1. Гипербола – преувеличение.
2. Литота – преуменьшение.
3. Градация – постепенное усиление.
4. Анафора – единое начало предложений, строк в стихотворении и так далее. Пример анафоры:
Когда цвели сады,
Когда цвела сирень,
Когда мы были молоды…
5. Эпифора –единое окончание предложений, строк в стихотворении и так далее.
Богатство речи. Богатство речи можно определить как максимально возможное насыщение речи разными, не повторяющимися средствами языка, в той мере, в какой это необходимо для реализации коммуникативного намерения.
Чем разнообразнее речь, тем больше в ней содержится информации, больше личных оценок, авторского отношения к предмету речи.
В общем понятии речевого богатства можно выделить некоторые его разновидности. Лексическое богатство речи проявляется в наличии у говорящего (пишущего) большого словарного запаса.
Семантическое богатство речи проявляется в разнообразии и обновлении словесных связей, то есть в данном случае имеется в виду значение слова, приобретённое в контексте.
|
|
Синтаксическое богатство речи проявляется в использовании разнообразных синтаксических средств.
Интонационное богатство речи тесно связано с лексическим, семантическим и синтаксическим богатством речи. Интонационное богатство речи – этобогатство интонаций, которыми говорящий сопровождает свою речь. Но интонационное богатство и интонационная бедность явно выражены в звучащей и слышимой речи, а в письменной, читаемой речи интонация всегда задана лексико-семантической и синтаксической структурой речи и всегда присутствует лишь в сознании как пишущего, так и читающего.
Уместность речи. Уместность речи – необходимое качество «хорошей» речи, которое заключается в таком подборе, такой организации средств языка, которые делают речь отвечающей целям и условиям общения.
Уместность речи соответствует теме сообщения, его логическому и эмоциональному содержанию, составу слушателей или читателей, их возрасту, полу, кругу интересов, информационным, воспитательным, эстетическим и иным задачам письменного или устного высказывания.
Задания для самоконтроля:
Найдите в предложениях речевые ошибки, приводящие к предметной или понятийной неточности:
1. Стихи молодого поэта скоро будут выпущены в журнале.
2. Лес, окутанный темным мраком, наводил на нас ужас.
3. Страшная бедность заставляла его влачить жалкое сосуществование.
4. Он обратно опоздал на занятия.
5. Когда занавес раздвинулся, на сцене стоял актер в золоченом амплуа.
6. Отдельные члены группы не явились на экзамен по математике.
7. Писатель показал, как боролась с врагами молодая, юная молодежь.
8. Он не любил работать и вел праздничный образ жизни.
9. Новая пьеса привлекла внимание критиков оригинальным до банальности сюжетом.
10. В основании романа лежит история типичной дворянской семьи.