Муз.-ритм. чувство, его взаимодействие с моторикой и эмоциональной сферой психики, методы развития

Проблема ритма неразрывно связана с восприятием времени в музыке, в искусстве, в жизни в целом. Музыкальный ритм в широком смысле – это упорядоченное движение звукового материала. То, как мы реагируем, воспринимаем, чувствуем ритм, будет отражаться на понимании музыкального произведения. Чувство ритма вместе со слухом составляют основу музыкального таланта. Без них невозможна музыкальная деятельность.

Муз. ритм тесно связан с эмоц. и двиг. способностями. Бюлов: «Вначале был ритм». Ритм – основополагающий элемент музыки. Формирование ритма – одна из главных задач педагогики. Ритм внушается ученику (продирижировать, пропеть). Типичные ошибки: недослушанные паузы, длинноты, ускорение при крещендо, и замедление при диминуэндо. Способы развития – просчитать произведение, определить размер, прохлопать, дирижирование, игра в ансамблях.

Темп является самой очевидной характеристикой ритма, это скорость движения музыки. Но тем мы можем определить только тогда, когда у нас есть какая-то единица времени. Такие единицы, выделенные из общего потока, акцентированные, образуют периодичность (например, сердечный пульс). Мы называем это метрической долей, акцентом. В музыке темп ориентируется на наш пульс. Средним принято считать темп, примерно равный прогулочному шагу, 60 ударов в минуту. Более частый пульс дает более быстрые темпы, и наоборот. Одним словом, метричность – это измеренность. Метр облегчает восприятие музыки, так как он упорядочивает наше восприятие. Это своего рода опора, устойчивость. На его основе возник такт, как удобный способ записи и синхронного исполнения. Итак, метр является критерием темпа. Ритм в узком смысле слова представляет собой соотношение длительностей. В метре такое соотношение тоже есть, но оно равновелико, постоянно. Ритм же изменчив, разнообразен, передает развитие, движение музыки, ее эмоциональный смысл. Важным критерием ритма является начало и конец, т.е. ритм – это всегда представляет законченную структуру.

Особые стороны ритмической организации – полиритмия и темпо рубато.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: