Техническое обслуживание заднего моста

Заключается в регулярной проверке и подтяжке наружных крепежных соединений, своевременной доливке и смене масла (согласно таблице смазки), регулировке отдельных механизмов и т. д.

Зубчатое зацепление и конические роликовые подшипники главной передачи и дифференциала в процессе эксплуатации, как правило, регулировать не требуется. Необходимость в регулировке возникает при замене деталей и ремонтах.

Для получения доступа к главной передаче необходимо проводить очень трудоемкие операции по демонтажу узлов и механизмов. Поэтому регулировки главной передачи, в том числе подшипников вторичного вала коробки передач, на котором установлена ведущая шестерня главной передачи, должны выполняться особенно тщательно, чтобы гаранти­ровать бесперебойную работу трактора до его ремонта.

Регулировка подшипников дифференциала. В подшипниках дифференциала не должно быть осевого зазора. Допускается натяг не более 0,1 мм при усилии, приложенном к наружному торцу зубьев ведомой шестерни главной передачи для проворачивания дифференциала в подшипниках, 30...50 Н (3...5 кгс). Регулируют под­шипники прокладками 38 (рис. 30), которые ставят между боковыми стенками корпуса моста и стаканами ведущих шестерен. Толщина прокладок 0,2 и 0,5 мм.

Проверяют осевой зазор в подшипниках индикатором при снятой верхней крышке заднего моста. Индикатор подводят к ведомой ше­стерне главной передачи и, передвигая дифференциал монтажной лопаткой с усилием 500...600 Н (50...60 кгс), определяют его осевое перемещение. Если оно составляет, например, 0,45 мм, то толщину пакета регулировочных прокладок левого борта уменьшают, сняв про­кладку 38 толщиной 0,5 мм.

Ведомая шестерня главной передачи при работе прижимается к правому подшипнику дифференциала. Поэтому, чтобы не нарушить ее зацепления при регулировке подшипников, нужно уменьшить толщину регулировочных прокладок 38 только левого борта. Для этого необходимо:

отъединить от переходника маслопровод блокировки дифференци­ала, тягу тормоза — от рычага левой педали;

отвернуть болты крепления корпуса АБД и левого тормоза. Снять корпус с механизмом АБД, тормозом и блокировочным валом, от­вернуть болты крепления стакана ведущей шестерни и выпрессовать его демонтажными болтами из расточки моста настолько, чтобы можно было снять (или добавить) необходимое количество регулировочных разрезных прокладок 38;

ввернуть и затянуть болты стакана, проворачивая дифференциал, чтобы ролики подшипников заняли правильное положение;

установить снятые детали и сборочные единицы на прежнее место.

Регулировка зацепления главной передачи. Боковой зазор и пятно контакта в зубьях конических шестерен главной передачи зависят от взаимного расположения шестерен. Шестерни стремятся располагать так, чтобы образующие их начальных конусов совпадали. Положение ведущей шестерни на вторичном валу коробки передач определяется размером 58 ±0,15 мм от задней стенки коробки передач до наружного торца шестерни. Этот монтажный размер обеспечивается после регулировки осевого зазора подшипников вторичного вала шлифовкой опорной шайбы, устанавливаемой между торцами ведущей шестерни и вторичного вала.

Положение ведомой шестерни регулируется теми же прокладками 38, что и подшипники дифференциала.

Боковой зазор в зубьях новых шестерен устанавливают в пределах 0,25...0,55 мм. Регулируют его перемещением ведомой шестерни при помощи прокладок, которые переносят из-под фланцев стаканов веду­щих шестерен конечных передач с одного борта на другой, сохраняя без изменения их общее число, чтобы не нарушить регулировку под­шипников дифференциала. Для уменьшения бокового зазора ведомую шестерню приближают к ведущей. Это достигается увеличением пакета прокладок с левой (по ходу трактора) стороны. Для увеличения бокового зазора в зубьях эти прокладки переносят с левого борта на правый.

Величина бокового зазора в зубьях зависит от осевого зазора в под­шипниках дифференциала и вторичного вала коробки передач. Поэтому проверке и регулировке бокового зазора и пятна контакта в зубьях должны предшествовать проверка и регулировка подшипников.

Боковой зазор в зацеплении проверяют индикатором: проворачивая дифференциал, замеряют боковой зазор не менее чем в трех равномерно расположенных по окружности положениях ведомой шестерни.

Пятно контакта в зацеплении имеет важное значение для длительной и бесшумной работы конических шестерен. Регулируют пятно контакта после регулировки бокового зазора. Способы регулировки пятна кон­такта для всех конических шестерен одинаковы.

Работу тормозов следует проверять ежедневно, регулировать же их только при необходимости. Исправность тормозов характеризуется полным ходом педали и длиной тормозного пути. Полный ход должен быть одинаков у каждой педали и равняться 70...90 мм. В процессе эксплу­атации из-за износа накладок допускается увеличение хода педалей до 110 мм. Ход педалей менее 70 мм приводит к форсированному износу накладок и перегреву тормозов.

Ход педалей регулируют в таком порядке: отворачивают контр­гайки 7 (см. рис. 2) болтов и заворачивают болты 8 в регулировочные вилки 6 настолько, чтобы ход педалей соответствовал рекомендуемым нормам. Затем затягивают контргайки 7.

Эффективность торможения проверяют на горизонтальном сухом участке дороги (асфальт, бетон). При начальной скорости 30 км/ч тормозной путь с момента нажатия на педаль тормоза до полной оста­новки трактора не должен превышать 10 м.

Бортовую неравномерность эффективности действия левого и правого тормозов проверяют по следу, оставленному на грунте задними колесами, заторможенными до блокировки (юза): на длине тормозного пути 10 м при начальной скорости 30 км/ч на сухом асфальте неравномерность по следу не должна быть более 1 м. Ход педали, запаздывающей с торможением стороны, надо уменьшить. На равномерность действия тормозов может влиять также замасливание фрикционных накладок дисков. В этих случаях надо разобрать тормоза, очисти детали, выявить и устранить причины, вызвавшие попадание масла в полость тормозов, а замасленные диски промыть бензином и просушить в течение 5...8 мин. После сборки отрегулировать тормоза и проверить эффективность торможения.

Изношенные или вышедшие из строя фрикционные диски рекомендуется заменить новыми одновременно на левом и правом тормозах.

Охрана трудапри работе на тракторе

Тракторист-машинист должен выполнять только ту работу, которая по­ручена администрацией. Перед началом работы он обязан получить ин­структаж на рабочем месте, проверить техническое состояние трактора и составить агрегат — навесить или прицепить соответствующую машину. Во время работы механизатор должен использовать инструменты и приспо­собления по назначению и так, чтобы гарантировать безопасное выполнение работы.

Тракторист-машинист не может изменить состав агрегата без разрешения бригадира, агронома или механика отделения.

Перед пуском проверяют заправку двигателя маслом, водой и топливом, убирают инструменты и заправочный инвентарь, устанавливают рычаг короб­ки передач и рычаги распределителя навесной системы в нейтральное положение, включают ее насос и выключают вал отбора мощности (привод­ной шкив).

Перед входом в кабину очищают обувь от грязи и снега. Начинать движение можно только после подачи сигнала, убедившись, что на пути трактора нет людей и его движение не опасно для окружающих.

Подъезжать к машине для сцепки или навески нужно на малой скорости, ногу держать на педали (рычаге) главного сцепления, смотреть на путь следования (назад) и быть готовым к немедленной остановке трактора. Прицеплять или навешивать машину разрешается только после остановки трактора (по разрешающему сигналу водителя или когда он выйдет из кабины). Машину с трактором необходимо соединить так, чтобы во время движения агрегата не произошло самопроизвольного отъединения машины от трактора. При этом проверяют состояние устройств для навески или сцепки и устанавливают все крепежные и фиксирующие детали — чеки, шайбы, шплинты. В случае использования ВОМ крепят его защитный кожух. Если машина приводится в действие от шкива трактора, устанавливают защитное ограждение ременной передачи. Запрещается на ходу надевать, поправлять или снимать ремень, а также натирать его материалами, уменьшающими буксование.

К месту работы агрегат следует вести по маршруту, указанному соответствующим руководителем (специалистом). Прежде чем выполнить какой-либо маневр, необходимо убедиться, что в данных условиях это неопасно.

Чтобы избежать опрокидывания машины, нельзя ездить поперек крутых склонов и делать крутые повороты на большой скорости, во время спуска иди подъема в гору. При разъезде с встречным транспортом нужно держаться правой стороны и учитывать ширину и длину своего и встречного агрегата. Если на пути движения имеются мосты, броды, топкие места, плотины и т. д., то прежде чем их преодолевать, необходимо убедиться в возможности и безопасности проезда. Особую осторожность нужно соблюдать во время движения по скользкой дороге. На обледеневшей дороге возможно боковое скольжение и буксование.

Железнодорожные пути разрешается пересекать только через переезды, когда нет приближающегося поезда, и так, чтобы не повредить сооружения переезда и электросеть.

Под электролинией разрешается проезжать, когда между высшей точкой агрегата и нижним проводом будет расстояние не менее 2 м.

Перед работой обязательно убирают с поля или отмечают вешками камни, пни, засыпают ямы и канавы. Обрывы, крутые берега оврагов, оползни отмечают контрольными бороздами. Отбивают поворотные полосы. При групповой работе обязательно отмечают места отдыха. Если предстоит работа на участках с крутыми склонами, то предварительно необходимо ознакомится с особенностями выполнения работ. На обычных тракторах допускается работа на участках, крутизна которых не превышает 8…9 градусов.

Список использованных источников

1.В.А Родичев, Г.И. Родичева. Трактор ДТ-75. М; Высшая школа, 1975г

2. Б.М. Гельман, М.В. Москвин Сельскохозяйственные тракторы М; Высшая школа 1978г.

3 В.В. Курчаткин Техническое обслуживание и ремонт машин в сельском хозяйстве. М; Академия 2003г.

4. Родичев В.А. Тракторы. М.: Академия, 2005г. 256с.

5. Семенов В.М. Трактор. М.: Колос, 1982г. 240с.

6. Гельман Б.М., Москвин М.В. Сельскохозяйственные тракторы и автомобили (книга вторая). М.: Агропромиздат, 1986г. 298с.

7. Козлов Ю.С. Техническое обслуживание и ремонт в сельском хозяйстве. М.: Высш. Школа, 1980г. 222с


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: