Маржинального анализа. Определение и анализ факторов изменения
Безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия
5.1. Цель занятия
Освоение методики расчета и анализа точки безубыточности, зоны безопасности предприятия для принятия управленческих решений в обосновании затрат на производство.
Теоретические сведения
Количество продаж: (или объем реализации), которое обеспечивает предприятию состояние безубыточности, называется "критической точкой" или "точкой безубыточности".
Маржинальный анализ (анализ безубыточности) базируется на основе методики CVP-анализа., т.е.изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом реализации продукции и прибылью - и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других. Эта методика основана на делении затрат в зависимости от изменения объема деятельности предприятия на переменные и постоянные и использовании категории маржинального дохода.
|
|
Информация, необходимая для принятия решений, выявляется в процессе анализа соотношений затрат (сost - англ.), объема (volume – англ.) товаров и прибыли (profit – англ.). Анализ затрат, объема и прибыли (или CVP-анализ) – это методика менеджмента, основанная на анализе следующих факторов:
· переменных затрат на единицу продукции;
· суммарных постоянных затрат;
· уровня производства (объема товаров, работ или услуг);
· цены продаваемых товаров;
· номенклатуры продаваемых товаров.
CVP-анализ дает возможность определить такой объем продаж, при котором суммарные затраты равны выручке от продаж, а предприятие не получает прибыли, но и не имеет убытка. Такая ситуация называется безубыточностью.
Существуют 3 основных метода определения точки безубыточности:
1 метод уравнения,
2 метод маржинального дохода,
3 графический метод.
Одним из важных направлений принятия управленческих решений является обоснование производственной мощности предприятия и определение прибыли и рентабельности при заданном объеме выпуска продукции. С этой целью рассчитывают:
- безубыточный объем продукции, при котором обеспечивается полное возмещение постоянных издержек предприятия;
- объем продаж, который гарантирует предприятию необходимую сумму прибыли;
- зону безопасности предприятия (запас финансовой устойчивости).
Размер точки безубыточности может определяется как в натуральном, так и в стоимостном выражении.