года, полугодия, квартала и т.п.).

Особенности расчета макроэкономических показателей:

1) рассчитываются в стоимостных (денежных измерителях);

2) рассчитываются за определенный промежуток времени (год, квартал);

3) рассчитываются общим показателем и в расчете на душу населения;

4) рассчитываются в текущих ценах (номинальные показатели) и сопоставимых ценах (реальные показатели).

Система национальных счетов – международные рекомендации ООН по обобщению и систематизации данных сплошных и выборочных статистических наблюдений. Это комплекс взаимосвязанных балансовых таблиц, показатели которых предназначены для определения размера дохода, потребления, накопления и величины материальных затрат.

Основные макроэкономические показатели:

1. Валовой общественный продукт (ВОП) – это показатель, характеризующий объём продукции, произведенной в национальной экономике всеми ее субъектами.

Показатель ВОП используется при определении размеров и темпов роста общего объема производства по стране в целом, а также по отдельным отраслям, предприятиям и т.п. В ряде случаев показатель ВОП используется для расчета производительности труда, фондоотдачи, материалоёмкости и т.д.

2. Промежуточный продукт (ПП) – это стоимость сырья, материалов и других изделий, стоимость которых неоднократно включается в продукцию многих предприятий, участвующих в процессе производства готовой продукции.

3. Конечный общественный продукт (КОП) – это стоимость продукции, предназначенной для конечного потребления. Это разность между ВОП и ПП.

4. Валовой внутренний продукт (ВВП) – объем продукции и услуг конечного назначения, созданных и реализованных всеми субъектами экономики на территории определенной страны вне зависимости от «национальной» принадлежности.

ВВП определяется как стоимость произведенных в стране конечных товаров и услуг, используемых для конечного потребления. ВВП используется в качестве показателя, характеризующего уровень благосостояния населения, так как конечная продукция в основном потребляется населением, а накопление обеспечивает экономическое развитие страны. ВВП может быть также определен как валовая добавленная стоимость. Добавленная стоимость характеризует вклад и стоимость продукции, произведенной на предприятии.

5. Валовой национальный продукт (ВНП) – стоимость готовых товаров и услуг, произведенных и реализованных всеми субъектами национальной экономики, имеющими определенную страновую (национальную) принадлежность.Полуфабрикаты и сырье при этом не учитываются. Чтобы избежать повторного счета (т.е. когда в стоимость готового продукта включается стоимость вошедших полуфабрикатов), на практике суммируют всю добавочную стоимость, созданную во всех хозяйствах страны.

6. Чистый валовой продукт (ЧВП) – это разность между ВВП и амортизационными отчислениями.

7. Чистый национальный продукт (ЧНП) – это разность между ВНП и амортизационными отчислениями.

ЧВП и ЧНП «очищают» ВВП и ВНП от завышения стоимости реализованной продукции, вызванной включением в нее амортизационных отчислений.

Единственным показателем ЧВП, не отражающим истинного вклада экономических ресурсов в него, являются косвенные налоги. Для определения суммарного дохода всех владельцев экономических ресурсов необходимо из ЧВП исключить сумму косвенных налогов. В результате будет рассчитан показатель «национальный доход».

8. Национальный доход (НД) – это сумма первичных доходов, полученных резидентами данной страны за определенный период времени.

9. Располагаемый доход (РД) – это сумма фактического дохода, полученного всеми субъектами национальной экономики, который может быть использован для личного потребления. Рассчитывается как разность между НД и подоходными налогами и суммированием полученных трансфертов.

ВНП и ВВП в системе национальных счетов – это общий объем доходов полученных в данной стране, а также доходы, полученные за рубежом и выплаченных за рубеж.

Методы расчета ВВП и ВНП:

1. по доходам (распределительный метод): суммируются доходы частных лиц, акционерных обществ и частных предприятий, а так же доходы государства от предпринимательской деятельности;

2. по расходам (метод конечного использования): суммируются расходы на личное потребление, на государственные закупки (государственные потребности), на капитальные вложение и сальдо внешней торговли;

3. метод добавленной стоимости (производственный метод): суммируется совокупность условно чистой продукции всех сфер экономики – суммируется стоимость добавленной стоимости на каждой стадии обработки.

Номинальный показатель – стоимость товаров, работ, услуг в текущих (фактических) ценах анализируемого года.

Реальный показатель – стоимость товаров, работ, услуг в базисных ценах (ценах года, с которым происходит сравнение).

Дефлятор – это отношение номинального показателя к реальному. Отражает темп роста цен и уровень инфляции.

Макроэкономические показатели тесно связаны между собой (рис. 11.2).

Валовой национальный продукт (ВНП), в т.ч. импорт, экспорт
Продукция отечественных производителей Продукция отечественных производителей за рубежом
Валовой внутренний продукт (ВВП), в т. ч. амортизация (А)  
Продукция отечественных производителей Продукция иностранных производителей  
Чистый национальный продукт (ЧНП), в т.ч. косвенные налоги(КН)  
Отечественные предприятия Иностранные предприятия  
Национальный доход (НД)  
Отечественные предприятия  
         

Рисунок 11.2 - Соотношение макроэкономических показателей

 
 

Все эти показатели взаимосвязаны и объединены между собой (рис. 11.3).

Рисунок 11.3 - Взаимосвязь важнейших макроэкономических показателей

ВНП – валовой национальный продукт;

А – амортизация;

ЧНП – чистый национальный продукт;

КН – косвенный налог;

НД – национальный доход;

ПН – прямые налоги;

ВВ – внебюджетный взносы;

ТП – трансфертные платежи;

ЛД – личный доход;

ПодН – подоходный налог;

РД – располагаемый доход (потребности + сбережения).

Дополнительные вопросы к семинарскому занятию по теме 11:

1. Причины и последствия кризиса экономической системы СССР конца 80-х годов ХХ века. Роль, цели и результаты кооперативного «движения» и политики «перестройки экономического мышления» в СССР.

2. Экономическая политика государства в переходной экономике РФ (1990-е гг.): цели, методы, преимущества и недостатки.

3. Особенности современной экономической системы РФ в 2000-х гг. в целом и в период кризиса 2008 – 2009 гг.в частности: характеристика процессов, характеристика методов государственного регулирования экономики и их результативность.

4. Чем обусловлена необходимость существования единой международной системы национальных счетов и макроэкономических показателей.

5. В чем отличие реального ВНП (ВВП) от номинального.

6. Является ли ВНП или ВВП точными измерителями благосостояния страны?

7. Чем отличаются валовой национальный и валовой внутренний продукты?

8. Номинальный ВВП и дефлятор представлены в таблице:

Годы ВВП, млрд.руб. Дефлятор (по сравнению с предыдущим годом)
    1,18
    1,20
    1,16
    1,14
    1,12

Рассчитать реальный ВВП по годам и в ценах 2000 года. Сравнить и сделать выводы.

9. Определить ВНП при помощи разных методов по следующим данным (трлн.руб.) – по методу потока доходов и по методу потока расходов:

  • государственные расходы (по закупке мебели российского производства) – 1000;
  • трансфертные платежи (пособия, выплачиваемые малоимущим слоям населения) – 430;
  • закупки правительства для государственных нужд (приобретение оргтехники иностранного производства) – 360;
  • импорт – 800;
  • экспорт – 750;
  • проценты по сбережениям (выплачиваемые российскими банками) – 90;
  • доходы населения (граждан РФ, получаемые от предпринимательской деятельности) – 3200;
  • платежи за аренду имущества (используемых российскими предприятиями)– 45;
  • платежи по государственному долгу – 15;
  • гуманитарная помощь регионам РФ (пострадавшим в результате наводнения) – 10;
  • амортизационные отчисления фирм – 200;
  • инвестиционные расходы российских фирм (на развитие производства) – 500;
  • потребительские расходы домашних хозяйств – 750;
  • заработная плата граждан РФ – 4500;
  • прибыль российских предпринимателей – 6800.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: