План лекции
1. Конкуренция и модели рынка.
2. Совершенная конкуренция и предложение в краткосрочном периоде.
3. Долгосрочное равновесие фирмы в условиях конкуренции.
Конкуренция и модели рынка.
В настоящее время получило распространение следующая точка зрения на конкуренцию:
она существует тогда, когда ни один из производителей не обладает монопольной способностью установления цены и количества товаров на рынке.
В зависимости от степени понижения конкурентности рынка различают следующие модели рынка.
1. Совершенная конкуренция (чистая).
2. Монополистическая конкуренция.
3. Олигополия.
4. Чистая монополия.
5. Монопсония.
Они различаются: количеством и размером фирм; характеристиками продукта; свободой входа и выхода; доступностью информации о ценах, конкурентах и т.д.
Условия существования совершенной конкуренции
1. Множество мелких фирм, предлагающих на рынок однородный продукт.
2. Доля каждой фирмы на рынке в общем объеме рыночного предложения настолько мала, что любое ее решение о повышении или снижении цены не окажет влияния на цену рыночного равновесия.
3. Вход и выход с рынка абсолютно свободный (вход означает возможность легко зарегистрировать свой бизнес, выход с рынка означает действие закона о банкротстве).
4. Ресурсы мобильны.
5. Каждый продавец и покупатель владеет полной и правдивой информацией о цене, конкурентах, затратах и спросе на рынке.
При анализе рыночных структур будем исходить из того, что целью любой фирмы является максимизация прибыли.
Спрос на продукт фирмы
Т.к. все фирмы имеют небольшие размеры и выпускают примерно одинаковую продукцию, они не могут:
1. Диктовать цены.
2. Не имеют способности регулировать цены.
3. Должны приспособиться к рыночной цене (такую фирму называют прайс – тейкером). Фирма может приспособиться к той цене, которая сложилась на рынке.
Поэтому кривая спроса на продукцию отдельной фирмы будет носить совершенно эластичный характер.
P
D
Q