Сравнение, как один из научных способов познания, используется в АХД (анализ хозяйственной деятельности) наиболее широко. Сущность его состоит в сопоставлении однородных объектов для нахождения черт сходства либо различий между ними. С помощью сравнения выявляется общее и особенное в экономических явлениях, устанавливаются изменения в уровне исследуемых объектов, изучаются тенденции и закономерности их развития.
Важное условие, которое нужно соблюдать при анализе – необходимость сопоставимости показателей, поскольку сравнивать можно только качественно однородные величины, при этом необходимо учитывать:
1. Единство объемных, стоимостных, качественных и структурных факторов.
2. Единство промежутков или моментов времени, за которые в нем исчислены сравниваемые показатели.
3. Сопоставимость исходных условий производства (технических, природных, климатических).
4. Единство методики исчисления показателей и их состава.
В анализе применяются следующие типы сравнений.
|
|
1. Сопоставление фактических показателей с плановыми. Сравнение необходимо для оценки степени выполнения плана, определения неиспользованных резервов предприятия.
2. Сравнение фактически достигнутых результатов с данными прошлых периодов. Сравнивают результаты сегодняшнего дня с результатами вчерашними, текущего месяца, квартала, года с прошедшими временными прмежутками. Это дает возможность оценить темпы изменения изучаемых показателей и определить тенденции и закономерности развития экономических процессов.
3. Сравнение фактических норм расхода с утверждёнными нормами расхода ресурсов (материалов, сырья, топлива, энергии, воды и т.д.). Такое сравнение, широко используемое в практике аналитической работы; необходимо для выявления экономии или перерасхода ресурсов на производство продукции, для оценки эффективности их использования в процессе производства и определения утерянных возможностей увеличения выпуска продукции и снижения себестоимости.
4. Сравнение с лучшими результатами, т.е. с лучшими образцами труда, передовым опытом, новыми достижениями науки и техники. Внутри предприятия проводится сравнение среднего уровня показателей, достигнутых коллективом в целом, с показателями передовых участков, бригад, рабочих, Это позволяет выявить передовой опыт и новые возможности предприятия.
Большое значение имеет межхозяйственный сравнительный анализ, в процессе которого показатели анализируемого предприятия сопоставляются с показателями ведущих предприятий, имеющих лучшие результаты при одинаковых исходных условиях хозяйствования. Такой анализ направлен на поиск новых возможностей производства, изучение передового опыта и является важным средством определения резервов повышения эффективности работы предприятия. Особенно большое значение имеет сопоставление результатов деятельности анализируемого предприятия с данными предприятий конкурентов.
|
|
5. Сравнение показателей исследуемого предприятия со среднеотраслевыми данными или средними по министерству, объединению, концерну и др. Такое сравнение требуется для определения рейтинга анализируемого предприятия среди других субъектов хозяйствования данной отрасли, более полной и объективной оценки уровня развития предприятия, изучения общих и специфических факторов, определяющих результаты его хозяйственной деятельности.
6. Сравнение параллельных и динамических рядов. Оно используется в АХД для определения и обоснования формы и направления связи между разными показателями. С этой целью числа, характеризующие один из показателей, необходимо расположить в возрастающем или убывающем порядке и посмотреть, как в связи с этим изменяются другие исследуемые показатели: возрастают они или убывают и в какой степени.
7. Сравнение разных вариантов решения экономических задач. Это позволяет выбрать наиболее оптимальный из них и тем самым полнее использовать возможности предприятия. Особенно широко оно используется в предварительном анализе при обосновании планов и управленческих решений.
8. При расчете влияния факторов на результирующий показатель и определении величины резервов широко используется также сопоставление результатов деятельности до и после изменения какого-либо фактора или производственной ситуации.
Задача 1.1. Требуется дать характеристику трудоемкости установки железобетонных колонн по следующим данным: трудоемкость установки 1 шт. конструкции составляет, чел.-ч: плановая - 5,7; отчетная - 5,6; нормативная - 6; среднеотраслевая – 5,4, за прошлый период – 5,9.
Решение.
Для расчета используем следующие формулы
(1.1),
(1.2),
где и - снижение или рост показателя, и - значение, анализируемого показателя
Произведем сравнение показателей:
1. Снижение плановой трудоемкости по сравнению с нормативной:
5,7 - 6 = - 0,3 чел.-ч,
-0,3/5,7*100%= -5,26%.
2. Снижение отчетной трудоемкости по сравнению с нормативной:
5,6-6 = -0,4 чел.-ч,
-0,4/5,6*100% = -7,14%.
3. Снижение отчетной трудоемкости по сравнению с плановой:
5,6-5,7 = -0,1 чел.-ч,
-0,1/5,6*100% = -1,8%.
4. Сравнение отчетных данных с данными организаций-аналогов:
5,6-5,4 = 0,2 чел.-ч,
0,2/5,6*100%=3,57%.
5. Сравнение отчетной трудоемкости с данными прошлого периода:
5,9-5,6 = 0,3 чел.-ч.
0,3/5,6=5,35%.
Как видно из расчетов, отчетная трудоемкость выполняемых работ снижена по сравнению с плановой на 1,8 %, а по сравнению с нормативной на 7,14 %, однако в организациях-аналогах трудоемкость ниже на 3,57 %. Такое сравнение позволяет сделать вывод, что строительная организация имеет резервы дальнейшего снижения трудоемкости работ. При этом стоит отметить, что в отчетном периоде трудоемкость меньше на 5,35% по сревнению с прошлым периодом. Следовательно предприятие повысило эффективность своей работы.