Он используется в сфере правовых отношений, служебных, производственных
Этот стиль служит для оформления документов: законов, приказов, постановлений, характеристик, протоколов, расписок, справок, заявлений, актов, инструкций, резолюций, докладных, рапортов, объявлений, деловых бумаг.
Профессиональная деятельность младшего и среднего медицинского работника предполагает заполнение большого количества разного рода документов. Документы – это жанры официально-делового стиля речи. Чтобы работа по заполнению документов не вызывала особых затруднений, необходимо познакомиться с социально-содержательными особенностями и речевыми чертами официально-делового стиля речи, а также с характеристиками жанров письменной деловой речи и принципами оформления медицинской документации.
I. Основные черты официально-делового стиля речи:
а) точность, не допускающая иного толкования.
б) стандартизованность, стереотипность построения текста.
в) предписывающий характер деловых документов.
Точность формулировок для законодательных текстов проявляется прежде всего в употреблении специальной терминологии, в однозначности нетерминологической лексики. Типичная особенность деловой речи – ограниченные возможности синонимической замены, повторяемость одних и тех же слов, преимущественно терминов.
Стандартизованность этого стиля речи характеризуется обилием устойчивых оборотов деловой речи: по истечении срока, вступить в законную силу, в установленном порядке, обжалованию не подлежит и т.д.
Предписывающий характер деловых документов побуждает к использованию неопределенной формы глагола, иногда цепочек глаголов –взаимосвязанных инфинитивов. Для усиления категоричности используются стилистически окрашенные наречные слова: Необходимо решительно устранять, обязан беспрекословно выполнять.
Например: Предприниматель обязан: выполнять обязательства, вытекающие из законодательства, заключать … трудовые договоры…полностью рассчитываться со всеми работниками… осуществлять социальное…и иные виды страхования… выполнять решения…(Закон РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности»)
II. Общие признаки официально-делового стиля речи:
1.В лексике: широкое употребление стандартных оборотов речи, специальной терминологии, устойчивых словосочетаний неэмоционального характера; слова нейтральные, книжные, с обобщенным и отвлеченным значением (заседание, постановление и пр.), канцеляризмы (заслушать, надлежащий, непринятие и др.).
2.В морфологии: употребление глаголов несовершенного вида (в уставах, кодексах, законах); совершенного вида (в более конкретных документах – протоколах собраний, распоряжениях, актах); кратких прилагательных; большого количества предлогов и союзов (в соответствии, в связи, согласно, в силу того что, ввиду того что); существительных мужского рода для обозначения лиц женского пола по их профессии (лаборант Петрова, студент Иванова); использование отглагольных существительных (ведение, построение), активное использование страдательных конструкций (представляется возможность, комиссией было обнаружено).
3.В синтаксисе: осложненные простые предложения (обособленные обороты, однородные члены), повествовательный характер изложения, использование односоставных безличных предложений (В целях… необходимо выделить…), конструкции с последовательным подчинением однотипных падежных форм (Назначение заместителя начальника цеха термообработки металла т. Николаева на должность главного инженера завода поддержано всем коллективом предприятия), использование номинативных предложений с перечислениями, прямой порядок слов, наличие стандарта, обязательность формы.
4.В словообразовании: отсутствие слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, использование слов с абстрактными книжными суффиксами –ение, -ство, -ист, -изм, -ировать.
5.Во фразеологии: стандартные выражения, клише (в соответствии с решением, в целях улучшения, адрес местожительства и др.), фразеологизмы, связанные с выражением оценки, но лишенные экспрессивности (оставляет желать лучшего, узкое место, общее место, называть вещи своими именами, находиться на уровне чего-либо и т.д.).
Все документы в официально-деловом стиле речи лишены эмоциональности, экспрессивности, поэтому в них мы не найдем изобразительных средств языка.
III. Жанры официально-делового стиля речи – это разного рода документы, которые подразделяются на личные и служебные. К документам личного характера относятся: автобиография, заявление, расписка, доверенность.
Общие требования, предъявляемые к деловому письму, а именно: точность, краткость, ясность излагаемого содержания юридическая обоснованность, единая внешняя форма, общепринятое, стандартное расположение частей текста или реквизитов. Реквизиты - обязательные составные части делового письма или документа.
Заявление – это письменное обращение частного лица в государственное учреждение по вопросу личного характера.
Доверенность – это документ, подтверждающий право уполномоченного лица совершать действия, указанные в доверенности.
Расписка – это письменное подтверждение лица, получившего ценности (товары, деньги, документы и т.д.). Если ценность взята на время, то указывается срок возврата.
Составные части документа (заявления, расписки, доверенности и т.д.):
1) кому (название учреждения или должностного лица с указанием Ф.И.О.)
2) от кого (Ф.И.О. в родительном падеже, а также должность),
3) заголовок (заявление, доверенность, заявка, объяснительная записка, докладная или служебная записка и т.д.)
4) текст документа (просьба, объяснение, сообщение).
5) дата (слева) и подпись (справа)
6) адрес (дается или сверху после фамилии перед заголовком, или после указания числа внизу).
Иногда в документе подробно излагается просьба, её причина, указывается перечень прилагаемых документов (их названия, когда и зачем выданы).
Прилагаться могут справки, документ об образовании, автобиография и т.д.
План автобиографии
После заголовка автобиография в виде связного текста пишутся следующие данные:
- фамилия, имя, отчество (Я, Иванов Иван Иванович), дата и место рождения
- родители (их полное имя и отчество, чем занимаются)
- образование
- начало трудовой деятельности (место работы, должность, последующие перемещения)
- указать (если имеются) поощрения, награждения.
- дата (слева) и подпись (справа).