Тема 6. Олигополия

Олигополия – такая структура рынка, при которой несколько независимых фирм (от 3х до 7) удовлетворяют спрос множества потребителей. Кривая спроса в этом случае более эластична, чем в условиях чистой монополии, но менее эластична чем в условиях монополистической конкуренции.

Основные признаки:

1. Немногочисленность фирм. Высокая концентрация рынка. Причины концентрации: а) эффект масштаба, б) входные барьеры, дороговизна и стоимость получения лицензии, в) большие расходы на рекламу, г) контроль или собственность на невоспроизводимые ресурсы, д) эффект слияния.

2. По типу продукции различают: а) чистую олигополию – структура, которая производит однородный продукт (цемент, медь, алюминий и т.д.), б) дифференцированная олигополия - производит разнообразную продукцию, как правило, одного функционального назначения (автомобильная промышленность, покрышки, моющие средства, сигареты).

Модели олигополии:

1. Не основанная на тайном сговоре олигополия, в этом случае цены, как правило, не гибкие и если совокупная прибыль устраивает монополистов они предпочитают не делать резких изменений цен.

2. Основанная на тайном сговоре. В этом случае фирмы действуют в условиях, аналогичных чистой монополии. Препятствия для тайного сговора: антимонопольное законодательство, различие в издержках, число фирм в отрасли, мошенничество, спад в экономике, возможность вхождения в отрасль новых фирм.

3. Лидерство в ценах. Как правило такую стратегию используют крупные корпорации, имеющие эффект масштаба и за счет этого более низкую цену.

4. Ценообразование по принципу «Издержки + накидка». Фирма к своим издержкам прибавляет приемлемую для себя норму прибыли.

Тема 7. Монопсония

В условиях такой структуры на рынке существуют один потребитель и множество производителей. Т.е. это структура, обратная чистой монополии. Потребитель может диктовать цену и манипулировать потреблением товара.

Примеры монопсонии:

1) небольшие города вокруг одного градообразующего предприятия, в роли монопсониста выступает работодатель этого предприятия;

2) одна закупочная организация;

3) закупки государства;

4) один банк в небольшом городе.

В противовес монопсонии на рынке могут образоваться компенсирующие структуры: профсоюзы, союзы предпринимателей. Противостоять монопсонии может создание конкурентной среды в области оптовых закупок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: