Функции философии

Введение

Ответ на вопрос «Зачем нужна философия?» заключен в содержании тех функций, которые способна выполнять философия по отношению к человеку, социальной группе, к науке, искусству, другим явлениям социальной действитель­ности. Под «функцией» при этом понимается способ действия, способ проявления активности системы (т.е.системы философского знания), общий тип решаемых этой системой задач.

Сама философия есть мировоззрение, т.е. совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. В одном ряду с философией находятся другие формы мировоззрения: мифологическое, религиозное, художественное, натуралистское, обыденное. Философия отличается от иных форм мировоззрения тем, что относится, прежде всего, к научной сфере общественного сознания (хотя, надо сразу отметить, не только к этой сфере), а внутри нее, в отличие от натуралистской формы, - имеет специфический категориальный аппарат, опирающийся в своем развитии не на одну какую-либо научную дисциплину, а на все науки, на весь единый совокупный опыт развития человечества.

Сущность философии - в размышлениях над всеобщими проблемами в системе «мир – человек».

Философия выступает в двух ипостасях: 1) как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру и 2) как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности. На этом основано разделение большого числа функций философии на две группы: мировоззренческие и методологические.

 

Функции философии

Рассмотрим следующие основные функции философии: ми­ровоззренческую, социальную и методологическую.

Мировоззренческая функция

Понятие мировоззрения не поддается достаточно четкому определе­нию. В обыденной речи и в философской литературе его смысл тол­куется по-разному. Однако отсутствие общепринятого определения этого понятия не означает, что при употреблении его неизвестно, что имеется в виду.

Можно выделить такие основные характеристики мировоззрения:

- оно включает в себя некоторую совокупность общих взглядов че­ловека на мир и свое место в мире;

- эти взгляды представляют собой не просто знания о действитель­ности, а такие знания, которые стали убеждениями;

- мировоззрение определяет направленность личности, ее жизнен­ные позиции, цель и смысл ее жизни; оно проявляется в поведе­нии личности.

Существуют разнообразные виды и варианты мировоззрений, в которых указанные характеристики выступают по-разному. Людям первобытного общества было свойственно мифологическое миро­воззрение. Одним из наиболее широко распространенных в обществе с древности и до наших дней является религиозное мировоззрение. В борьбе с ним развивается атеистическое мировоззрение. Стремле­ние решать мировоззренческие вопросы на основе науки приводит к формированию научного мировоззрения. Говорят также и о более частных формах последнего - естественно-научном, гео- и гелиоцентрическом, механистическом и других вариантах научного мировоз­зрения.

Мировоззрение людей образуется под влиянием самых различ­ных обстоятельств: воспитания, образования, жизненного опыта, от­дельных жизненных впечатлений. На нем сказываются условия жиз­ни, общие черты эпохи, национальные особенности культуры.

Какое же отношение имеет к мировоззрению философия? Учиты­вая то, что сказано о сущности философии в 1.2, можно сделать вы­вод, что между ними существует самая тесная и непосредственная связь. Философские размышления - это средство разработки миро­воззрения. В создаваемых философами системах, учениях, концеп­циях в конечном счете выражаются, обобщаются, систематизируют­ся, аргументируются разнообразные варианты имеющихся у людей мировоззренческих взглядов и убеждений. Это и позволяет идеям, рожденным в головах философов, получить признание и распростра­нение в обществе.

Таким образом, мировоззренческая функция философии состоит в том, что философия выступает как средство выражения, система­тизации и обоснования мировоззрения, как теория решения мировоз­зренческих вопросов.

Мировоззрение человека, не знающего философии и не способно­го к самостоятельному философскому мышлению, носит неглубокий и несистематизированный характер. Оно, как правило, страдает от­сутствием основательности и широты, неустойчивостью или, наобо­рот, догматичностью. Ему часто свойственны несогласованность меж­ду содержащимися в нем взглядами и внутренняя противоречивость.

Можно, конечно, прожить всю жизнь со стихийно сложившимся мировоззрением, без философских раздумий над его содержанием. Но очень часто узость, поверхностность, противоречивость мировоз­зрения, обусловленные его философской непроработанностью, ведут к неумению ориентироваться в сложностях современной обществен­ной жизни и культуры, к потере жизненных ориентиров и, как след­ствие, к жизненным неудачам и неудовлетворенности своей судьбой. Можно пытаться собственными силами преодолевать все мировоз­зренческие трудности и наводить порядок в своих мировоззренче­ских представлениях. Однако вряд ли разумно заново «изобретать велосипед», пренебрегая многовековой мудростью и опытом реше­ния мировоззренческих вопросов, накопленными в философии.

Поэтому следует прислушаться к совету древнего мудреца, греческо­го философа Эпикура (341-270 гг. до н.э.): «Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устает занимать­ся философией; ведь никто не бывает ни недозрелым, ни перезрелым для здоровья души»[1].

Социальная функция

Многие философы питают надежду, что в конце концов когда-нибудь удастся установить некие абсолютные, незыблемые и вечные исход­ные принципы философии и построить на них всю систему человече­ских знаний. Считалось, что для поиска таких принципов необходимо отвлечься от преходящих событий быстротекущей жизни, ибо веч­ное и незыблемое лежит где-то вне их. Существовала традиция ви­деть в философии занятие, требующее отрешенности от суеты мир­ской и погружения в царство «чистой мысли».

Однако представление о том, что философия может развиваться в отрыве от жизни, от практики есть не более чем иллюзия. Философ­ские проблемы - не досужие выдумки кабинетных умов, и споры о них не просто личное дело каких-то сварливых философов, не же­лающих договориться между собою. В философии формулируются проблемы, поставленные в конечном счете жизнью, а в философских дискуссиях идет поиск таких их решений, которые соответствуют по­требностям различных социальных групп, народов, общества в целом или личности на том или ином этапе истории.

Социальная функция философии состоит в том, что с ее помощью в каждую историческую эпоху осмысливаются главные проблемы общественной жизни и перспективы дальнейшего развития общест­ва. В сфере философии общество как бы осознает само себя, свое прошлое, настоящее и будущее, свои достоинства и недостатки, до­стижения и потери.

Социальная функция философии многообразна по своему содер­жанию и складывается из ряда взаимосвязанных между собой функ­ций (или «подфункций»). К важнейшим из них относится ее культур­ная функция. В философии обобщаются характерные черты культуры народа и эпохи. Она выступает как своего рода «ядро» культуры, как ее «живая душа», «мозговой центр», оказывающий существенное, хотя и не всегда заметное без специального анализа, влияние на ее развитие.

Известный мыслитель, много занимавшийся изучением культуры, А. Швейцер (1875-1965), вероятно, не слишком преувеличивал, утверждая: «Кант и Гегель властвовали над умами миллионов людей, которые за всю свою жизнь не прочли ни одной строки из их сочине­ний и даже не подозревали, что повинуются им»[2].

И по-видимому, следует согласиться с другим крупным филосо­фом XX в. Б. Расселом (1872-1970): «Чтобы понять эпоху пли нацию, мы должны понять ее философию, а чтобы понять ее философию, мы должны сами в некоторой степени быть философами»[3]..

Важной задачей философской мысли в каждом обществе являет­ся анализ и критика существующей социальной действительности. Особенностью философской критики выступает то, что она не про­сто вскрывает имеющиеся в действительности недостатки, а направ­ляет главный удар против укоренившихся догм, стандартов мышле­ния, «привычек сознания», которые незаметно для людей властвуют над их умами, подобно шорам мешают им увидеть действительность в истинном свете и понять, что нужно делать для ее улучшения.

В нашей стране после Октябрьской революции марксистская фило­софия была возведена в ранг официальной философии государства и скована требованием пропагандировать «преимущества социализма», создаваемого под руководством партии и правительства. Всякое фи­лософское инакомыслие пресекалось. Философия, по существу, была лишена возможности выполнять критическую функцию. Это явилось одной из причин догматизации общественного сознания. Многие за­мечали «отдельные недостатки», но вопреки всякой очевидности счи­тали их лишь «пережитками капитализма», которые в результате «ве­ликих завоеваний социализма» постепенно устраняются из нашей жизни. Преобразование нашего общества неотделимо от философской критики «привычек сознания» и требует восстановления и усиления критической функции философии.

Философское мышление необходимо для прогнозирования изме­нений социальной действительности. В философии рассматриваются и обсуждаются логически возможные варианты развития общества, вырабатываются и обосновываются идеалы, стремление к которым должно определять общественный прогресс. Намечаемые сначала в сфере философии пути и принципы совершенствования общества за­тем кладутся в основу конкретных социально-экономических и поли­тических программ его развития.

В социально неоднородном обществе интересы и стремления раз­личных классов и социальных групп сталкиваются, вступают в про­тиворечие друг с другом. Философия, отражая общественную жизнь эпохи, не может уйти от этого факта. В философских учениях нахо­дят выражение интересы, стремления, идеалы, надежды разных со­циальных слоев общества. Это делает ее ареной борьбы различных идеологий.

В философских учениях развивается и обосновывается идеоло­гия определенных классов и социальных групп. В этом заключается идеологическая функция философии.

Идеологическую функцию философии нельзя понимать упрощен­но - как унижающее «приспособленчество», как «обслуживание» интересов той или иной социальной группы, при котором философы, желая во что бы то ни стало защитить ее интересы, утрачивают объ­ективность, жертвуют истиной и начинают проповедовать даже заве­домую ложь, лишь бы она была на пользу этой группе. Конечно, есть философы и такого сорта. Но философия, не стремящаяся к истине, перестает быть философией. Философ, предающий истину, предает и философию.

Идеологическая функция философии состоит не в том, чтобы все­ми правдами и неправдами «защищать» интересы какого-то класса, а в том, чтобы отразить имеющееся в обществе разнообразие соци­альных позиций, идеалов и жизненных ценностей. Это чрезвычайно важное дело, поскольку только в столкновении разных идеологий могут совершенствоваться представления о средствах решения соци­альных проблем и путях общественного прогресса.

Было бы неверно думать, что каждое философское учение четко и однозначно «привязано» к интересам одного определенного клас­са и защищает только их. Нередко в одном и том же философском учении содержатся идеи, выражающие интересы разных классов и слоев общества. Кроме того, философы обсуждают и такие пробле­мы, которые не затрагивают ничьи классовые интересы. Создава­емые выдающимися мыслителями философские учения, каково бы ни было их идеологическое значение, заключают в себе общечелове­ческое содержание, защиту и развитие общечеловеческих ценностей и идеалов.

Методологическая функция

Метод - это способ действий. Совокупность методов проведения ка­кой-либо работы называют методикой, а знания о методах и методи­ках - методологическими знаниями.

В каждой сфере человеческой деятельности имеются свои специ­фические методы. Соответственно в каждой из них формируется и специфическая система методологических знаний - методология этой деятельности.

В политике есть методы компромисса и методы обострения полити­ческой ситуации; в управлении хозяйственной деятельностью - ад­министративно-командные и экономические методы; в педагогике - различные методы воспитания, преподавания, контроля знаний уча­щихся, организации учебного коллектива; в науке - разнообразные методы исследования: общенаучные (наблюдение, эксперимент, мо­делирование и др.) и специальные, используемые в каких-то отдель­ных науках (метод рентгеноструктурного анализа, метод «меченых атомов», методы решения дифференциальных уравнений, методы ме­дицинской диагностики и т. п.).

Задачей методологии является исследование и совершенствова­ние методов, используемых в данной сфере деятельности, оценка их общности и эффективности, условий и границ их применения. Но методологические знания в любой сфере деятельности не могут огра­ничиваться рассмотрением только ее методов. Дело в том, что оценка методов самым существенным образом зависит от того, какого рода результаты дает тот или иной метод, и каково отношение этих ре­зультатов к конечным целям деятельности. Следовательно, методо­логия обязательно должна включать в себя знание не только о мето­дах, но и о характере достигаемых с их помощью результатов, о целях деятельности, о ее общей структуре и основных этапах, о принципах и формах ее организации.

Методология - это знание о том, как действовать для достижения дан­ной цели и чем руководствоваться в своих действиях.

В каждой сфере деятельности наряду со специфическими метода­ми используются также и методы, которые имеют более или менее общий характер и применяются не только в ней, но и в других сфе­рах. Например, методы логического мышления - анализ, абстраги­рование, обобщение, дедукция и др. - используются повсюду; математические методы применяются и в науке, и в технике, и в экономи­ке, и во многих других областях; все более широкое применение по­лучают в настоящее время игровые методы (деловые, учебные, ис­следовательские и иные игры). Это ведет к тому, что в каждой сфере деятельности методология включает в себя знания разных уровней - от конкретных описаний узкоспециальных методов и методик до общих представлений о фундаментальных принципах построения всякой человеческой деятельности вообще. Но на своих «верхних» уровнях, касающихся самых общих методов, принципов, форм челове­ческой деятельности, методология всякого вида деятельности втяги­вается в область философской проблематики.

Действительно, дать знание о том, чем должны руководствоваться люди в своей жизни и деятельности - центральная задача филосо­фии. Философия - это своего рода «наука о должном», о нормативах (принципах, идеалах, ценностях), определяющих цели и характер человеческой деятельности. Из философских представле­ний о мире и человеке вытекают методологические рекомендации, которые помогают ориентироваться в окружающей человека дейст­вительности и позволяют во всех сферах деятельности определить — пусть хотя бы в самой общей и предварительной форме — какие-то исходные позиции для поиска путей, ведущих к цели. Это особенно важно в тех случаях, когда приходится сталкиваться с принципиаль­но новыми задачами, методы решения которых неизвестны и их еще предстоит найти.

Методологическая функция философии обусловлена тем, что в ней вырабатывается самый общий тип методологического знания, кото­рым можно руководствоваться во всех сферах человеческой деятель­ности, философия выступает как общая методология деятельности, на которую опираются частные методологии отдельных ее видов. Формулируемые в философии общеметодологические идеи и принципы конкретизируются применительно к особенностям той или иной деятельности и используются для развития и обоснования ее специ­фических методов.

В различных сферах человеческой деятельности методологическая функция философии реализуется по-разному. В жизни отдельной личности она проявляется через влияние мировоззренческих убеж­дений на выбор целей 11 способов поведения. В социально-политиче­ской практике механизм ее действия связан с социальной функцией философии. В искусстве методологическая функция философии вы­ражается в ее воздействии на развитие художественного стиля, на об­щую ориентацию художника в жизни, на понимание им смысла сво­его творчества.

Очень важна методологическая функция философии в научном познании. Она проявляется через многообразные механизмы влия­ния философии на развитие науки. К философии приходится обра­щаться при решении вопросов о том, что такое истина и по каким признакам ее можно отличить от заблуждения, что такое научный факт и научный закон, каким критериям должны соответствовать научные гипотезы, при каких условиях можно считать теорию под­твержденной, а при каких - опровергнутой, и т. д. Все это — общеме­тодологические вопросы научного познания. А кроме того, в каждой специальной науке имеются и свои философско-методологические проблемы, связанные с истолкованием ее отдельных результатов, с оценкой степени их достоверности и обоснованности и пр.

Особенно велика роль философских идей в революционные пе­риоды развития науки, когда она стоит на пороге возникновения принципиально новых теорий. Философские идеи при этом выпол­няют эвристическую функцию, выступая в качестве методологиче­ских средств для определения и оценки путей и перспектив даль­нейшего развития научного знания. Они выполняют селективную функцию при выборе (селекции) исходных принципов теории, на основе которых формулируются другие ее законы. Им свойственна также конструктивная функция: с их помощью строится истолкова­ние (интерпретация) «физического смысла» новых теорий и объяс­нение их места и роли во всей системе научных знаний.

Таким образом, союз науки с философией является необходимым условием прогресса научного познания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: