Сумма штрафов

При временном вывозе товаров с территории Республики Казахстан на территорию государств-членов Таможенного союза, которые в последующем будут ввезены на территорию Республики Казахстан без изменения свойств и характеристик вывезенных товаров.

В целях настоящего подпункта порядок представления уведомления о ввозе (вывозе) товаров утверждается Правительством Республики Казахстан. (П. 1 ст. 14 дополнен пп. 8) ЗРК от 26.12.2012 г. № 61-V)

2. Налогоплательщик выполняет иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом.

Статья 15. Права и обязанности налогового агента

1. Налоговый агент имеет такие же права и несет такие же обязанности, что и налогоплательщик, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. Налоговый агент также обязан:

1) правильно и своевременно исчислять налоги, удерживаемые у источника выплаты в соответствии с особенной частью настоящего Кодекса;

2) удерживать соответствующие налоги с налогоплательщика и перечислять их в бюджет в порядке и сроки, которые предусмотрены настоящим Кодексом;

3) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, а также удержанных и перечисленных в бюджет сумм налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

4) представлять в налоговый орган по месту регистрационного учета налоговую отчетность в порядке, установленном особенной частью настоящего Кодекса.

3. Налоговый агент выполняет иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом.

Статья 16. Обеспечение и защита прав налогоплательщика (налогового агента)

1. Налогоплательщику (налоговому агенту) гарантируется защита его прав и законных интересов.

2. Защита прав и законных интересов налогоплательщика (налогового агента) осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Казахстан.

Статья 17. Представительство в налоговых отношениях, регулируемых настоящим Кодексом

1. Налогоплательщик (налоговый агент) вправе участвовать в отношениях, регулируемых налоговым законодательством Республики Казахстан, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Положение настоящего пункта не применяется в случае представления налогоплательщиком, снятым с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость по решению налогового органа в соответствии с пунктом 4 статьи 571 настоящего Кодекса, налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость в период, в течение которого такой налогоплательщик не является плательщиком налога на добавленную стоимость.

2. Законным представителем налогоплательщика (налогового агента) признается лицо, уполномоченное представлять налогоплательщика (налогового агента) в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

3. Уполномоченным представителем налогоплательщика (налогового агента) признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком (налоговым агентом) представлять его интересы в отношениях с органами налоговой службы, иными участниками отношений, регулируемых налоговым законодательством Республики Казахстан.

Уполномоченный представитель налогоплательщика (налогового агента) - физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, действует на основе нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной, выданной таким налогоплательщиком (налоговым агентом) в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан, в которой указывается конкретный перечень полномочий представителя.

Уполномоченный представитель налогоплательщика (налогового агента) - юридического лица либо структурного подразделения юридического лица действует на основе учредительных документов такого налогоплательщика (налогового агента) и (или) его доверенности, выданной в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан, в которой указывается конкретный перечень полномочий представителя.

4. Личное участие налогоплательщика (налогового агента) в отношениях, регулируемых налоговым законодательством Республики Казахстан, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика (налогового агента) права на личное участие в указанных отношениях.

5. Действия (бездействие) представителя налогоплательщика (налогового агента), совершенные в связи с участием этого налогоплательщика (налогового агента) в отношениях, регулируемых налоговым законодательством Республики Казахстан, признаются действиями (бездействием) налогоплательщика (налогового агента) в рамках полномочий, предоставленных им указанному представителю на основании документов, указанных в пункте 3 настоящей статьи.

Статья 17-1. Участие в налоговых отношениях через оператора при осуществлении операций по недропользованию на основании соглашения (контракта) о разделе продукции

1. Недропользователи, осуществляющие операции по недропользованию в составе простого товарищества (консорциума) в рамках соглашения (контракта) о разделе продукции, вправе участвовать в отношениях, регулируемых налоговым законодательством Республики Казахстан, через оператора.

2. Полномочия оператора в отношениях, регулируемых налоговым законодательством Республики Казахстан, определяются в соответствии с соглашением (контрактом) о разделе продукции в части, не противоречащей настоящему Кодексу.

3. При исполнении налоговых обязательств в соответствии с подпунктом 2) пункта 3 статьи 308-1 настоящего Кодекса оператор обладает всеми правами и обязанностями, предусмотренными настоящим Кодексом для налогоплательщиков (налоговых агентов), а также к нему применяется порядок налогового администрирования, предусмотренный настоящим Кодексом для налогоплательщиков (налоговых агентов).

4. Действия (бездействие) оператора, совершенные от имени и (или) по поручению недропользователей, в связи с участием этих недропользователей в отношениях, регулируемых налоговым законодательством Республики Казахстан, признаются действиями (бездействием) таких недропользователей и оператора, выступающего от их имени и (или) по их поручению.

Глава 3. Органы налоговой службы.
Таможенные органы. Взаимодействие органов
налоговой службы с другими государственными органами

Статья 18. Задачи и структура органов налоговой службы

1. Задачами органов налоговой службы являются:

1) обеспечение полноты и своевременности поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет;

2) обеспечение полноты и своевременности исчисления, удержания и перечисления обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды (далее - обязательные пенсионные взносы), исчисления и уплаты социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования (далее - социальные отчисления);

3) участие в реализации налоговой политики Республики Казахстан;

4) обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности Республики Казахстан;

5) обеспечение соблюдения налогового законодательства Республики Казахстан.

2. Органы налоговой службы состоят из уполномоченного органа и налоговых органов, которые имеют коды, утвержденные Правительством Республики Казахстан.

3. К налоговым органам относятся территориальные подразделения уполномоченного органа по областям, городам Астаны и Алматы, по районам, городам и районам в городах, а также межрайонные территориальные подразделения уполномоченного органа. В случае создания специальных экономических зон могут быть образованы налоговые органы на территориях этих зон.

4. Налоговые органы подчиняются непосредственно по вертикали соответствующему вышестоящему органу налоговой службы и не относятся к местным исполнительным органам.

5. Уполномоченный орган осуществляет руководство налоговыми органами.

6. Органы налоговой службы имеют символ. Описание символа органов налоговой службы и порядок его использования утверждаются уполномоченным органом.

Статья 19. Права органов налоговой службы

1. Органы налоговой службы вправе:

1) в пределах своей компетенции разрабатывать и утверждать нормативные правовые акты, предусмотренные настоящим Кодексом;

2) осуществлять налоговый контроль;

3) осуществлять международное сотрудничество по вопросам налогообложения;

4) требовать от налогоплательщика (налогового агента, оператора) представления права доступа к просмотру данных программного обеспечения, предназначенного для автоматизации бухгалтерского и налогового учетов, и (или) информационной системы, содержащих данные первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, информацию об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, в случае использования налогоплательщиком (налоговым агентом, оператором) такого программного обеспечения и (или) информационной системы, за исключением права доступа к просмотру данных программного обеспечения и (или) информационной системы банков и иных организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, содержащих сведения о банковских счетах их клиентов, составляющие банковскую тайну в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан;

5) требовать от налогоплательщика (налогового агента, оператора) представления документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов и других обязательных платежей в бюджет, полноту и своевременность исчисления, удержания и перечисления обязательных пенсионных взносов и исчисления и уплаты социальных отчислений, письменных пояснений по составленным налогоплательщиком (налоговым агентом, оператором) налоговым формам, а также финансовой отчетности налогоплательщика (налогового агента), в том числе консолидированной финансовой отчетности налогоплательщика-резидента (налогового агента), включая финансовую отчетность его дочерних организаций, расположенных за пределами Республики Казахстан, с приложением аудиторского отчета в случае, если для такого лица законодательными актами Республики Казахстан установлено обязательное проведение аудита;

6) в ходе налоговой проверки в порядке, определенном Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях, производить у налогоплательщика (налогового агента, оператора) изъятие документов, свидетельствующих о совершении административных правонарушений;

7) на основании предписания обследовать имущество, являющееся объектом налогообложения и (или) объектом, связанным с налогообложением, независимо от его места нахождения, проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика (налогового агента, оператора) (кроме жилых помещений);

8) получать от банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, сведения, представление которых предусмотрено подпунктами 1) и 4) статьи 581 настоящего Кодекса;

9) получать от банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, сведения о наличии и номерах банковских счетов, об остатках и движении денег на этих счетах с соблюдением установленных законодательными актами Республики Казахстан требований к разглашению сведений, составляющих коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, в отношении лиц, указанных в подпункте 12) статьи 581 настоящего Кодекса;

10) определять косвенным методом объекты налогообложения и (или) объекты, связанные с налогообложением, в порядке, установленном настоящим Кодексом;

11) привлекать к налоговым проверкам специалистов;

12) предъявлять в суды иски в соответствии с законодательством Республики Казахстан, в том числе о ликвидации юридического лица по основаниям, предусмотренным подпунктами 1), 2) пункта 2 статьи 49 Гражданского кодекса Республики Казахстан.

2. Органы налоговой службы вправе осуществлять реализацию задач, возложенных законодательными актами Республики Казахстан, электронным способом в порядке, установленном настоящим Кодексом.

3. Органы налоговой службы имеют также иные права, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

Статья 20. Обязанности органов налоговой службы

1. Органы налоговой службы обязаны:

1) соблюдать права налогоплательщика (налогового агента);

2) защищать интересы государства;

3) осуществлять налоговый контроль за исполнением налогоплательщиком (оператором) налогового обязательства, налоговым агентом (оператором) - обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налогов в порядке, установленном настоящим Кодексом, а также контроль за полнотой исчисления и своевременностью уплаты социальных отчислений, своевременностью исчисления, удержания и перечисления обязательных пенсионных взносов;

4) вести учет налогоплательщиков, объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, учет исчисленных, начисленных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет, исчисленных, удержанных и перечисленных обязательных пенсионных взносов, исчисленных и уплаченных социальных отчислений;

5) в пределах своей компетенции осуществлять разъяснение и давать комментарии по возникновению, исполнению и прекращению налогового обязательства;

6) предоставлять налогоплательщику (налоговому агенту) информацию о действующих налогах и других обязательных платежах в бюджет, об изменениях в налоговом законодательстве Республики Казахстан, разъяснять порядок заполнения налоговых форм;

7) представлять бесплатно налогоплательщику (налоговому агенту) утвержденные в установленном законодательством Республики Казахстан порядке стандарты оказания государственных услуг, бланки установленных форм налоговых заявлений и (или) программное обеспечение, необходимое для представления налоговых отчетности и заявления в электронном виде;

8) проводить налоговую проверку по предписанию;

9) в пределах своей компетенции проводить зачет и (или) возврат излишне уплаченных сумм налогов, других обязательных платежей и пеней в бюджет, превышения суммы налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, возврат штрафа в порядке и сроки, которые установлены настоящим Кодексом;

10) соблюдать налоговую тайну в соответствии с положениями настоящего Кодекса;

11) вручать налогоплательщику (налоговому агенту, оператору) уведомление по исполнению налогового обязательства и (или) его копию в случаях, установленных настоящим Кодексом, обязательств по удержанию и перечислению обязательных пенсионных взносов и уплате социальных отчислений в сроки и случаях, которые предусмотрены настоящим Кодексом;

12) по налоговому заявлению налогоплательщика (налогового агента, оператора) представлять в порядке и сроки, которые установлены настоящим Кодексом, следующие виды справок:

об отсутствии налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям;

об отсутствии (наличии) налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям;

о суммах полученных нерезидентом доходов из источников в Республике Казахстан, и удержанных (уплаченных) налогов;

13) принимать налоговую отчетность и налоговые заявления в порядке, установленном настоящим Кодексом;

14) требовать от налогоплательщика (налогового агента, оператора) устранения выявленных нарушений налогового законодательства Республики Казахстан и контролировать исполнение этих требований в пределах своей компетенции;

15) не позднее двух рабочих дней с момента получения налогового заявления налогоплательщика (налогового агента) представлять выписку из его лицевого счета о состоянии расчетов с бюджетом по исполнению налогового обязательства, а также обязательств по перечислению обязательных пенсионных взносов и уплате социальных отчислений;

16) в пределах своей компетенции предоставлять налогоплательщику (налоговому агенту) сведения о реквизитах, необходимые для заполнения платежного документа по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет, пеней и штрафов, подлежащих уплате в бюджет, а также информацию о порядке уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, пеней и штрафов, подлежащих уплате в бюджет, социальных отчислений и перечисления обязательных пенсионных взносов в течение одного рабочего дня с даты обращения в налоговый орган за указанной информацией;

17) обеспечивать в течение пяти лет сохранность документов или копий документов, подтверждающих факт уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет;

18) предоставлять доступ к информационной системе органов налоговой службы уполномоченному государственному органу по финансовому мониторингу в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

19) предоставлять доступ для просмотра своего лицевого счета электронному налогоплательщику;

20) по требованию налогоплательщика проводить сверку расчетов по исполнению налогового обязательства, а также обязательств по обязательным пенсионным взносам, социальным отчислениям, налогового агента - по исполнению обязанности по исчислению и перечислению налогов, вносить корректировки в лицевой счет в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

21) оказывать государственные услуги в соответствии со стандартами и регламентами оказания государственных услуг, утвержденными в установленном законодательством Республики Казахстан порядке;

22) опубликовывать в средствах массовой информации в порядке и случаях, установленных настоящим Кодексом, списки налогоплательщиков (налоговых агентов), имеющих налоговую задолженность, а также бездействующих юридических лиц и налогоплательщиков, признанных лжепредприятиями на основании вступившего в законную силу приговора либо постановления суда;

23) осуществлять контроль за соблюдением порядка учета, хранения, оценки, дальнейшего использования и реализации имущества, обращенного в собственность государства, за полнотой и своевременностью его передачи соответствующему уполномоченному государственному органу в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а также за полнотой и своевременностью поступления в бюджет денег в случае его реализации;

24) осуществлять контроль за деятельностью уполномоченных государственных органов и местных исполнительных органов по вопросам правильности исчисления, полноты взимания и своевременности перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет;

25) применять способы обеспечения исполнения налогового обязательства и взыскивать налоговую задолженность налогоплательщика (налогового агента, оператора) в принудительном порядке в соответствии с настоящим Кодексом;

26) рассматривать жалобу налогоплательщика (налогового агента, оператора) на уведомление о результатах налоговой проверки и (или) решение вышестоящего органа налоговой службы, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на уведомление, а также действия (бездействие) должностных лиц органов налоговой службы в порядке и сроки, которые установлены настоящим Кодексом;

27) привлекать к административной ответственности в порядке, установленном Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях.

2. При выявлении в ходе налоговой проверки фактов умышленного уклонения от уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также фактов преднамеренного, ложного банкротства, указывающих на признаки преступления, органы налоговой службы направляют соответствующим правоохранительным органам материалы, отнесенные к их подследственности, для принятия процессуального решения в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

3. Органы налоговой службы выполняют также иные обязанности, предусмотренные налоговым законодательством Республики Казахстан.

Статья 21. Конфликт интересов

Должностному лицу органов налоговой службы запрещается осуществление служебных обязанностей в отношении налогоплательщика (налогового агента), который является такому должностному лицу близким родственником (родители, дети, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки), супругом (супругой) или свойственником (братья, сестры, родители и дети супругов), а также если имеется прямая или косвенная финансовая заинтересованность.

Статья 22. Полномочия таможенных органов по взиманию налогов

Таможенные органы в соответствии с настоящим Кодексом, таможенным законодательством таможенного союза Таможенного союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан осуществляют взимание налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза Таможенного союза.

Статья 23. Полномочия местных исполнительных органов

1. Акимы поселков, аулов (сел), аульных (сельских) округов (далее - акимы) организуют сбор налогов на имущество, транспортные средства, земельного налога, уплачиваемых налогоплательщиком - физическим лицом.

2. Сбор налогов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется на основе квитанции, являющейся документом строгой отчетности. Форма квитанции устанавливается Правительством Республики Казахстан.

3. При организации сбора налогов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, акимы обеспечивают:

1) вручение налогоплательщику - физическому лицу уведомления о сумме налога не позднее пяти рабочих дней со дня получения указанного уведомления от налоговых органов;

2) при уплате суммы налогов наличными деньгами выдачу налогоплательщику - физическому лицу квитанции, подтверждающей факт такой уплаты;

3) сдачу сумм налогов в банк или организацию, осуществляющую отдельные виды банковских операций, ежедневно не позднее следующего операционного дня, когда был осуществлен прием денег, для последующего зачисления их в бюджет. В случае, если ежедневные поступления денег составляют сумму менее десятикратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, а также при отсутствии банка или организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций, в населенном пункте сдача денег осуществляется один раз в три операционных дня;

4) правильность заполнения и сохранность квитанций;

5) предоставление в налоговый орган отчетов об использовании квитанций, а также о сдаче сумм налогов в банк или организацию, осуществляющую отдельные виды банковских операций, в порядке и сроки, которые установлены Правительством Республики Казахстан.

Статья 24. Взаимодействие органов налоговой службы с уполномоченными государственными и местными исполнительными органами

1. Органы налоговой службы взаимодействуют с уполномоченными государственными и местными исполнительными органами, разрабатывают и принимают совместные меры контроля в соответствии с законодательством Республики Казахстан, обеспечивают взаимный обмен информацией.

2. Уполномоченные государственные и местные исполнительные органы обязаны оказывать содействие органам налоговой службы в выполнении задач по осуществлению налогового контроля.

3. Органы налоговой службы и таможенные органы исполняют возложенные на них задачи по осуществлению налогового контроля во взаимодействии между собой.

4. Органы налоговой службы и местные исполнительные органы взаимодействуют между собой по осуществлению сбора налогов в порядке, установленном статьей 23 настоящего Кодекса.

5. Полномочия уполномоченных государственных и местных исполнительных органов по взиманию других обязательных платежей в бюджет определяются особенной частью настоящего Кодекса.

6. Органы налоговой службы вправе осуществлять взаимодействие с уполномоченными государственными и местными исполнительными органами электронным способом в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Статья 25. Материальное обеспечение, правовая и социальная защита должностных лиц органов налоговой службы

1. Должностное лицо органов налоговой службы при исполнении служебных обязанностей охраняется законом.

2. Неисполнение законных требований должностного лица органов налоговой службы, оскорбление, угроза, насилие или посягательство на жизнь, здоровье, имущество должностного лица органов налоговой службы или членов его семьи в связи с его служебной деятельностью, другие действия, препятствующие выполнению должностным лицом органов налоговой службы служебных обязанностей, влекут установленную законами Республики Казахстан ответственность.

3. При нанесении и причинении средней тяжести вреда здоровью должностного лица органов налоговой службы в связи с осуществлением им служебной деятельности ему выплачивается единовременная компенсация в размере пяти месячных заработных плат из средств республиканского бюджета.

4. При нанесении и причинении тяжкого вреда здоровью должностного лица органов налоговой службы в связи с осуществлением им служебной деятельности, исключающего дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, ему выплачиваются единовременная компенсация в размере пятилетнего денежного содержания из средств республиканского бюджета, а также разница между размерами его должностного оклада и пенсии (пожизненно).

5. В случае гибели должностного лица органов налоговой службы при исполнении им служебных обязанностей семье погибшего или его иждивенцам (наследникам):

1) выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания погибшего по последней занимаемой должности из средств республиканского бюджета;

2) назначается государственное социальное пособие по случаю потери кормильца в размерах и порядке, установленных законодательством Республики Казахстан о государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту в Республике Казахстан.

6. Ущерб, причиненный здоровью и имуществу должностного лица органов налоговой службы, а также ущерб, причиненный здоровью и имуществу членов семьи и близких родственников должностного лица органов налоговой службы, в связи с выполнением им служебных обязанностей возмещается в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Раздел 2. НАЛОГОВОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО

Глава 4. Общие положения

Статья 26. Налоговое обязательство

1. Налоговым обязательством признается обязательство налогоплательщика перед государством, возникающее в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, в силу которого налогоплательщик обязан встать на регистрационный учет в налоговом органе, определять объекты налогообложения и (или) объекты, связанные с налогообложением, исчислять и уплачиватьналоги и другие обязательные платежи в бюджет, а также авансовые и текущие платежи по ним, составлять налоговые формы, представлять налоговые формы, за исключением налоговых регистров, в налоговый орган в установленные сроки.

2. Государство в лице органа налоговой службы имеет право требовать от налогоплательщика (налогового агента) исполнения его налогового обязательства в полном объеме, а в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения налогового обязательства применять способы по его обеспечению и меры принудительного исполнения в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Статья 27. Объект налогообложения и (или) объект, связанный с налогообложением

Объектом налогообложения и (или) объектом, связанным с налогообложением, являются имущество и действия, с наличием и (или) на основании которых у налогоплательщика возникает налоговое обязательство.

Статья 28. Налоговая база

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иные характеристики объекта налогообложения, на основании которых определяются суммы налогов и других обязательных платежей, подлежащие уплате в бюджет.

Статья 29. Налоговая ставка

1. Налоговая ставка представляет собой величину налогового обязательства по исчислению налога и другого обязательного платежа в бюджет на единицу измерения объекта налогообложения или налоговой базы.

2. Налоговая ставка устанавливается в процентах или в абсолютной сумме на единицу измерения объекта налогообложения или налоговой базы.

Статья 30. Налоговый период

Под налоговым периодом понимается период времени, установленный применительно к отдельным видам налогов и других обязательных платежей в бюджет, по окончании которого определяются объект налогообложения, налоговая база, исчисляются суммы налогов и других обязательных платежей, подлежащие уплате в бюджет.

Глава 5. Исполнение налогового обязательства

Статья 31. Исполнение налогового обязательства

1. Исполнение налогового обязательства осуществляется налогоплательщиком самостоятельно, если иное не установлено настоящим Кодексом.

2. Во исполнение налогового обязательства налогоплательщик совершает следующие действия:

1) встает на регистрационный учет в налоговом органе;

2) ведет учет объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением;

3) исчисляет, исходя из объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, налоговой базы и налоговых ставок, суммы налогов и других обязательных платежей, подлежащие уплате в бюджет, а также авансовые и текущие платежи по ним в соответствии с особенной частью настоящего Кодекса;

4) составляет и представляет, за исключением налоговых регистров, налоговые формы органам налоговой службы в установленном порядке;

5) уплачивает исчисленные и начисленные суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет, авансовые и текущие платежи по налогам и другим обязательным платежам в бюджет в соответствии с особенной частью настоящего Кодекса.

3. Налоговое обязательство должно быть исполнено налогоплательщиком в порядке и сроки, которые установлены налоговым законодательством Республики Казахстан.

4. Налогоплательщик вправе исполнить налоговое обязательство досрочно.

5. Налоговое обязательство налогоплательщика по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также обязательство по уплате пеней и штрафов, исполняемые в безналичной форме, считаются исполненными со дня получения акцепта платежного поручения на сумму налогов и других обязательных платежей в бюджет от банка или организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций, или со дня осуществления платежа через банкоматы или иные электронные устройства, а в наличной форме - со дня внесения налогоплательщиком указанных сумм в банк или организацию, осуществляющую отдельные виды банковских операций, уполномоченный государственный орган, местный исполнительный орган.

6. При уплате налогов, других обязательных платежей в бюджет, социальных отчислений, перечислении обязательных пенсионных взносов уполномоченным представителем налогоплательщика в случаях, установленных настоящим Кодексом, в платежных документах отправителем денег указываются фамилия, имя, отчество (при его наличии) или наименование налогоплательщика и его идентификационный номер.

7. Налоговое обязательство налогоплательщика по уплате налога, исполняемое налоговым агентом, считается исполненным со дня удержания налога.

8. Налоговое обязательство по уплате налогов, платы, а также обязательство по уплате пеней могут быть исполнены путем проведения зачетов в порядке, установленном статьей 599 настоящего Кодекса.

9. Налоговое обязательство по уплате налогов, других обязательных платежей в бюджет, а также обязательство по уплате пеней и штрафов исполняются в национальной валюте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, законодательными актами Республики Казахстан, регулирующими деятельность акционерных обществ, а также случаев, когда законодательством Республики Казахстан и положениями контрактов на недропользование предусмотрена натуральная форма уплаты или уплата в иностранной валюте.

Статья 32. Особенности исчисления налогов и других обязательных платежей в бюджет при исполнении налогового обязательства

1. Исчисление суммы налогов, удерживаемых у источника выплаты, осуществляется налоговым агентом.

2. В случаях, предусмотренных особенной частью настоящего Кодекса, обязанность по исчислению суммы отдельных видов налогов и других обязательных платежей в бюджет может быть возложена на налоговый орган и уполномоченные государственные органы.

Статья 33. Сроки исполнения налогового обязательства

Сроки исполнения налогового обязательства устанавливаются настоящим Кодексом. При этом течение срока, установленного настоящим Кодексом, начинается на следующий день после фактического события или юридического действия, которым определено начало срока исполнения налогового обязательства. Срок истекает в конце последнего дня периода, установленного настоящим Кодексом. Если последний день срока приходится на нерабочий день, то срок истекает в конце следующего рабочего дня.

Статья 34. Порядок погашения налоговой задолженности (Ст. 34 изложена в нов. ред. ЗРК от 26.12.2012 г. № 61-V)

Погашение налоговой задолженности производится в следующем порядке:

1) начисленные пени;

2) сумма недоимки;

3) сумма штрафов.

Статья 34. Порядок погашения налоговой задолженности

Погашение налоговой задолженности производится в следующем порядке:

1) сумма недоимки;

2) начисленные пени;

сумма штрафов.

Статья 35. Исполнение налогового обязательства при передаче имущества в доверительное управление

1. Подлежащие получению (полученные) доходы, подлежащие выплате (произведенные) расходы и имущество, приобретенное и (или) полученное доверительным управляющим в процессе осуществления возложенных на него обязанностей, являются доходами, расходами и имуществом учредителя доверительного управления по договору доверительного управления имуществом либо выгодоприобретателя в иных случаях возникновения доверительного управления.

Доход доверительного управляющего в виде вознаграждения является расходом учредителя доверительного управления по договору доверительного управления имуществом либо выгодоприобретателя в иных случаях возникновения доверительного управления.

В случае если исполнение налогового обязательства возложено на доверительного управляющего, то положительная разница между доходами учредителя доверительного управления или выгодоприобретателя и его расходами, которые предусмотрены настоящим пунктом, уменьшенная на сумму переносимых убытков такого учредителя или выгодоприобретателя за предыдущие налоговые периоды, а также на сумму налогового обязательства, исполнение которого возложено на доверительного управляющего, является чистым доходом от доверительного управления учредителя доверительного управления по договору доверительного управления имуществом или выгодоприобретателя в иных случаях возникновения доверительного управления.

Превышение расходов, которые предусмотрены настоящим пунктом, над доходами учредителя доверительного управления по договору доверительного управления имуществом или выгодоприобретателя в иных случаях возникновения доверительного управления является убытком от доверительного управления учредителя доверительного управления по договору доверительного управления имуществом или выгодоприобретателя в иных случаях возникновения доверительного управления.

2. Доходом доверительного управляющего от доверительного управления является вознаграждение, предусмотренное актом об учреждении доверительного управления имуществом. Расходы, связанные с осуществлением доверительного управления, признаются расходами доверительного управляющего, если в указанном акте не предусмотрено возмещение расходов доверительного управляющего за счет учредителя доверительного управления по договору доверительного управления имуществом или выгодоприобретателя в иных случаях возникновения доверительного управления.

3. Исполнение налогового обязательства учредителя доверительного управления по договору доверительного управления имуществом или выгодоприобретателя в иных случаях возникновения доверительного управления:

1) по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, кроме налога на добавленную стоимость, - может быть возложено таким учредителем или выгодоприобретателем на основании акта об учреждении доверительного управления имуществом на доверительного управляющего, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи;

2) по налогу на добавленную стоимость - возлагается на доверительного управляющего в случаях и порядке, которые установлены разделом 8 и статьями 568 - 571 настоящего Кодекса.

В случае, если исполнение налогового обязательства по исчислению, уплате или удержанию налогов, других обязательных платежей в бюджет возложено на доверительного управляющего, такой доверительный управляющий должен встать на регистрационный учет в налоговом органе в порядке, установленном главой 81 настоящего Кодекса.

При этом доверительный управляющий исполняет налоговые обязательства по исчислению, уплате или удержанию налогов, других обязательных платежей по договору доверительного управления с даты:

государственной регистрации права доверительного управления - в случае, если в соответствии с законодательством Республики Казахстан требуется государственная регистрация такого права;

заключения договора доверительного управления - в случае, если в соответствии с законодательством Республики Казахстан не требуется государственная регистрация права доверительного управления.

4. Учредитель доверительного управления по договору доверительного управления имуществом или выгодоприобретатель в иных случаях возникновения доверительного управления самостоятельно исполняет налоговое обязательство, кроме налогового обязательства по налогу на добавленную стоимость, возникающее у него в связи с передачей имущества в доверительное управление, в порядке, установленном настоящим Кодексом, в любом из следующих случаев:

1) когда исполнение налогового обязательства не возложено на доверительного управляющего;

2) если доверительный управляющий на день возникновения доверительного управления и в период доверительного управления относится к лицам, применяющим положения статей 134, 135, 135-1, 181, 182 и (или) главы 63 настоящего Кодекса.

5. Доверительный управляющий в целях исполнения налогового обязательства при передаче имущества в доверительное управление обязан вести раздельный учет в соответствии со статьей 58 настоящего Кодекса.

6. Передача доверительному управляющему имущества учредителем доверительного управления по договору доверительного управления имуществом либо выгодо­приобретателем в иных случаях возникновения доверительного управления не является реализацией такого имущества и не признается доходом доверительного управляющего.

7. Возврат имущества доверительным управляющим при прекращении действия документа, который служит основанием возникновения доверительного управления, не является реализацией такого имущества и не признается доходом (убытком) учредителя доверительного управления по договору доверительного управления имуществом или выгодоприобретателя в иных случаях возникновения доверительного управления.

8. В случае, когда на доверительного управляющего возложено исполнение налогового обязательства по исчислению, уплате или удержанию сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также составлению и представлению налоговых форм за учредителя доверительного управления по договору доверительного управления имуществом или выгодоприобретателя по иным основаниям возникновения доверительного управления, исполнение такого налогового обязательства осуществляется от имени лица, являющегося доверительным управляющим, по ставкам и в порядке, которые установлены особенной частью настоящего Кодекса для лиц, к числу которых относится доверительный управляющий.

При этом доверительный управляющий составляет и представляет налоговые формы в целом по всей деятельности, включая деятельность, осуществляемую в интересах учредителя доверительного управления имуществом и (или) выгодоприобретателя, если иное не установлено статьями 58 и 64 настоящего Кодекса.

Статья 36. Особенности исполнения налогового обязательства при передаче имущества в доверительное управление

1. При передаче имущества в доверительное управление физическим лицом, на которого возложена обязанность по представлению декларации, предусмотренной пунктом 2 статьи 185 настоящего Кодекса, налоговое обязательство по составлению и представлению такой декларации исполняется данным физическим лицом.

2. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель по доходу, полученному от банка по доверительным операциям, а также физическое и юридическое лицо при передаче имущества в доверительное управление доверительному управляющему, являющемуся нерезидентом, исполняют налоговое обязательство самостоятельно.

3. Налоговое обязательство физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, по доходу от доверительных операций, осуществляемых банком, являющимся налоговым агентом, исполняется таким банком в виде исполнения обязанностей налогового агента.

4. Учредитель доверительного управления вправе не регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если по договору доверительного управления имуществом и в иных случаях возникновения доверительного управления, предусмотренных законами Республики Казахстан, исполнение налогового обязательства учредителя доверительного управления полностью возложено на доверительного управляющего.

Статья 37. Исполнение налогового обязательства ликвидируемого юридического лица, а также при прекращении деятельности в Республике Казахстан структурного подразделения, постоянного учреждения юридического лица-нерезидента

1. Юридическое лицо-резидент в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о ликвидации письменно сообщает об этом налоговому органу по месту своего нахождения.

2. В течение трех рабочих дней со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидируемое юридическое лицо представляет в налоговый орган по месту своего нахождения одновременно:

1) налоговое заявление о проведении документальной проверки;

2) ликвидационную налоговую отчетность;

3) свидетельство о постановке на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость или пояснение на бумажном носителе при его утере или порче;

4) налоговое заявление для снятия с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость.

Документы, указанные в подпунктах 3) и 4) части первой настоящего пункта, представляются в случае, если ликвидируемое юридическое лицо является плательщиком налога на добавленную стоимость.

3. Ликвидационная налоговая отчетность составляется по видам налогов, других обязательных платежей в бюджет, обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям, по которым ликвидируемое юридическое лицо является плательщиком и (или) налоговым агентом, за период с начала налогового периода, в котором представлено налоговое заявление о проведении документальной проверки, до даты представления такого заявления.

В случае, если срок представления очередной налоговой отчетности наступает после представления ликвидационной налоговой отчетности, представление такой очередной налоговой отчетности производится не позднее даты представления ликвидационной налоговой отчетности.

4. Ликвидируемое юридическое лицо уплачивает налоги, другие обязательные платежи в бюджет, социальные отчисления, перечисляет обязательные пенсионные взносы, отраженные в ликвидационной налоговой отчетности, не позднее десяти календарных дней со дня представления в налоговый орган ликвидационной налоговой отчетности.

В случае, если срок уплаты налогов, других обязательных платежей в бюджет, социальных отчислений, перечисления обязательных пенсионных взносов, отраженных в налоговой отчетности, представленной перед ликвидационной налоговой отчетностью, наступает после истечения срока, указанного в части первой настоящего пункта, уплата (перечисление) производится не позднее десяти календарных дней со дня представления в налоговый орган ликвидационной налоговой отчетности.

5. Документальная проверка должна быть начата налоговыми органами не позднее двадцати рабочих дней после получения налоговым органом налогового заявления ликвидируемого юридического лица.

6. Налоговая задолженность ликвидируемого юридического лица, возникающая в том числе по основаниям, указанным в пунктах 4 и 11 настоящей статьи, погашается за счет его денег, в том числе полученных от реализации его имущества, в порядке очередности, установленной законодательными актами Республики Казахстан. При этом также погашается налоговая задолженность структурных подразделений ликвидируемого юридического лица, постоянных учреждений, структурных подразделений юридического лица-нерезидента в случае исполнения таким юридическим лицом-нерезидентом налоговых обязательств совокупно по группе постоянных учреждений, филиалов, представительств через прекращающее деятельность постоянное учреждение, структурное подразделение.

7. Если имущества ликвидируемого юридического лица недостаточно для погашения в полном объеме налоговой задолженности, остающаяся часть налоговой задолженности погашается учредителями (участниками) ликвидируемого юридического лица в случаях, которые установлены законодательными актами Республики Казахстан.

8. Если ликвидируемое юридическое лицо имеет излишне уплаченные суммы налогов, платы и пеней, то указанные суммы подлежат зачету в счет погашения налоговой задолженности ликвидируемого юридического лица в порядке, установленном статьей 599 настоящего Кодекса.

В случае если ликвидируемое юридическое лицо имеет ошибочно уплаченные суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет, то указанные суммы подлежат зачету в порядке, установленном статьей 601 настоящего Кодекса.

9. В случае, если ликвидируемое юридическое лицо имеет сумму превышения налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, указанное превышение подлежит возврату ликвидируемому юридическому лицу в порядке, установленном статьями 273, 600 и 603 настоящего Кодекса.

10. При отсутствии у ликвидируемого юридического лица налоговой задолженности:

1) ошибочно уплаченные суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет подлежат возврату этому юридическому лицу в порядке, установленном статьей 601 настоящего Кодекса;

2) излишне уплаченные суммы налогов, платы и пеней подлежат возврату этому юридическому лицу в порядке, установленном статьей 602 настоящего Кодекса;

3) уплаченные суммы других обязательных платежей в бюджет подлежат возврату этому юридическому лицу в порядке, установленном статьей 606 настоящего Кодекса;

4) уплаченные суммы штрафов подлежат возврату этому юридическому лицу по основаниям и в порядке, которые установлены статьей 605 настоящего Кодекса;

5) излишне (ошибочно) уплаченные в бюджет суммы таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и пеней, взимаемых таможенными органами, подлежат возврату этому юридическому лицу в порядке, установленном таможенным законодательством Республики Казахстан.

11. В случае возникновения налогового обязательства по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет, социальных отчислений, обязанности по перечислению обязательных пенсионных взносов за период с даты представления ликвидационной налоговой отчетности и до даты завершения ликвидационной налоговой проверки ликвидируемое юридическое лицо обязано исполнить такие налоговое обязательство, обязанность на основании уведомления налогового органа, указанного в подпункте 3) пункта 2 статьи 607 настоящего Кодекса.

12. После завершения документальной проверки ликвидируемое юридическое лицо одновременно представляет в налоговый орган по месту нахождения:

1) ликвидационный баланс;

2) справку банка и (или) организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций, о закрытии имеющихся банковских счетов;

3) налоговое заявление для получения сведений об отсутствии и (или) наличии налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям.

Документы, указанные в настоящем пункте, ликвидируемое юридическое лицо представляет в течение трех рабочих дней со дня завершения документальной проверки в случае одновременного соблюдения следующих условий:

1) отсутствие налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям;

2) отсутствие излишне уплаченных сумм налогов, платы и пеней;

3) отсутствие ошибочно уплаченных сумм налогов, других обязательных платежей в бюджет, пеней и штрафов;

4) отсутствие превышения налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, подлежащего возврату в соответствии со статьями 273 и 274 настоящего Кодекса;

5) отсутствие неисполненного налогового заявления на проведение зачета и (или) возврата излишне (ошибочно) уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и пеней, взимаемых таможенными органами.

В случае наличия налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям, излишне уплаченных сумм налогов, платы и пеней, ошибочно уплаченных сумм налогов, других обязательных платежей в бюджет, пеней и штрафов и (или) превышения налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, подлежащего возврату в соответствии со статьями 273 и 274 настоящего Кодекса, ликвидируемое юридическое лицо представляет документы, указанные в настоящем пункте, в течение трех рабочих дней с даты, которая наступит последней:

1) с даты погашения налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям;

2) с даты возврата излишне уплаченных сумм налогов, плат, пеней;

3) с даты возврата ошибочно уплаченных сумм налогов, других обязательных платежей в бюджет, пеней и штрафов;

4) с даты возврата превышения налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, подлежащего возврату в соответствии со статьями 273 и 274 настоящего Кодекса;

5) с даты возврата излишне (ошибочно) уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и пеней, взимаемых таможенными органами.

После представления документов, указанных в настоящем пункте, налоговый орган обязан выдать налогоплательщику справку об отсутствии налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям в порядке и сроки, установленные настоящим Кодексом.

(П. 12 ст. 37: пп. 3) ч. 1 и ч. 4 исключены ЗРК от 24.12.2012 г. № 60-V)

13. Исполнение налогового обязательства прекращающего деятельность в Республике Казахстан структурного подразделения юридического лица-нерезидента, а также постоянного учреждения юридического лица-нерезидента производится в порядке, установленном настоящей статьей.

14. Положения настоящей статьи не распространяются на юридических лиц-резидентов, в отношении которых установлены особенности исполнения налогового обязательства ликвидируемого юридического лица-резидента в соответствии со статьей 37-1 настоящего Кодекса. (Ст. 37 дополнена п. 14 ЗРК от 26.12.2012 г. № 61-V)

Статья 37-1. Особенности исполнения налогового обязательства отдельными категориями ликвидируемых юридических лиц-резидентов

1. Настоящая статья устанавливает особенности исполнения налогового обязательства ликвидируемого юридического лица, который одновременно соответствует следующим условиям:

1) не является плательщиком налога на добавленную стоимость;

2) не применяет специальный налоговый режим для юридических лиц-производителей сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) и сельских потребительских кооперативов;

3) не реорганизован или не является правопреемником реорганизованного юридического лица;

4) не включен в план налоговых проверок на основании результатов мероприятий системы оценки рисков.

Настоящая статья применяется в отношении юридических лиц, соответствующих условиям, определенным настоящим пунктом, в течение срока исковой давности, установленного в статье 46 настоящего Кодекса. Положения настоящего пункта распространяются также на юридических лиц, период с даты создания которых менее чем срок исковой давности, установленный статьей 46 настоящего Кодекса.

2. Юридическое лицо в случае принятия решения о ликвидации одновременно представляет в налоговый орган по месту нахождения:

1) налоговое заявление о прекращении деятельности;

2) налоговое заявление о снятии с регистрационного учета по отдельным видам деятельности при наличии такого учета;

3) ликвидационную налоговую отчетность;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: