Налогово-бюджетная политика влияет на уровень национального дохода и, следовательно, на уровень объема производства и занятости, а также на уровень цен; она направлена против нежелательных изменений экономической конъюнктуры, связанных как с безработицей, так и с инфляцией.
Вывести экономику из состояния депрессии, согласно кейнсианскому подходу, в значительной мере могут автономные инвестиции, осуществляемые за счет государства. Вот почему налогово-бюджетная политика до 1950-х гг. — начала 1960-х гг. стояла на первом месте в ряду других инструментов государственного регулирования. Лишь позже, когда спады стали менее глубокими, а инфляция— устойчивой и хронической, кредитно-денежная политика вышла на авансцену макроэкономического регулирования.
Итак, если мы хотим выяснить суть налогово-бюджетной политики, нужно рассмотреть, что представляет собой государственный бюджет.
Государственный бюджет – это финансовый счет, в котором представлена сумма доходов и расходов государства за определенный период (обычно за год). Государственный бюджет можно рассматривать на стадии его окончательного утверждения законодательной властью как сумму ожидаемых налоговых поступлений и предполагаемых государственных расходов.
|
|
Помимо федерального государственного бюджета, в ряде стран существуют и внебюджетные фонды социальной сферы. Так, в Российской Федерации к ним относятся:
пенсионный фонд;
фонд социального страхования;
федеральный фонд занятости населения;
федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
В странах с федеративным государственным устройством (США, Россия, Германия) принято различать:
- федеральный бюджет;
- бюджет субъектов федерации;
- местные бюджеты (например, городские, муниципальные и т. п.).
В российской статистике принято рассматривать государственные финансы с использованием следующей терминологии:
• консолидированный бюджет — бюджет, складывающийся из федерального, регионального и местных бюджетов;
• расширенный бюджет (бюджет «расширенного правительства»)— федеральный бюджет в совокупности с внебюджетными фондами.
В структуре статей доходов федерального бюджета РФ входят:
1. Налог на прибыль;
2. Налог на доходы физических лиц;
3. НДС и акцизы;
4. Налог на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;
5. Прочие налоги, сборы и платежи;
6. Неналоговые доходы (доходы от продажи принадлежащего государству имущества, доходы от государственной собственности или от деятельности, а также доходы от внешнеэкономической деятельности.).
Наибольшую часть бюджетных поступлений дают, прежде всего, индивидуальный подоходный налог, налоги на социальное страхование, на прибыль корпораций и на прирост капитала. В сумме эти виды налогов в развитых странах составляют, как правило, более 50% всех налоговых поступлений.
|
|
В структуре статей расходов федерального бюджета РФ входят:
1. Государственное управление;
2. Национальная оборона;
3. Международная деятельность;
4. Судебная власть;
5. Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности;
6. Фундаментальные исследования;
7. Услуги народному хозяйству;
8. Социальные услуги;
9. Обслуживание госдолга;
10. Внешнее финансирование.
Если расходы превышают доходы, то имеет место бюджетный дефицит.
Если доходы превышают расходы, то имеет место бюджетный профицит.
Основными причинами бюджетного дефицита является:
1. возрастание роли государства в экономике и социальной политике;
2. увеличение военных расходов;
3. увеличение государственного аппарата и т.д.
Хронический характер бюджетного дефицита также связан с циклическим развитием экономики, т.к. в периоды спада резко сокращаются налоговые поступления в бюджет и увеличиваются социальные расходы.
Существует три способа покрытия бюджетного дефицита:
1. выпуск государственных ценных бумаг;
2. кредит ЦБ;
3. эмиссия денег.
Самым нежелательным способом покрытия бюджетного дефицита является эмиссия денег, следствием которой является инфляция.