Налоговые проверки как форма налогового контроля

Налоговые проверки осуществляются налоговыми органами в отношении налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов). При этом к налогоплательщикам и плательщикам сборов относятся организации, ИП, физ. лица, не относящиеся к ИП., а к налоговым агентам – организации и ИН.

Основной целью налоговых проверок является осуществление контроля за полнотой и своевременностью выполнения вышеуказанными субъектами соответствующих налоговых обязанностей (по правильному исчислению налога, полной и своевременной его уплате, по ведению налоговой отчётности и др.).

Следует отметить 2 вида налоговых проверок – камеральные и выездные.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и др. документов, представленных налогоплательщиком. Данные проверки на практике часто называют «документальными». Проверка, как правило, проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и др. необходимых документов.

Следует отметить, что при проведении данной проверки налоговый орган вправе получить дополнительную информацию путем:

§ истребования и получения объяснений налогоплательщика;

§ истребования дополнительных документов, подтверждающих правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налогов и сборов, а также правомерность применения налоговых вычетов и льгот;

§ опроса свидетелей;

§ назначения соответствующей экспертизы.

Если в процессе данной проверки выявлены ошибки или противоречия в проверяемых документах, то об этом сообщается налогоплательщику (плательщику сборов, налоговому агенту), который обязывается представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести необходимые исправления.

Если после рассмотрения представленных пояснений и документов (либо при их отсутствии) налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения, то должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки. Один из экземпляров акта (после его подписания) остается на хранении в налоговом органе, а другой вручается руководителю проверяемой организации либо ИП (или их представителям).

Результаты данной проверки (в случае несогласия) могут быть обжалованы налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) в порядке, установленном законодателем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: