Статья 137 НК РФ предоставляет каждому N-оплательщику или N-овому агенту право обжаловать акты N-овых органов ненормат-ого хар-ра, действия или бездействие их должн-ых лиц, если, по мнению N-оплательщика или N-ового агента такие акты, действия или бездействие нарушают их права.
В завис-ти от различий в материальных нормах и процессуа-ом порядке нормат-ыми правовыми актами РФ предусмотрены след. способы защиты прав N-оплательщиков: президентский; админ-ый; суд-ый; самозащита прав.
Президенту РФ м.б. обжалованы любые действия (бездействие) контролирующих органов в fi-овой сфере, в частности реш-я Фед-ой службы по fi-овым рынкам.
Админ-ый способ предполагает обращение за защитой и восстановлением нарушенного права к вышестоящему органу власти (по отнош-ю к органу, принявшему реш-е или выполнившему действие). Вместе с тем админ-ый порядок не отрицает возмж-ти обращения в последствии за защитой в суд, либо предоставляется альтернативный порядок защиты прав S-ов N-овых правоотн-ий.
Наряду с админ-ым применяется суд-ый порядок обжалования.
|
|
Вместе с тем НК РФ устанавливает два условия, соблюдение £-ых необх-о для защиты нарушенных прав N-оплательщиков или N-овых агентов:
ненормат-ые акты N-овых органов, а также действия (бездействие) должн-ых органов этих органов должны, по мнению N-оплательщика или N-ового агента, нарушать их права;
нормат-ые правовые акты N-овых органов обжалуются в порядке, предусмотренном не НК РФ, а иным фед-ым законод-вом.
Также обжалованию подлежат реш-я вышестоящих N-овых органов, вынесенные по вопросам рассмотрения заяв-й N-оплательщиков на неправомерные действия, бездействие или акты нижестоящих N-овых инспекций.
Не подлежат обжалованию в админ-ом или суд-ом порядке акты N-овых проверок, поскольку сами по себе не содержат обяз-ных для N-оплательщиков предписаний, влекущих юр-ие последствия.
В N-овом праве админ-ый порядок обжалования не имеет хар-ра досуд-ой процедуры, поэтому подача жалобы в вышестоящий N-овый орган (вышестоящему должн-ому лицу) не исключает одновременную или последующую подачу аN-ичной жалобы в суд.
Жалоба в вышестоящий N-овый орган (вышестоящему должн-ому лицу) подается, если иное не предусмотрено настоящей статьей, в течение 3-х мес. со дня, когда N-оплательщик узнал или должен был узнать о наруш-и своих прав. К жалобе м.б. приложены обосновывающие ее док-ты.
Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же N-овый орган или тому же должн-ому лицу.
Повторная подача жалобы в вышестоящий N-овый орган или вышестоящему должн-ому лицу производится в двух месячный срок.
|
|
Вышестоящий орган или вышестоящее должн-ое лицо в месячный срок со дня получения жалобы обязаны ее рассмотреть и принять одно из сле6дующих реш-й: оставить жалобу без удовлетворения; отменить акт N-ового органа и назначить допол-ую проверку; отменить реш-е и прекратить произ-во по делу о N-овом правонаруш-и; изменить реш-е или вынести новое реш-е по суще6ству обстоятельств дела.
О любом из принятых реш-й в течении 3 дней сообщается лицу, подавшему жалобу.
Суд-ый порядок защиты прав N-оплательщиков подразумевает обращение лица в порядке искового произ-ва в надлежащий суд.
Законод-вом РФ предусмотрены след. способы суд-ой защиты прав N-оплательщиков:
признание неконституционным законод-ного акта полностью или в части Конституционным Судом РФ;
признание судом общей юрисдикции закона S-а РФ противоречащим Фед-ому закону и, следовательно, недействующим или не подлежащим применению;
признание арбит-ыми судами или судами общей юрисдикции недействительным нормат-ого либо ненормат-ого акта N-ового органа, иного гос-венного органа или органа местного самоупр-я, противоречащего закону и нарушающего право и законные интересы N-оплательщика.
48. N-овая тайна:
N-овую тайну составляют любые полученные N-овым органом, органами внутренних дел, органом гос-венного внебю/тного фонда и таможенным органом сведения о N-оплательщике, за исключением сведений:
разглашенных N-оплательщиком самост-но или с его согласия;
об идентификационном номере N-оплательщика;
о наруш-ях законод-ва о N-ах и сборах и мерах ответс-ти за эти наруш-я;
предоставляемых N-овым (таможенным) или правоохранительным органам др. гос-в в соотв-ии с м/ународными дог/рами (согл-ями), одной из сторон £-ых яв-ся РФ, о взаимном сотруд-ве м/у N-овыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам).
N-овая тайна не подлежит разглашению N-овыми органами, органами внутренних дел, органами гос-венных внебю/тных фондов и таможенными органами, их должн-ыми лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных фед-ым законом.
К разглашению N-овой тайны относится, в частности, use-ие или передача другому лицу произ-венной или коммер-ой тайны N-оплательщика, ставшей известной должн-ому лицу N-ового органа, органа внутренних дел, органа гос-венного внебю/тного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обяз-тей.
Т.о., содер-е S-ивного права лица на N-овую тайну составляют два основных правомочия: во-первых, право требования как возмж-ть управомоченного лица требовать от неопределенного круга обязанных лиц воздерживаться от наруш-я его права; во-вторых, право на защиту как возмж-ти прибегнуть в случае наруш-я его права к установленным законом мерам защиты (притязание).
Поступившие в N-овые органы, органы внутренних дел, органы гос-венных внебю/тных фондов или таможенные органы сведения, составляющие N-овую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа.
Доступ к сведениям, составляющимN-овую тайну, имеют должн-ые лица, определяемые соотв-енно фед-ым органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области N-ов и сборов, фед-ым органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел, фед-ым органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела.