Основной вопрос философии и ее современные типологии

Основной вопрос философии в ее истории

Существование безграничного многообразия философий наводит на мысль о поисках их единства. В истории философии такое единство видится в ее предмете – бытии (сущем), в том, что действительно обладает одним атрибутом (неотъемлемым свойством существования). Издревле философы предполагали в фундаменте бытия, его первосущности, наличие субстанции и первопричины (активного источника становления и развития бытия)[79]. Поиск первосущности бытия (его субстанции и первопричины), доставшийся философии по наследству от мифологии и религии, становится ее фундаментальной проблемой, основным вопросом философии.

Как формулировался и решался основной вопрос философии первыми философами древнего мира?

Фалес (примерно 625 – 547 до н.э., первый греческий философ, основатель милетской школы): " Начало всего есть вода. Бог - ум космоса, а Вселенная одушевлена".

Будда (примерно 556 – 476 до н.э., древнеиндийский философ, основатель философии буддизма): "Но что же породило все страждущие существа и где корни самого бытия? Что же это? Частицы? Нет. Духи? Нет. Но из них слагается все; а различаются они только в проявлениях. Бытие есть вечное волнение дхарм"[80].

Гераклит Эфесский (приблизительно 535 – 475 до н.э.): "Огонь есть основной элемент, все является видом огня, и все происходит путем разрежения и сгущения". Логос – верховный разум, мысль, всеобщий закон мира. "Мудрость заключается в одном, познавать мысль, как-то, что правит всем во всем".

Лао-цзы (примерно 579 – 499 до н.э., древнекитайский философ): "Дао – корень Неба и Земли, Дао – мать вещей. Дао лежит в основе мира". "Дао – всеединое". "Человек зависит от Земли, Земля – от Неба, Небо – от Дао, а Дао от самого себя". Лао-цзы - автор известного труда "Книга о Дао-пути и благой силе". В самом названии обозначена тема сущности (субстанции) и первопричины бытия.

Демокрит (примерно 460 – 360 до н.э., древнегреческий философ; в отечественной философии его концепция именуется материализмом и получила название "линия Демокрита"): " Существуют первопричины, бесконечные по числу, но неделимые из-за своей величины. Эти минимальные первотела – атомы". Атомы, по Демокриту, с одной стороны, субстанция, из которой построен и строится мир, с другой – первопричина, необходимый источник становления и развития всего в мире.

Платон (428 – 347 до н.э.) – первый яркий представитель объективного идеализма – направления в философии, названного "линией Платона"): "Идеи пребывают в природе как бы в виде образцов, прочие же вещи схожи с ними и суть их подобия, самая же причастность вещей идеям заключается ни в чем ином, как только в уподоблении им". Платон придает идеям статус не только субстанции, но и первопричины, демиурга – божества как созидающего начала мира.

Аристотель (384 – 322 до н.э.): "Из первых философов большинство полагало в виде материи единое начало всего: то, из чего сущее состоит, из чего, как первого, оно рождается и в чем, как последнем, оно гибнет; то, сущность чего сохраняется, а состояния изменяются; говорят, что оно есть основа и начало сущего и что поэтому ничто не рождается и не уничтожается, так как такая природа сохраняется вечно". Аристотель предлагает учение о первопричине, которая имеется во всех концепциях первых философов. Он дополнил субстанцию источником движения – богом. Основной вопрос философии ставился и решался в рамках онтологии.

Как материализму, так и идеализму мир представлялся с известной долей антропоморфизма[81]. Природный мир во всех своих проявлениях ведет себя осознанно, как это свойственно разумному человеку. Так материалист Б.Спиноза утверждал: "Материя cause sui" – причина самой себя, а следовательно, суть субстанция. Последняя обладает явными атрибутами – протяжением и мышлением. В вопросе о мышлении как атрибуте природы материалистические взгляды Спинозы пересекаются с идеализмом Гегеля, у которого мышление выступает субстанцией, а природа – атрибутом ее. Разница лишь в расстановке акцентов: у Спинозы мир разумный, а у Гегеля разум природный. Гегелевский принцип: "все разумное действительно, все действительное разумно" действительно позволяет заявить классикам марксистской философии о том, что гегелевский идеализм – это на голову поставленный материализм.

Между бытием духа и природы (материи) существует несомненное единство, которое в материализме представляется по аналогии с телом и душой, а в идеализме – более изощренно. Дух здесь выступает поистине единственным внутренним, самоорганизующим, творческим началом природы. Как тонко замечает Н.Ф.Федоров: "Природа в нас начинает не только сознавать себя, но и управлять собою". Удивительное в этом философском утверждении заключается в том, что с ним может согласиться как идеалист, так и материалист. Между материализмом и идеализмом все же могут быть точки соприкосновения.

Диалектико-материалистическая постановка и решение

основного вопроса философии

Для материализма гипотеза о разумности субстанции-материи необходима, чтобы объяснить происхождение и существование сознания. Идеализм вводит гипотезу о субстанциальности разума, чтобы объяснить возникновение, функционирование и развитие самого мира материи. В обоих случаях: разум как субстанция и разум как первопричина так или иначе имеют самое непосредственное отношение к сознанию человека. Это позволило Ф.Энгельсу (1820 – 1895), соавтору создания марксизма и философии диалектического материализма, сформулировать основной вопрос философии более полно, учитывая как онтологическую, так и гносеологическую стороны его. "Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии есть вопрос об отношении мышления к бытию". "Философы разделились на два больших лагеря… Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, … составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма"[82]. Это онтологическая сторона основного вопроса философии, где речь идет о сущности бытия, его субстанции (что есть истинно сущее?).

Энгельсовская формулировка основного вопроса философии позволяет выявить не только онтологическую, но и гносеологическую и аксиологическую стороны его. Онтологическая сторона основного вопроса философии вопрошает: что составляет сущность бытия (его основу или субстанцию) – материя или сознание? Ответы на этот вопрос (как свидетельствует история философии и современные ее онтологические исследования) – далеки от единодушия и однозначности. Материализм с позиций онтологии считает материю, природу основой бытия, а сознание – ее продуктом (результатом эволюции материи). Идеализм в онтологии, наоборот, основой бытия полагает духовность. Материю же рассматривает как продукт и результат функционирования духа (или сознания). Материализм и идеализм являются монистическими (гр. monos один) философиями. Монизм исходит из одного начала, из единой субстанции бытия – материи или духа.

Возможны и иные онтологические решения основного вопроса философии. Например, еще Р.Декарт (1596 – 1650) признавал автономное существование двух субстанций: substantia cogitas (субстанция мыслящая) и substantia extensa (субстанция бытия – материя). Такое решение основного вопроса философии называют дуализмом (лат. duo – два). Помимо этого Декарт постулирует третью субстанцию – Бога, который выступает первопричиной функционирования первых двух. Допустимо и такое решение онтологической стороны основного вопроса философии, при которой постулируется множество субстанциональных сущностей мира (бытия). Такая концепция называется онтологическим плюрализмом (от лат. pluralis – множественный)[83], противоположная монизму в онтологии. Примером плюрализма может служить онтология философии Г.В.Лейбница (1646 – 1716, немецкий философ и ученый). Лейбниц в учении о монадах (гр. monados – единица, неделимое; "Монадология", 1714) предположил, что не единое является субстанцией мира, а многое. Монады – это неделимые, неповторимые (уникальные) духовные субстанции реального многообразного мира. Активность, движение, изменение и развитие монад – первопричины физического, материального мира.

Тенденции к плюрализму в онтологии характерны для некоторых идеалистических течений ХХ века: персонализма, исходящего из идеи уникальности личности, прагматизма, экзистенциализма, критической онтологии Н.Гартмана (1882 – 1950). Теоретической предпосылкой онтологического плюрализма сегодня является гносеологический релятивизм (относительная истинность всех философских и научных знаний). Следует признать, что идея онтологического плюрализма может быть обоснована и в материализме. Таким образом, монизм и плюрализм в онтологии являются обычной антиномией бытия (и в идеализме, и в материализме). Множественность бытия является столь же реальным, сколь реально его единство.

Материализм, идеализм, дуализм и онтологический плюрализм концептуально многообразны и могут быть представлены в различных формах, существовавших ранее или существующих сегодня (рис. 5).

 
 


Рис. 5. Основные направления философии и их формы

Наиболее известными формами материализма являются: вульгарный материализм [84], естественнонаучный [85] и диалектический [86].Идеализм явно представлен объективным идеализмом [87], субъективным [88]и диалектическим [89]. Дуализм обычно "склоняется" к материализму или идеализму, т.е. имеет форму материалистического и идеалистического дуализма [90]. Онтологический плюрализм имеет ту же формальную направленность на материализм и идеализм и представлен как идеалистический и материалистический плюрализм[91]. Это вовсе не означает того, что не могут существовать иные, не названные здесь формы материализма, идеализма, дуализма и плюрализма.

Вторая сторона основного вопроса философии, гносеологическая, раскрывает познавательное отношение материи и сознания: как относятся наши знания о мире к самому этому миру? Познаваем ли мир в принципе? Материализм, положительно отвечающий на последний вопрос, в своей гносеологии исходит из того, что знания суть отражение материи. Процесс познания, таким образом, ничем не ограничен (за исключением содержания и уровня развития общественного сознания). Принципиально познаваемым считает мир, материю, объективный идеализм, (например, гегелевская философия, неогегельянство, неотомизм и др.). Гносеологические концепции, признающие принципиальную познаваемость объективного мира, назовем – гностицизм [92].

Негативное решение гносеологической стороны основного вопроса философии предлагает субъективный идеализм, принципиально не признающий познаваемость объективного мира (кстати сказать, некоторые субъективные идеалисты не признают познаваемость объективного мира, потому что они вообще отрицают его существование. Нельзя познать то, что не существует). И.Кант (1724 – 1804), признавший объективный мир (мир "вещей в себе", по терминологии Канта), отказывал сознанию человека в возможности его познания. Такая концепция в гносеологии традиционно называется агностицизмом.

Наиболее распространенным решением гносеологической стороны основного вопроса философии в современной западной философииявляется скептицизм. Часть неопозитивистов и постпозитивистов придерживается гносеологической позиции, которая была предметом обоснования еще софистов[93] и скептиков[94]. Речь идет об обоснованности сомнений в возможностях истинного познания мира, о признании гносеологии и релятивизма (абсолютной относительности истинности наших знаний). Современный позитивизм (нео- и постпозитивизм) в известной мере использует гносеологию субъективного идеализма с элементами материализма ("средняя линия" между материализмом и идеализмом). Крайним выражением современного скептицизма являются пробабилизм [95] и фаллибилизм [96].

Третья, аксиологическая сторона основного вопроса философии выражается в ценностном отношении сознания (субъекта философствования) к бытию и его познанию. Ценности бытия и познания (и их отношения друг другу) – это результат личностной, социально-групповой (классовой), социальной их оценки в плане истинности, моральности, красоты, пользы, социальной значимости и т.п. Решение ОВФ в известной мере зависит от оценки философским субъектом бытия и знания о нем.

Сегодня (как и сто лет тому назад) материализм и идеализм не только в обыденном сознании, но и в научной среде зачастую понимается совершенно неверно. Материализму приписывают такие признаки, которые превращают его в идеологическое пугало современной философской культуры. С другой стороны, нельзя откреститься от реальных заслуг философии идеализма, например, позитивизма, который правомерно указывает на реальные трудности, как материализма, так и идеализма. Зачастую каждая философия лишь абсолютизирует отдельные стороны бытия или познания, дело заключается в необходимости учитывать их взаимосвязь.

Основной вопрос философии в представленном истолковании выступает удобным средством объединения всего многообразия философий и надежным основанием их классификации (рис. 5). Все многообразие философий можно свести к трем направлениям: материализму, идеализму и эклектизму[97], занимающему промежуточное положение между ними. Дуализм и плюрализм могут склоняться как к материалистической и идеалистической версии философии, так и к эклектизму. Эклектические, дуалистические и онтологически плюралистические философии основаны на стремлении преодолеть односторонность материализма и идеализма.

Очевидно, что далеко не все философии можно отнести к названным направлениям, поэтому классификация по основному вопросу философии представляет собой не более чем схему. Однако под нее можно подвести все современные философии: неопозитивизм (постпозитивизм), прагматизм, феноменологию, структурализм, герменевтику, неотомизм и другие.

Положение учебной программы об исторических типах философии не исчерпывается названной типологией, в которой констатируется скорее логика взаимодействия направлений философии, чем история развития философии в целом. Материализм, идеализм, эклектизм, дуализм и онтологический плюрализм являются, в известной мере, общими для всех исторических эпох типами философий, которые можно обнаружить в анализе реального и исторического многообразия философских систем, течений, школ. Сама множественность философий является внутренним источником философского творчества, импульсом прогресса философской культуры.

Итоги и выводы

1. В истории философии основной вопрос философии изначально выступал как вопрос о первосущности мира, т.е. о ее субстанции и первопричине. История философии – суть история различных попыток решения основного вопроса философии в рамках единства и различия субстанции и первопричины, материи и духа (сознания).

2. Выявлены три стороны постановки и решения основного вопроса философии – реальной основы многопланового изучения отношений бытия и сознания: онтологическая, гносеологическая, аксиологическая.

3. Онтологическая сторона основного вопроса философии исследует проблему субстанциального единства мира в различных философских направлениях: материализме, идеализме, эклектизме, дуализме, плюрализме. Отметим логико-методологическую обоснованность дуализма и плюрализма. Если монистические концепции (материализм и идеализм) многообразие мира сводят к субстанциональному единству, то онтолого-плюралистические философии вполне обоснованно видят субстанциональное многообразие в несводимых к единству сущностей целостного мира.

4. Гносеологическая сторона основного вопроса философии раскрывает сущность познавательного отношения материи и сознания, где главный вопрос о принципиальной познаваемости мира решается основными направлениями неоднозначно. Мы выделили лишь три основных варианта решения:

– гностицизм – гносеологическая позиция принципиальной познаваемости мира;

– агностицизм – гносеологическая концепция, отрицающая принципиальную возможность познания объективного мира;

– скептицизм – гносеологическая точка зрения, не отрицающая в принципе познаваемость мира, но ограничивающая его познание рамками абсолютного релятивизма (пробабилизм, фаллибилизм).

5. Аксиологическая сторона основного вопроса философии раскрывает ценностное отношение бытия и сознания. В реальном философском познании решение основного вопроса философии определяется не только онтологической, гносеологической, но и аксиологической позицией субъекта философии. На решении основного вопроса философии сказывается философская культура (совокупность устойчивых философских ценностей общества), ценностный мир философствующего субъекта, его социально-групповые и личностные ценностные предпочтения, его идеология.

6. Разнообразные виды материализма и идеализма явно указывают на реальные трудности в решении основного вопроса философии. Каждое из направлений обычно абсолютизирует (преувеличивает) те или иные аспекты бытия, познания, социальной оценки.

7. Идеализм весьма часто рассматривается материалистически мыслящими философами как аномалия мышления, как явный нонсенс (бессмыслица, нелепость, чепуха), лишенная каких-либо реальных теоретических оснований. Объективный идеализм, к примеру, совершает "перенос" многих функций творческого мышления человека в объективный мир, наделяя их субстанциальностью и первопричинностью бытия. Но ведь и на самом деле объективному бытию свойственна способность самоорганизации, саморазвития и самосовершенствование, что и приписывается объективным идеализмом онтологизированному духу. Онтологизация функций сознания является теоретическим основанием (гносеологическими корнями) объективного идеализма.

Субъективный идеализм онтологизирует индивидуальное сознание философствующего субъекта, полагая его единственным реальным субстанциальным бытием. Говорить о существовании объективного мира вне субъективного мира личности для субъективного идеализма, значит удваивать мир: первый мир – объективный, а второй – тот, который существует в сознании субъекта[98]. Поэтому сознание индивидуального субъекта и его содержание (субъективный образ мира) называются единственной реальностью бытия, его субстанцией.

Гносеологическими корнями (основаниями) идеализма являются преувеличение (абсолютизация) роли сознания субъекта в онтологии идеализма. "Таким образом, субъективизм – основной гносеологический источник идеализма не только субъективного, но и объективного"[99]. Объективный идеализм абсолютизирует независимость рационального и теоретического мышления, общего, единого и целого, от чувственного и эмпирического познания, от единичного, отдельного, уникального. Субъективный идеализм, напротив, абсолютизирует чувственное и эмпирическое, единичное, отдельное и уникальное в отношении рационального и теоретического, общего, единого и целого в познании. В идеализме открывается лишь часть, а не вся истина.

"Идеализм не вечен, – убеждает Т.И.Ойзерман, – этот специфический тип систематических заблуждений станет таким же историческим прошлым, как религиозное "освоение" мира"[100]. Можно было бы только разделить убежденность маститого философа, если бы только не массированное возрождение элементов идеализма в нашей насквозь материалистической отечественной философии. Мир сущего и пути его познания безмерно сложны, чтобы можно было рассчитывать на его однозначное философское постижение.

8. В плюралистическом мире философий идея одного основного вопроса философии оказывается далека от единодушного признания. Основных вопросов столько, сколько философий. Мы выделяем и формируем основной вопрос философии таким образом постольку, поскольку осознаем, что исходными принципами любой системной философии являются фундаментальные принципы бытия и познания, выводимые из однозначного решения основного вопроса философии. "История философии, по сути своей, вовсе не была историей борьбы материализма против идеализма…"[101]. Но это верно лишь отчасти. Материализм и идеализм антагонистичны в самом основании, а борьба – форма их существования. Категоричность цитируемого утверждения не подтверждается ни историей философии, ни современным ее состоянием. Тотальность противоборства – характерная черта всей философии и не только материализма и идеализма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: