Налогово-бюджетная политика государства

Налогово-бюджетная политика (фискальная) – один из важнейших методов осуществления государственной экономической политики. Она предполагает манипулирование государственными расходами и налогами в целях осуществления макроэкономической стабилизации.

Различают дискреционную и недискреционную политику государства.

Дискреционная политика – это целенаправленное принятие определенных мер для стимулирования экономики в период спада и сдерживания экономики в период бума.

Недискреционная политика (автоматическая политика, политика использования встроенных стабилизаторов) – это принятие и законодательное закрепление каких – либо мер, которые в дальнейшем действуют без специального вмешательства государства.

Различают дискреционную стимулирующую и дискреционную сдерживающую налогово-бюджетную политику государства.

Дискреционная стимулирующая налогово-бюджетная политика предполагает рост государственных расходов и снижение налоговых ставок.

Дискреционная сдерживающая налогово-бюджетная политика предполагает снижение государственных расходов и рост налоговых ставок.

Дискреционная стимулирующая налогово-бюджетная политика будет сопровождаться ростом дефицита государственного бюджета, т.е. накапливающимся превышением расходов над доходами. Она проводится в целях борьбы со спадами, с безработицей и сопровождается увеличением денежной массы или ростом процентных ставок. Графически результат дискреционной стимулирующей налогово-бюджетной политики отображает известная модель «Совокупный спрос – совокупное предложение».

На рисунке видно, что стимулирующая фискальная политика приводит к росту совокупного спроса, реальный объем производства растет от Y1 до Y2. Но эти меры возможно проводить лишь на кейнсианском отрезке кривой совокупного предложения. На вертикальном отрезке они выльются в чистую инфляцию и не дадут стимулирующего эффекта.

Хороший пример автоматической налогово-бюджетной политик – прогрессивные (и даже пропорциональные) налоги.

В случае спада доходы падают, но снижаются и налоги, а это немного стимулирует экономику к росту.

В случае подъема, «перегрева» доходы растут, но растут и налоги, а это немного сдерживает дальнейшим подъем, чреватый кризисом перепроизводства.

Итак, наклон кривой налоговых поступлений (Т) зависит от величины налоговой ставки. Для простоты считаем систему пропорциональной, т.е. налоговую ставку (t) постоянной.

Тогда: Т = Y * t.

Исходный уровень дохода – Y0

Если доход падает до уровня Y1, расходы автоматически становятся выше налоговых поступлений, образуется дефицит, а это немного стимулирует рост.

Если доход растет до уровня Y2, налоговые поступления автоматически становятся выше расходов, образуется профицит, избыток, а это немного сдерживает рост.

Поскольку большинство развитых стран – это страны с накопившимся бюджетным дефицитом, далее рассмотрим бюджетный дефицит и его связь с государственной задолженностью более детально.

Государственный долг — это сумма накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом накопленных бюджетных профицитов, или излишков. Таким образом, с понятием государственного долга тесно связан рассмотренный выше дефицит государственного бюджета.

Различают внутренний и внешний долг государства.

Внутренний долг — это то, что государство взяло взаймы для финансирования дефицита государственного бюджета внутри страны. Другими словами, внутренний государственный долг государства — это долг перед резидентами.

Внешний долг — это займы государства у граждан и организаций за рубежом. Внешний государственный долг — это долг перед нерезидентами.

Финансирование бюджетного дефицита возможно осуществлять двумя способами:

- за счет выпуска новых денег – эмиссионное покрытие бюджетного дефицита;

- за счет займов на открытом рынке.

Рефинансирование долга — это выпуск новых серий государственных ценных бумаг, выручка от которых идет на выплату процентов по предыдущим сериям. Таким образом, правительство России выстраивало «финансовую пирамиду», которая рухнула 17 августа 1998 г., когда было объявлено о замораживании выплат по внутренним долгам и 90-дневном моратории на выплату долгов коммерческими банками своим внешним кредиторам.

Когда же бюджетных средств уже не хватает, государство может объявить об отказе выплачивать проценты и погашать свои обязательства перед внутренними или внешними инвесторами, т. е. объявить суверенный дефолт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: