Основные стилистические фигуры речи

1. Гипербола – преувеличение.

2. Литота – преуменьшение.

3. Градация – постепенное усиление.

4. Анафора – единое начало предложений, строк в стихотворении и так далее. Пример анафоры:

Когда цвели сады,

Когда цвела сирень,

Когда мы были молоды…

5. Эпифора –единое окончание предложений, строк в стихотворении и так далее.

Богатство речи. Богатство речи можно определить как максимально возможное насыщение речи разными, не повторяющимися средствами языка, в той мере, в какой это необходимо для реализации коммуникативного намерения.

Чем разнообразнее речь, тем больше в ней содержится информации, больше личных оценок, авторского отношения к предмету речи.

В общем понятии речевого богатства можно выделить некоторые его разновидности. Лексическое богатство речи проявляется в наличии у говорящего (пишущего) большого словарного запаса.

Семантическое богатство речи проявляется в разнообразии и обновлении словесных связей, то есть в данном случае имеется в виду значение слова, приобретённое в контексте.

Синтаксическое богатство речи проявляется в использовании разнообразных синтаксических средств.

Интонационное богатство речи тесно связано с лексическим, семантическим и синтаксическим богатством речи. Интонационное богатство речи – этобогатство интонаций, которыми говорящий сопровождает свою речь. Но интонационное богатство и интонационная бедность явно выражены в звучащей и слышимой речи, а в письменной, читаемой речи интонация всегда задана лексико-семантической и синтаксической структурой речи и всегда присутствует лишь в сознании как пишущего, так и читающего.

Уместность речи. Уместность речи – необходимое качество «хорошей» речи, которое заключается в таком подборе, такой организации средств языка, которые делают речь отвечающей целям и условиям общения.

Уместность речи соответствует теме сообщения, его логическому и эмоциональному содержанию, составу слушателей или читателей, их возрасту, полу, кругу интересов, информационным, воспитательным, эстетическим и иным задачам письменного или устного высказывания.

Задания для самоконтроля:

Найдите в предложениях речевые ошибки, приводящие к предметной или понятийной неточности:

1. Стихи молодого поэта скоро будут выпущены в журнале.

2. Лес, окутанный темным мраком, наводил на нас ужас.

3. Страшная бедность заставляла его влачить жалкое сосуществование.

4. Он обратно опоздал на занятия.

5. Когда занавес раздвинулся, на сцене стоял актер в золоченом амплуа.

6. Отдельные члены группы не явились на экзамен по математике.

7. Писатель показал, как боролась с врагами молодая, юная молодежь.

8. Он не любил работать и вел праздничный образ жизни.

9. Новая пьеса привлекла внимание критиков оригинальным до банальности сюжетом.

10. В основании романа лежит история типичной дворянской семьи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: