Специфика философского знания. Предмет и функции философии

Для многих людей, которые не изучали философию, слово философия часто воспринимается, как «порассуждать от нечего делать». И понятие философии, в таком случае связывается с мыслями и идеями, которые далеки от жизни. Не случайно на уровне обыденного сознания бытует фраза: «Все это философия, а в жизни все совсем по-другому». И значит, философия есть что-то такое далекое, не связанное с реальностью, с жизнью. Но и среди тех, кто читал философские книжки и даже изучал философию, находятся люди, которые выражают недоброжелательное, скептическое отношение к философии. В свое время, выдающийся физик Эйнштейн так говорил о философии: «Когда я читаю философскую книжку, то мне кажется, что я что-то жую, а глотать нечего».

Однако, среди интеллигенции, особенно в кругу писателей и поэтов, существует представление о философии как о чем-то фундаментальном, глубоком, авторитетном. И не случайно некоторые литературные ценители, критики, чтобы придать значимость, вес тем или иным стихам, поэзии или прозе, употребляют такие выражения: «Здесь поэт дает глубокое философское осмысление действительности», или «В этом рассказе дается философское обобщение» и значит речь о серьезных вещах.

А вот, что о философии говорили мыслители древности, например, древнегреческий философ Эпикур: «Более всего необходимы людям врачи и философы. И меньше всех на земле врачей и философов». Другой выдающийся древнегреческий мыслитель, философ Аристотель так выразил свое отношение к философии: «Пусть никто в молодости не откладывает занятий философией, а в старости не утомляется занятиями философией: ведь для душевного здоровья никто не может быть ни дозрелым, ни перезрелым. Кто говорит, что заниматься философией еще рано или уже поздно, подобен тому, кто говорит, будто быть счастливым еще рано или поздно…».

Но что же такое философия? Каков ее предмет? Почему Аристотель настоятельно рекомендует заниматься философией в любом возрасте, считая это занятие счастьем?

Слово «философия» взято из древнегреческого языка. Оно образовано из двух слов phi Leo – люблю и sophia – мудрость, то есть люблю мудрость или, иначе, любомудрие, люблю мудрствовать. Но это не просто обозначение любви к мудрости. Философия – это сама мудрость. Всякое ли знание является мудростью? Нет. Мудрость – это знания, соотнесенные с ценностями, позволяющие верно ценить мир, человека, правильно строить отношение человека к миру, осознавать и выделять систему ценностей, на основе чего осуществляется выбор и предпочтение в свободной деятельности.

Считают, что слово «философ» впервые употребил древнегреческий математик и мыслитель Пифагор [580-500г. до н. э.]. Он употреблял его по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу жизни. Использование и истолкование термина «философия» в европейской культуре связано с именем Платона.

Словом «философия» в древнегреческом мире обозначали всю совокупность знаний, которыми обладали люди. В современном понимании философия включает в себя не всякие знания. Философия представляет собой, прежде всего, систему теоретических знаний. Философия – это теоретическое осмысление действительности.

Конечно, теоретические знания содержат и специальные науки. Каждая специальная наука изучает отдельные формы движения материи и использует свой специфический язык, характер которого определяют специфические понятия, отражающие особенности, свойства и связи, характерные только для данных форм движения. Например, физика использует такие понятия, как скорость, ускорение, масса, энергия, химия- валентность, реакция окисления и т. д. Что касается философии, то ее особенность заключается в том, что она изучает такие свойства, признаки, связи и отношения, которые имеют всеобщий характер, т.е. они присущи явлениям всех сфер действительности (неживой, живой природе, обществу, процессам мышления). Для отражения подобных свойств, связей и отношений требуются особые понятия, которые называются категориями. Категория – это философское понятие, которое фиксирует существенное свойство, связь, отношение, присущее явлениям всех сфер действительности. Категории составляют основу языка философии и определяют специфику философского знания.

Категории формируются по мере выявления всеобщих свойств, связей и отношений. Их формирование невозможно без обобщения достижения во всех областях познания. Ведь то общее, что присутствует в различных сферах действительности, в той или иной мере, освещается отдельными, специальными науками. Чтобы иметь о нем целостное полное представление, необходимо сравнить, как это общее проявляется во всех сферах действительности, что о нем известно в специальных исследованиях, и на основе обобщения выводов специальных наук, синтеза этих знаний, формируется целостное общее понятие. И таким образом, категории выступают как, своего рода, сгустки знаний человека о том общем, что отражается в системе знаний различных наук во всех областях исследования. И именно потому, что философия представляет собой теоретическое осмысление на уровне категорий, она обладает способностью вскрывать всеобщие закономерности. Поэтому, специфика философского знания заключается в том, что оно является знанием о всеобщих свойствах, связях, отношениях, присущих явлениям всех сфер действительности (неживой, живой природе, обществу, процессам мышления), а также в том, что оно является синтезированным знанием, в котором в обобщенной форме выражены достижения всей человеческой культуры. Философия, в сущности, предстает как концентрированное, обобщенное выражение культуры. Не случайно выдающийся немецкий философ Гегель говорил, что философия – это эпоха, схваченная в мысли, синтез культуры, а Ф. Энгельс подчеркивал, что философия – это квинтэссенция (истинная основа) духовной жизни эпохи. Фактически, кратчайшей дорогой приобщения к культуре является философия.

Рассматривая всеобщие связи и отношения, философия дает общее представление о мире, о бытии, о человеке и его отношении к миру; и круг философских проблем связан непосредственно с кардинальными вопросами человеческого бытия. А именно, что такое мир? Закономерен он или хаотичен? Кто такой человек? Какое место он занимает в мире? Каково его отношение к миру? Познаваем ли мир?

Поэтому на протяжении всех веков существования философии внимание философов привлекала природа мира, о чем свидетельствуют названия многих философских трудов.

Например: Лукреций – «О природе вещей»

Дж. Бруно – «О бесконечности вселенной и мирах»

Г. Гегель – «Философия природы»

Ф. Энгельс – «Диалектика природы»

Предметом философского осмысления была и общественная жизнь:

Платон – «Государство», «Закон»

Аристотель – «Политика»

Т. Гоббс – «О гражданине»

Г. Гегель – «Философия права»

Ф. Энгельс – «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и др.

В центре внимания философии находится проблема человека:

Аристотель – «О душе», «Этика»

Р. Декарт – «Правила для руководства ума»

Б. Спиноза – «Трактат об усовершенствовании разума»

Т. Гоббс – «О человеке»

К. Гельвеций – «Об уме», «О человеке».

В целом философия отличается от других форм теоретического осмысления действительности тем, что она

- рассматривает мир как целое, с точки зрения всеобщих свойств, связей и отношений;

- познает природу мира и устанавливает причины ее развития;

- изучает наиболее общие законы природы, общества и мышления;

- исследует пути и средства познания мира и его преобразования.

· Учение о наиболее общих законах развития природы и общества, представляющее систему общих взглядов на мир, называют онтологией (от греч. слова «онтос» - сущее и «логос» - учение, слово).

· Учение о познании называют гносеологией (от греч. «гносис» - знание, познание»).

Специфика философских знаний определяет и характер функций философии, ее место и роль в духовной жизни общества. К числу важнейших общественных функций относится мировоззренческая функция философии. Мировоззрение – это система взглядов на мир как целое, на человека и его отношение к миру. Оно может быть обыденным или теоретическим. Обыденное мировоззрение представляет собой неупорядоченную, разрозненную, отрывочную систему взглядов, формирующихся на основе знаний, полученных в результате повседневной практической деятельности людей.

Теоретическое мировоззрение – это обобщенная, упорядоченная, логически построенная система взглядов, с целью объяснения сущности мира, человека и его отношения к миру.

Каждая специальная наука связана с мировоззрением и вносит свой вклад в формирование мировоззрения, в той мере, в какой она раскрывает то общее, что присуще рассматриваемым явлениям. Что касается философии, то именно она дает общий взгляд на мир, устанавливая общие принципы и закономерности его проявления. Если частные науки расчленяют окружающую действительность на узкие сферы рассмотрения, то философия ставит своей задачей изучение мира в его целостности, взаимосвязанности и взаимообусловленности. Философия рассматривает сущность человека с учетом всеобщей взаимосвязи явлений мира, касаясь всех сторон его жизнедеятельности; она изучает обще законы исторического развития, динамику общественных явлений, движущие силы общественного прогресса; рассматривает общий характер отношений человека к миру, связанные с познанием и преобразованием мира. И, именно, поэтому философия составляет основу мировоззрение и в этом ее главная мировоззренческая функция.

Не менее важной функцией философии является методологическая функция. Методология буквально означает учение о методах. В современном понимании методология является системой определённых способов, приёмов, положений, используемых в осмыслении и моделировании в различных сферах деятельности, а также способов и приёмов организации научной деятельности. Методологическая функция философии проявляется в двух основных аспектах.

- Во-первых, философия выявляет смысл научной деятельности и ее взаимоотношений с другими сферами деятельности, т.е. рассматривает науку с точки зрения практики, общества, культуры, человека. Кроме того, философские положения и выводы составляют общую методологическую основу для исследований в специальных науках.

- Во-вторых, философское учение дает общую методологию к практической преобразующей действительности людей, стимулирующей духовное развитие общества.

Философия играет важную воспитательную роль, значительно способствуя духовному развитию личности. Она приобщает ее к общей человеческой культуре; формирует и развивает основы, навыки и культуру теоретического мышления, теоретического осмысления действительности.

Как особая форма общественного сознания философия выполняет эпистемологическую функцию, т.е. функцию отражения фрагментов действительности. Формируется особое видение действительности сквозь призму общих свойств и закономерностей, когда явление рассматривается с точки зрения всеобщей взаимосвязи, с учетом его места и роли в данной взаимосвязи, проявление единичного в общем, и общего через единичное.

Философия как теоретическое осмысление действительности выполняет и эвристическую (т.е. познавательную) функцию, функцию производства новых знаний.

Любая специальная наука предстает как сложившееся целостное учение. Общие положения в специальных науках принимаются как необходимые учеными всех стран мира и развиваются ими в меру их сил и возможностей. Это не означает, что в специальных науках все идет гладко, и все принимается единогласно. В каждой из них имеются свои проблемы, свои противоречия в развитии, не все является бесспорным, и в рамках единой специальной науки существуют различные точки зрения и различные концепции, различные гипотезы. Но с течением времени одни концепции отвергаются как ошибочные, другие обоснованно подтвержденные новыми открытиями, практикой, вплетаются в общий контекст науки, обогащая ее своими выводами и положениями.

Философия не представляет собой целостного единого учения, единых общих положений для философов всех стран мира. Философия предстает как совокупность различных философских учений, различных философских направлений, философских школ, философских систем. Каждое философское учение, направление, школа, система формирует свою философскую базу, свои философские концепции, обеспечивая единство своего философского учения. Различные философские учения конкурируют между собой, обосновывая свои положения, критикуют другие школы и направления. Исторически каждая философская система предполагает критическое преодоление предшествующих философских систем. И хотя различные философские учения рассматривают в сущности, одни и те же проблемы, но видение этих проблем и их теоретическое решение в различных учениях оказываются различным. И не одно из этих учений, направлений не отвергается с течением времени всеми философами. Каждое из них имеет своих сторонников, каждое из них имеет право на существование, поскольку исходят из таких всеобщих свойств, таких всеобщих положений, которые не могут быть проверены практикой, и не могут быть ни подтверждены, ни опровергнуты. Они принимаются как исходные на веру.

Какие же, конкретно, существуют философские системы и каков критерий их различения?

Первым и самым общим и важным критерием является то, что берется философами за первооснову мира.

Одной из проблем, волновавших уже первых философов, является проблема «Начала». Мыслящий человек непременно будет задавать себе вопросы, что есть этот мир и каков смысл его собственного существования в нем.

Первоначально у людей формировалась мифологическая картина мировоззрения. Мифология (от греч. мифос – предание, сказание; «логос» - слово, понятие, учение) – способ понимания мира, не различающий реальное и иллюзорное; древние сказания о фантастических существах, о делах богов, героев и др.

В мифическом мире человек не отделял себя от окружающей природы, напротив, он одушевлял мир, очеловечивал его. Самые древние мифы описывают происхождение космоса по аналогии с биологическим рождением. У индейцев это было брачное сочетание неба и земли. В воображении древних китайцев из бесформенного мрака родились две силы, упорядочившие мир: дух «янь» стал управлять небом, а женский «инь» - землей. Из рамок мифологического миропонимания выросли как философские, так и религиозные мировоззрения.

В философии проблема первоосновы, «начала» мира решалась тремя различными способами.

Одни философы полагали в основу мира духовное начало. Дух, идея, сознание составляют первооснову всего сущего. Эти явления идеальные. Поэтому философия, в которой за первоначало принимаются дух, сознание, идеальные явления, получила название идеалистической философии.

Идеализм, несмотря на большую разнообразность, проявляется в двух основных формах: объективный и субъективный идеализм.

Различие их заключается в следующем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: