Тема 1. Поведение потребителя
План
1. Спрос, полезность и поведение потребителя.
2. Количественная теория полезности (кардиналистская).
3. Порядковая теория полезности (ординалистская).
Спрос, полезность и поведение потребителя
Экономическая теория имеет типичную структуру, которую можно описать в терминах утверждений: а) о целях; б) ограниченностях; в) вариантах выбора. Теория потребительского поведения соответствует этой модели.
Цели:
Потребление товаров и услуг является источником удовольствия и удовлетворения. Экономисты используют термин «полезность» для обозначения того удовлетворения или удовольствия, которое получают потребители от тех или иных товаров и услуг.
Полезность блага -способность экономического блага удовлетворять одну или несколько потребностей человека.
Ограничения
Они связаны:
1. С уровнем дохода человека;
2. С его психологией;
3. С тем, как его доход распадается на потребление и сбережения;
4. С наличием дефицита в экономике;
|
|
5. С предпочтениями других потребителей в условиях ограниченного количества товаров.
Варианты выбора
Будут рассмотрены в количественной и порядковой теориях.
Количественная теория полезности
Основы этой теории были заложены представителями австрийской школы. Представители этой школы вывели следующую закономерность: последовательное потребление количества какого-либо блага обладает убывающей полезностью для потребителя. Представители этой школы различали: Общую полезность (TU)- удовлетворение, которое получает потребитель отпотребления определенного количества блага. Эта зависимость выражается функцией полезности TU=f(Q).
Предельная полезность (MU): прирост общей полезности, при увеличении объема потребления данного товара на одну единицу. MU= δ(TU)
δ(Q)
Зависимость между общей и предельной полезностью
Когда функция TU достигает максимума, то одновременно MU становиться нулевой.
TU
TU
Q
MU
MU
Q
В обычной жизни каждый потребитель стремиться повысить общую полезность.
Принцип максимизации общей полезности
Каждый потребитель, приобретая какой-либо набор благ должен распределить свой доход так, чтобы полезность единицы дохода, израсходованной на тот или иной товар, была одинаковой. Экономисты это называют равновесием потребителя.
Условия равновесия потребителя выражается формулой: MUx = MUy =…=MUn =λ
Px Py Pn
MUn =λ; MUn=Pnλ
Pn
MUx;y;n - предельные полезности товаров x;y;n.
Px;y;n – цена единицы товара x;y;n.
λ – предельная полезность денег.
MUn =λ;
Pn - предельная полезность блага равна предельным затратам потребителя.
|
|
Принцип равной полезности означает, что потребитель, максимизирующий полезность, покупает товары таким образом, что их предельные полезности в расчете на одну единицу равны.
Вывод: Таким образом, в кардиналистской теории равновесие потребителя достигается при равенстве взвешенных предельных полезностей.