«Четвертый - лишний» (исключение не подходящих к группе предметов и понятий).
Понимание картин с нелепым, бессмысленным сюжетом.
Понимание картин со скрытым смыслом.
Последовательность событий (серия сюжетных картин).
Логопедическое обследование
Раннее речевое развитие (N, с задержкой):
лепет, первые слова, фразы.
Понимание обращенной речи:
- совершенно не понимает обращенную речь,
- понимает обращенную речь ограниченно (в пределах ситуации),
- понимает обращенную речь на бытовом уровне, выполняет речевые инструкции,
- понимает в полном объеме.
Пассивный словарь:
- название предметов реальных и на картинках,
- понимание смыслового значения слова,
- понимание действия предметов,
- понимание простого сюжета.
Характеристика экспрессивной речи
1-й уровень речевого развития:
полное отсутствие звуковых и словесных средств общения, произносит отдельные звуки, звукокомплексы, звукоподражания, произносит несколько лепетных и общеупотребительных слов, звукоподражание, использование парадигматических средств общения (выразительной мимики, жестов).
2-й уровень речевого развития:
пользуется простой фразой. Аграмматичная, неразвернутая (упрощенная), структурно нарушенная фраза. Активный словарь состоит из существительных, реже встречаются глаголы и прилагательные. Предлоги употребляются редко. Слоговая структура слова нарушена.
3-й уровень речевого развития:
пользуется развернутой фразой. Недостаточная сформированность грамматических форм языка (ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении). Слоговая структура слов не нарушена. Синтаксические конструкции фраз бедные.
Нормальный уровень речевого развития:
пользуется развернутой фразой. Грамматический строй речи сформирован достаточно
Особенности речи:
проявляет склонность к эхолалии,
наличие речевых штампов (речь пустая, без содержания, часто не соотносится с выполняемыми действиями, не отражает истинных интеллектуальных возможностей ребенка).
Словарный запас (резко ограничен, в пределах обихода, достаточный): название предметов и предметных картинок, описание сюжетной картинки.