Морфология. Глагол

Задание № 6. Образуйте от глаголов форму настоящего времени, выделите основу инфинитива и настоящего времени.

Есть, шмыгнуть, сжать, выздороветь, срезать, засыпать, болеть, мазать, очуметь, вычесть, реализовать, грызть, клевать, настигнуть, киснуть, брести, врать, осудить, иссякнуть, хныкать, беречь, идти, сушить, синеть, злить, обмануть, стонать, мыть, гнать, печь, дышать, шить, полоть, мочь, деть, мести.

Задание № 7. Определите спряжение.

Сажать, ловить, брить, видеть, есть, смотреть, чернеть, дышать, захотеть, дать, учить, бежать, обувать, вязать, прощать, рыбачить.

Задание № 8. Определите вид глагола, если возможно, подберите видовую пару, укажите способ образования видовых пар.

Засыпать, начинать, лечь, строить, надеть, обрезать, собрать, забегать, садиться, ловить, брать, класть, возвращать, найти, говорить, писать, петь, кольнуть, тряхнуть, выдумывать, решать, расцветать, зарастать, наводнять, промокать, дать, прощать, разбудить, дунуть, рисовать, привести, отдалить, полюбить, обступать, погнать, стоять, выздороветь, быть, вздремнуть, асфальтировать, находиться.

Задание № 9. Составьте с двувидовыми глаголами пары словосочетаний, в которых проявляются разные видовые значения: жениться, велеть, казнить, ранить, обследовать, телеграфировать.

Задание № 10. Распределите возвратные глаголы на 5 групп в соответствии со значением: а) собственно-возвратные, б) взаимно-возвратные, в) общевозвратные, г) косвенно-возвратные, д) безобъектно-возвратные.

Собираться, запасаться, ломаться, радоваться, целоваться, умыться, бриться, встречаться, веселиться, укладываться, кусаться, причесываться, ссориться, наклоняться, прибираться, одеваться, разговориться, сомневаться, соглашаться, жечься, рисоваться.

Задание № 11. Распределите глаголы на две группы: переходные и непереходные, докажите свои предположения.

Работать, скрыть, выполнять, иметь, сосредоточить, платить, катать, спать, звучать, записать, сказать, стоять, видеть, слышать, идти, бежать, передвигать, менять, бояться, спеть, грустить, обидеть, нести, отдать, сохнуть, изменять, лечь, встать.

Задание № 12. Определите, имеют ли данные глаголы действительного залога соотносительные формы страдательного залога. Укажите однозалоговые глаголы.

Строить, белеть, думать, провожать, проектировать, открывать. ласкать, радовать. работать, глядеть, просить, перекраивать, прыгнуть, седеть, веселиться, защищать, обогревать, объединять, остаться, одевать, выполнять, спать, давать, переписывать.

Задание № 13. Образуйте от глаголов формы изъявительного (1 л., ед. ч. наст. вр.), сослагательного (м.р. ед.ч.) и повелительного (ед.ч.) наклонений.

Слушать, бродить, жить, везти, стричь, знать, зажечь, зажигать, вспахать, шагать. мыть, встать, надеть, радоваться, устроиться.

Задание № 14. Найдите глаголы в форме настоящего времени, распределите их на группы в соответствие со значением: а) действие, происходящее в момент речи; б) расширенное настоящее; в) настоящее постоянное; г) постоянное свойство.

1. Как песню, слагаешь ты лёгкий танец - о славе он нам сказал, - на бледных щеках розовеет румянец, темней и темней глаза. Ахм. 2. Письма очень долго идут. Не сердись. Почту обвинять не годится... Рожд. 3. И синего моря обманчивый вал в часы роковой непогоды, и пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы... П. 4. Твой конь не боится опасных трудов; он, чуя господскую волю, то смирный стоит под стрелами врагов, то мчится по бранному полю. П. 5. Теперь вольнее всякий дышит и не торопится вписаться в полк шутов. Гр. 6. Земля вращается вокруг солнца. 7. Он славно пишет, переводит. Гр. 8. Ветер на море гуляет и кораблик подгоняет; он бежит себе в волнах на раздутых парусах. П.

Задание № 15. Найдите глаголы в форме будущего времени, определите их значение и способ образования грамматической формы, выделите формообразующие аффиксы.

1. Не отдаст он меня: он чует носом-то своим, что я свою голову дешево не продам. Остр. 2. Теперь, - сказал Чичиков, - я буду просить даже вас, если можно, сегодня, потому что мне завтра хотелось бы выехать из города; я принес и крепости и просьбу. Г. 3. Поглядишь, как будто спросишь, отчего всё это так... ты недаром, милый, носишь анненский темляк. Ахм. 4. Ах, как распахнется после непотешный русский флот! Поплывет по океанам непотешная Россия. Рожд. 5. Так иногда осеннею порой, когда поля уж пусты, рощи голы, бледнее небо, пасмурнее долы, вдруг ветр подует, теплый и сырой, опавший лист погонит пред собой и душу нам обдаст как бы весною... Ф.Т. 6. Дождусь ее и вынужу признанье! 7. Проходи, матушка, сейчас чай будем пить. Остр.

Задание № 16. Определите значения форм прошедшего времени глагола, выделите формообразующие аффиксы.

1. Я рассказал, как началось мое знакомство с Пугачевым в степи, во время бурана; как при взятии Белогорской крепости он меня узнал и пощадил. П. 2. Старик Сур знал свое дело отлично, и рука у него была счастливая: оттого-то и цирк у него всегда бывал полон, и артистов он умел ангажировать первоклассных. Купр. 3. Обычно он садился на крыльцо сельмага, вынимал из мешка двухрядку русского строя, долго и основательно устраивал ее на коленях, поправлял ремень на плече... В.Ш. 4. Дождь стучал звучно по деревянной крыше и журчащими ручьями стекал в подставленную бочку. Г. 5. Я начал было писать, да всё дела-с... Остр. 6. Его помощник, Алеутов, каждое лето ездил куда-то жениться, и бедному Шептунову одному приходилось дежурить. Ч. 7. Хмель выбежал на огороде и вкруг сухой тычинки виться стал; а в поле близко дуб молоденький стоял. Кр. 8. Да, на медведя один хаживал, - отвечал Собакевич. Г.

Задание № 17. Определите переносные значения времени и наклонения глаголов.

1. - Хотя, кого ты там помнишь! Грудной был. Меня оставят с тобой, а я тебя зацеловывал. В.Ш. 2. Сегодня я играю в вашей пьесе графа... Во втором действии я появляюсь на сцену в халате. Вы, надеюсь, и это знаете?... Ч. 3. Мне кажется, однако ж, - сказал председатель, - вы бы тоже повалили медведя, если бы захотели выйти против него. - Нет, не повалю, - отвечал Собакевич, - покойник был меня покрепче. Г. 4. А эти падшие создания так и лезут на честные глаза, лезут и налетают, как мотыльки на огонь. Кашей их не покорми, а только взгляни на них потеплей. Т. 5. Вот уж другую неделю с ним путаемся, расстаться не могу, всё и ездим вместе. Коли он по делу зайдет, я на дрожках подожду либо в трактире посижу. Остр. 6. Скажи заветное он слово - и миром новым естество всегда откликнуться готово на голос родственный его. Ф.Т. 7. Выгонят тебя, подлеца моего, и тогда я с голоду, значит, сдыхай? Ч. 8. На это полицеймейстер заметил, что бунта нечего опасаться, что в отвращение его существует власть капитана-исправника, что капитан-исправник хоть сам и не езди, а пошли только на место себя один картуз свой, то один этот картуз погонит крестьян до самого места их жительства. Г. 9. Вы уже знаете, я думаю, что я нынче в ночь еду в Москву и беру вас с собою, - сказал он. Л. Т.

Задание № 18. Выделите глаголы, определите прямые и переносные значения личных форм.

1. Я буду факел мой блюсти у входа в душный сад. Ты будешь цвет и лист плести высоко вдоль оград. 2. Но я надеюсь, что ты позволишь мне на основании нашей старой дружбы подарить твоему милому мальчику вот этот рубль, который ты будешь расходовать на его маленькие невинные забавы. 3. Сувениры вырезают из обычных чурбачков. 4. Едем назад! - сказал Линтварев, дернув дурачка за рукав. 5. Но ах, не нам его судили; мы в небе скоро устаем, - и не дано ничтожной пыли дышать божественным огнем. 6. Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой, красою тихою, блистающей смиренно. 7. Но дышит свежо в самые очи холодное ночное дыхание и убаюкивает тебя, и вот уже дремлешь и забываешься, и храпишь, и ворочается сердито, почувствовав на себе.

Задание № 19. Выполните морфологический разбор выделенных глаголов

Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году. Правильней сказать, поехал: у нас в деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, мне пришлось снаряжаться из дому за пятьдесят километров в райцентр. За неделю раньше туда съездила мать, уговорилась со своей знакомой, что я буду квартировать у нее, а в последний день августа дядя Ваня, шофер единственной в колхозе полуторки, выгрузил меня на улице Подкаменной, где мне предстояло жить, помог занести в дом узел с постелью, ободряюще похлопал на прощанье по плечу и укатил. Так, в одиннадцать, началась моя самостоятельная жизнь (В. Распутин).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: