Тема 5. Обоснование управленческих решений с помощью

Маржинального анализа. Определение и анализ факторов изменения

Безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия

5.1. Цель занятия

Освоение методики расчета и анализа точки безубыточности, зоны безопасности предприятия для принятия управленческих решений в обосновании затрат на производство.

Теоретические сведения

Количество продаж: (или объем реализации), которое обеспечивает предприятию состояние безубыточности, называется "критической точкой" или "точкой безубыточности".

Маржинальный анализ (анализ безубыточности) базируется на основе методики CVP-анализа., т.е.изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом реализации продукции и прибылью - и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других. Эта методика основана на делении затрат в зависимости от изменения объема деятельности предприятия на переменные и постоянные и использовании категории маржинального дохода.

Информация, необходимая для принятия решений, выявляется в процессе анализа соотношений затрат (сost - англ.), объема (volume – англ.) товаров и прибыли (profit – англ.). Анализ затрат, объема и прибыли (или CVP-анализ) – это методика менеджмента, основанная на анализе следующих факторов:

· переменных затрат на единицу продукции;

· суммарных постоянных затрат;

· уровня производства (объема товаров, работ или услуг);

· цены продаваемых товаров;

· номенклатуры продаваемых товаров.

CVP-анализ дает возможность определить такой объем продаж, при котором суммарные затраты равны выручке от продаж, а предприятие не получает прибыли, но и не имеет убытка. Такая ситуация называется безубыточностью.

Существуют 3 основных метода определения точки безубыточности:

1 метод уравнения,

2 метод маржинального дохода,

3 графический метод.

Одним из важных направлений принятия управленческих решений является обоснование производственной мощности предприятия и определение прибыли и рентабельности при заданном объеме выпуска продукции. С этой целью рассчитывают:

- безубыточный объем продукции, при котором обеспечивается полное возмещение постоянных издержек предприятия;

- объем продаж, который гарантирует предприятию необходимую сумму прибыли;

- зону безопасности предприятия (запас финансовой устойчивости).

Размер точки безубыточности может определяется как в натуральном, так и в стоимостном выражении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: